Количество осужденных в Америке в 2010 году составило 7,1 млн. человек против 1,8 млн. в 1980-м. Связано ли это исключительно с ростом преступности или здесь присутствует иная, экономическая составляющая, разбираются волонтеры Стрингерского бюро международных расследований (fbii.org) в своем новом материале, опубликованном в "Аргументах недели".

Эксперты СБМР собрали свидетельства того, как американские тюремные корпорации зарабатывают на заключённых и обеспечивают с помощью "дружественных" законодателей постоянный приток свежего живого товара. Четверть заключенных всего мира сегодня отбывают наказание в тюрьмах США, а каждый пятидесятый американец задействован в работе тюремной системы. При этом годовой оборот этой индустрии превышает 70 миллиардов USD, а экономисты даже придумали для неё специальный термин - тюремно-промышленный комплекс.

Эссеист журнала The New Yorker, автор книги "Сидящая Америка" Адам Гопник, рассказывает, что сегодня под надзором исправительной системы США находится 7 млн. человек, а это больше, чем в Гулаге при Сталине. Причем, как и в сталинские времена, заключенные используются в качестве дешевой, а иногда и бесплатной, рабочей силы - 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство и принудительный труд, содержит удобную оговорку "за исключением тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено".

Среди компаний, заключивших контракты с тюрьмами, такие известные бренды, как Bank of America, Starbucks, IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, Hewlett-Packard, Nike, Intel и другие.

По данным СБМР, около 10% американских тюрем - это коммерческие предприятия, главной целью которых является получение прибыли. Более того, почти все тюрьмы, открывшиеся после 2000 года - частные.

Директор фонда "В общественных интересах" Ричард Смит рассказывает, что еще 30 лет назад управление тюрьмами передали частным компаниям. Сделано это было с точки зрения экономической эффективности. И коммерсанты, действительно, подошли к делу профессионально и стали сокращать издержки и максимизировали прибыль. Однако совершенно забыли про "исправление преступников". Такая оптимизация привела к сокращению сотрудников тюрем, и в первую очередь - охраны. В итоге стала расти преступность в самих тюрьмах. Более того, год назад вскрылось, что одну из тюрем Айдахо фактически контролировала тюремная банда - охрана не справлялась со своими обязанностями и предпочла договориться с самой жестокой группировкой зэков.

Преступность в тюрьмах растет, а тюремным корпорациям это на руку - за каждое преступление заключенный получает новый срок и на нем можно дольше зарабатывать. "В этом и заключается весь цинизм современной тюремной системы США - государство платит тюремным корпорациям за каждый день пребывания заключённого за решёткой. То есть чем больше в стране зэков и чем дольше они сидят, тем больше на них зарабатывают тюремные компании. Так американская уголовно-исполнительная система превратилась в уголовно-доходную", - говорится в отчете СБМР.

При сложившейся ситуации налицо сращивание государства и крупного бизнеса - законодательная поддержка извлечения прибыли из заключённых обеспечивается на федеральном уровне. Здесь стоит упомянуть Закон трех страйков, якобы направленный на борьбу с рецидивистами, и так называемый налог на низкую преступность - при заполняемости частных тюрем меньше чем на 96% (в среднем), они - тюрьмы - получают дополнительную компенсацию, что, например, штату Колорадо уже обошлось в 2 миллиона USD.

Так что тюремные корпорации с каждым годом только увеличивают свою прибыль, за счёт чего, по мнению экспертов СБМР, наращивают суммы на лоббирование законодателей, которые в свою очередь обеспечивают увеличение потока заключённых, от количества которых напрямую зависит увеличение прибыли тюремных корпораций.

Сами тюремные корпорации смотрят на эту ситуацию только с точки зрения бизнеса, продолжая расширять производственную тюремно-промышленную базу. "И если кто-то видит в этом реконструкцию отменённой полтора века назад рабовладельческой системы, то это его проблема. Ведь тюремные корпорации зарабатывают не на рабах, а на "лицах, надлежащим образом осуждённых за преступление", - говорится в расследовании.