Белоруссия согласилась на создание крупных СП с российскими инвестициями

Москва, 18 декабря 2013, 14:54 — REGNUM  Официальный Минск согласился на продажу МЗКТ российскому инвестору, а также на создание СП "Росбелавто" и реализацию других крупных проектов в промышленной сфере. Об этом было заявлено 17 декабря на заседании президиума Совмина Белоруссии.

Правительство Белоруссии на заседании под председательством председателя Совмина Михаила Мясниковича рассмотрело ход реализации интеграционных промышленных проектов. Первый зампред Совмина Владимир Семашко доложил о создании белорусско-российского холдинга "Росбелавто" (на базе российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ"), об объединении белорусского госпредприятия ОАО "Интеграл" с российским ОАО "Росэлектроника" (ГК "Ростехнологии"), об интеграции белорусского госпредприятия ОАО "Минский завод колёсных тягачей" в структуру оборонно-промышленного комплекса России, о проекте белорусского госпредприятия ОАО "Пеленг" и ФКА Роскосмос, а также о проекте строительства российским инвестором нового азотного комплекса на белорусском госпредприятии ОАО "Гродно Азот".

По словам Семашко, подписан договор с консорциумом Chadbourne&Parke LLP и Sorainen на проведение юридической экспертизы возможности заключения и реализации договора доверительного управления акциями ОАО "МАЗ" и ОАО"КАМАЗ". Реализация проекта предусматривает создание холдинговой структуры путем передачи ей пакетов акций двух автопроизводителей (75% плюс одну акцию передаст МАЗ и 49,9% - КамАЗ).

"Если решение об эффективности создаваемой структуры будет положительное, а для этого есть все предпосылки, то в ближайшее время планируется решить вопрос по уставным документам, - цитирует Семашко пресс-служба Совмина. - Я считаю, что у нас есть шансы в первом полугодии следующего года создать совместную структуру, которая условно пока называется "Росбелавто".

"При создании структуры МАЗ получит доступ к той большой сбытовой структуре, которая есть у КАМАЗа", - сообщил Семашко. Он отметил также, что номенклатурный ряд белорусской и российской компаний очень схожи, поэтому предприятия несут неоправданные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, подготовку производства, а это сказывается на себестоимости продукции. Семашко констатировал: "При объединении усилий, проведении единой технической политики мы сэкономим большие деньги".

При реализации проекта белорусского ОАО "Интеграл" и российского ОАО "Росэлектроника" будет получен доступа на рынок спецтехники России, которая сегодня является основным рынком для белорусского госпредприятия. Кроме того, отметил вице-премьер, поставки продукции будут осуществляться напрямую без посредников. Уже подписан белорусско-российский меморандум о взаимопонимании, проведена оценка рыночной стоимости акций ОАО "Интеграл" и назван вариант приобретения акций ОАО "Интеграл" через механизм финансирования совместных проектов на площадке белорусского предприятия. Среди таких проектов названы развитие производства кристаллов, развитие сборочного производства и расширение субмикронного производства.

Продажу пакета акций ОАО "МЗКТ" российскому инвестору решено осуществить в 2014 году через дополнительную эмиссию акций, размещаемых по рыночной стоимости, с направлением полученных средств на модернизацию и техническое переоснащение белорусского госпредприятия, специализирующегося на выпуске продукции для ВПК. Уже достигнуты договорённости о порядке развития перспективного модельного ряда двух предприятий (партнёр с российской стороны в официальном сообщении не назван, - прим. ИА REGNUM), совместного создания нового поколения гидромеханических трансмиссий с финансированием данного проекта за счет средств бюджета Союзного государства.

Инвестпроект "Строительство азотного комплекса" в ОАО "Гродно Азот" будет реализован исходя из базового условия - наличия у российского инвестора должного объёма сырьевого ресурса (природного газа) для данного предприятия и нового азотного комплекса. В целях дальнейшей работы по проекту создана совместная рабочая группа. Предполагается создание российско-белорусского предприятия при реализации данного проекта. Интеграцию ОАО "Пеленг" в структуру "Роскосмоса" планируется завершить в 2014 году.

"Как было подчеркнуто, все проекты являются приоритетными для развития данных организаций в части привлечения иностранных инвестиций, сохранения своих позиций на внутреннем и российском рынках, а также продвижения конкурентоспособной продукции на мировые рынки", - сказано в официальном сообщении по итогам заседания президиума Совмина Белоруссии 17 декабря.

Как сообщало ИА REGNUM, создание российско-белорусского автохолдинга "Росбелавто" обсуждается с 2010 года и является, по мнению экспертов, знаковой, индикатором способности России и Белоруссии к примышленной интеграции. За время переговоров российская госкорпорация успела сменить название на "Ростех", но осталась в числе акционеров Камского автозавода. Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что не видит смысла в создании "Росбелавто" и налагал вето на итоги достигнутых сторонами договорённостей. По итогам заседания глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге 20 ноября председатели правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович заявили: следует принципиально решить вопрос об объединении ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ". В частности, председатель правительства РФ сказал: "Мне кажется, что нам уже давно пора либо завершить эту дискуссию и перейти к реальному объединению, либо закрыть эту тему, потому что она тянется давно. Это нервирует и трудовые коллективы, собственников или представителей собственников, а результата нет".

До этого, 21 октября в Минске на встрече с руководителями СМИ стран СНГ Александр Лукашенко заявил, что с созданием российско-белорусского автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" не следует торопиться, т.к. есть риск повторения негативной истории объединения ОАО "Уралкалий" и "ОАО "Беларуськалий" в рамках ЗАО "Белорусская калийная компания". В частности, он сказал: "Объединяясь, что вы привнесете в нас? Какие деньги в нас? Никаких. Технологических новинок - нет. КАМАЗ сегодня проигрывает МАЗу. Какие новые рынки получим? Никаких". Лукашенко уточнил: "Я предложил КАМАЗу не торопиться, поскольку у нас есть дурной пример работы "Уралкалия".

Отметим, ОАО "МАЗ" является госпредприятием и производителем широкой номенклатуры продукции, в т.ч. автобусов и другой коммунальной техники. На российский рынок приходится около 80% продаж белорусских грузовиков. За время переговоров о создании "Росбелавто" продажи белорусских грузовиков в России значительно сократились. Вступление России в ВТО ожесточило конкуренцию на российском рынке, где продажи грузовиков "МАЗ" за 9 месяцев 2013 года снизились до 9,3%. Продажи грузовиков "КАМАЗ" также сократились, однако при этом камский автозавод сумел увеличить долю на российском рынке с 33,5% до 45,6%.

Также отметим, 17 декабря в Москве состоялись российско-украинские переговоры, по итогам которых достигнуты договоренности о промышленной интеграции, а также о выделении официальному Киеву российской финансовой помощи в размере $15 млрд и снижении стоимости российского газа для Украины с $404 до $268,5 за 1 тыс кубометров. По мнению ряда экспертов, такой поворот событий усилил "сговорчивость" официального Минска по вопросу промышленной интеграции с РФ. На следующий день, 18 декабря Александр Лукашенко вылетел в Сочи на переговоры с Владимиром Путиным.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.