29 октября 2003 года в Москве на заседании Госсовета Российской Федерации были обсуждены основные направления транспортной политики страны и проект транспортной стратегии России до 2025 года, заслушан доклад о главных задачах развития транспортного комплекса Якутии и всего северо-востока России.

Госсовет одобрил стратегию развития транспортной отрасли Российской Федерации. Было отмечено, что предусмотрено сооружение мостов через Обь в Новосибирске и Ангару в Иркутске, а также строительство дорог на Колыме, в Якутии и в Западной Сибири.

Кроме того, было обращено особое внимание на строительство федеральных трасс. В том числе в 2004 году планируется завершить строительство автомагистрали Чита-Хабаровск и тем самым создать самую протяженную в мире Транссибирскую автомагистраль (10 тысяч километров) от Владивостока до Бреста.

С точки зрения инвестиционной привлекательности, есть несколько проектов: развитие транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг", строительство автомобильной дороги от Алдана до Якутска, а в перспективе и от Якутска до Магадана, обустройство портов на всех побережьях России и строительство подъездных путей к ним, мостовые переходы в Хабаровске, Ульяновске, Мурманске и на многих других территориях.

Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что транспортная сеть России развита крайне неравномерно: "Только один пример: почти 10% населения страны вообще не имеют круглогодичного доступа к опорной сети автомобильных дорог. А в Сибири и на Дальнем Востоке большую часть года нет альтернативы самому дорогому виду транспорта - авиации. Кстати, что касается Дальнего Востока, то нам еще предстоит подробно рассмотреть вопросы его транспортного сообщения с европейской частью страны. Мы вчера на президиуме Госсовета обсуждали этот вопрос. Некоторые коллеги говорили о тяжелых фактах, когда, например, на севере люди пешком ходят по 200 километров. Еще раз повторю: для России - с ее огромной территорией и целым рядом труднодоступных регионов - успешная работа транспортного комплекса особенно значима".

По мнению члена президиума Госсовета Российской Федерации Вячеслава Штырова, на примере республики Саха (Якутия) можно четко обозначить проблемное состояние транспортного комплекса всего Севера. На сегодня основой транспортной системы Якутии являются внутренние водные пути. Они открывают путь от железнодорожных магистралей на юге до арктического побережья республики. Пока нет альтернативы речным маршрутам с перевозкой грузов до отдаленных населенных пунктов, необходимо финансовую нагрузку по содержанию внутренних водных путей принять федеральному бюджету.

Главными задачами развития транспортного комплекса Якутии являются завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск до 2010 года с совмещенным мостовым переходом через реку Лену, окончание строительства железнодорожного подхода к Эльгинскому угольному месторождению.

Годовой экономический эффект запуска линии Беркакит-Томмот-Якутск составит свыше 10 миллиардов рублей. Руководство республики настаивает на том, чтобы это строительство было включено в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России до 2010 года" и имело статус инвестиционного объекта федерального значения.

Вячеслав Штыров также ставит вопрос о придании федерального статуса автодороге "Вилюй", связывающую Якутию с Иркутской областью, и автодороге "Амга" с выходом на Хабаровский край к Охотскому морю.

Что касается авиационного транспорта, членам Госсовета было предложено рассмотреть правовые положения субсидирования основной деятельности аэропортов Якутии за счет бюджетов всех уровней, в том числе и федеральной. По мнению главы Якутии, это позволит ускорить развитие инфраструктуры малых аэропортов и реконструкцию взлетно-посадочных полос с оснащением их современным навигационным оборудованием. В связи с этим, членам Госсовета было предложено ввести в подпрограмму "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России до 2010 года" раздел "Развитие малой авиации". Это позволит определить механизмы финансирования затрат на закупку авиационной техники с привлечением федерального и региональных бюджетов. Кроме того, республика Саха (Якутия) заявила о необходимости пересмотра нормативов содержания автодорог в условиях Севера.

Вице-премьер правительства Российской Федерации Владимир Яковлев подчеркнул, что вопрос о возможности получения внешних займов для продолжения строительства железнодорожной ветки до Якутска очень актуален. В частности, он сказал: "На сегодня, если все правильно оценить и опираться на точные расчеты по транспортным проектам, займы брать очень выгодно, поскольку они будут окупаться достаточно быстро. Только по Якутску, если посчитать, сколько денег требуется на северный завоз, то только хранение топлива в сезон требует 3,5 миллиарда рублей, а если говорить обо всех грузах, то общий перерасход составляет 15-16 миллиардов рублей в год. В то же время на строительство первой очереди дороги требуется 18 миллиардов рублей, а на всю дорогу - 31 миллиард рублей. Если взять займы под технико-экономические показатели, которые совершенно реальны, то это будет очень выгодно. Но мы проанализируем и возможность займов, и возможное участие ОАО "РЖД" и участие федерального бюджета и бюджета Якутии, а также участие иностранных компаний. В современных условиях для России важно не только привлечение международных финансовых институтов к финансированию капиталоемких инвестиционных проектов, но и создание условий для предоставления ведущими российскими банками кредитов отечественным предприятиям для осуществления транспортных проектов", сообщило ЯСИА.