"На нового мэра Норильска поступила первая жалоба".

(Коммерсантъ. 30.10.03. Б.Ельшин)

Городской избирком просит отменить итоги выборов

В Норильске разгорается новый скандал. Вчера около 23.00 по местному времени избирательная комиссия Норильска подвела итоги прошедших в воскресенье выборов мэра. Избирком признал победителем профсоюзного лидера "Норникеля" Валерия Мельникова, но тут же принял решение направить жалобу в суд с просьбой отменить результаты голосования. Сам господин Мельников считает, что за действиями избиркома стоит "Норникель", не желающий терять контроль над городом.

В первой части заседания члены комиссии составили и подписали протокол с подсчетом голосов избирателей, принявших участие в голосовании 26 октября. Избирком признал выборы состоявшимися, а победителем - профлидера "Норникеля" Мельникова, набравшего 51% голосов (ближайший конкурент профлидера, замгендиректора "Норникеля" Джонсон Хагажеев набрал чуть более 34%). Следующее заседание, на котором должны подтвердиться полномочия господина Мельникова в качестве главы Норильска, комиссия назначила на 15 ноября.

Однако затем на заседании были оглашены выводы рабочей комиссии, созданной для рассмотрения жалоб экс-кандидатов на победителя выборов. Комиссия зачитала четыре жалобы, в которых господин Мельников обвиняется конкурентами в финансовых нарушениях при проведении агитации. В частности, речь идет о том, что он якобы не оплатил из избирательного фонда наем вертолета для агитационного полета в Снежногорск. "Рабочей группой были установлены факты финансовых нарушений при проведении агитационной кампании Валерия Мельникова. Комиссией решено передать дело на рассмотрение в суд, который будет решать вопрос об отмене регистрации Валерия Мельникова как кандидата на пост главы Норильска",- заявил глава избиркома Виктор Садчиков.

Как и в апреле этого года, когда выборы мэра Норильска были сорваны после того, как суд отменил регистрацию победившего в первом туре профлидера, а остальные кандидаты отказались от дальнейшей борьбы, господин Мельников вновь возложил вину на "Норникель". "Проигравшая сторона постоянно обвиняет избирательный штаб Валерия Мельникова в использовании в ходе ведения избирательной кампании грязных технологий. Однако каких-либо доказательств использования таких технологий не приводится. Нет таких доказательств и у избирательной комиссии, и у правоохранительных органов" - такое заявление вчера распространил штаб профлидера. При этом сторонников мэра особенно возмутило то, что заявителями, добивающимися признания выборов недействительными, выступили бывшие кандидаты, набравшие менее 1,5% голосов избирателей.

"Госсоветом по бездорожью".

(Время новостей 30.10.03. А.Гривач)

Губернаторы прониклись кремлевской атмосферой Очередное заседание Госсовета прошло в Кремле в привычном формате. Ставший уже традиционным "прогон" стратегических документов через губернаторское собрание по определению не предполагал оживленной дискуссии и конкретных решений. Но значимости вчерашнему обсуждению транспортной стратегии придала внутрикремлевская напряженность, связанная с делом Ходорковского и ожиданием кадровых перестановок в администрации президента. Именно об этом спрашивали журналисты глав региональных администраций и других чиновников до и после официальной части. Губернаторы в основном действовали сообразно формуле "Все, что вы скажете, может быть использовано против вас".

На появившегося губернатора Чукотки и по совместительству второго состоятельного человека в России Романа Абрамовича вообще разыгралась настоящая журналистская охота. Стоило ему войти в холл, как он попал в плотное кольцо окружения из жаждущих услышать мнение об аресте Михаила Ходорковского журналистов. Г-н Абрамович с невинной улыбкой пытался отстраниться от камер и микрофонов, приговаривая по пути: "Ну дайте же куда-нибудь пройти". "Я на эту тему не думаю", - бросил он на вопрос о судьбе главы ЮКОСа. А на вопрос, не опасается ли г-н Абрамович, что его может постигнуть такая же участь, хозяин "Чел-си" ответил: "Этот вопрос надо задавать не мне. От меня ничего в данном случае не зависит". Сделав после этого обманное движение, чукотский губернатор, как высококлассный футболист, вырвался из круга и стремительно скрылся за надежными спинами сотрудников ФСО.

На самые щедрые комментарии решился другой губернатор-олигарх - Александр Хлопонин, представляющий Красноярский край и партию "Единая Россия". "Общее впечатление от всего происходящего оставляет грустный осадок. - поделился он с прессой. - Очень мало информации по всем злободневным сейчас вопросам, но в любом случае делать из этого драму, устраивать политические дебаты и устраивать это в процессе выборной кампании, я считаю неправильным. Надо меньше провоцировать слухи, меньше провоцировать политическое нагнетание". Досталось и прокуратуре, что звучит весьма вольнодумно в устах представителя партии власти. "Правоохранительные органы при этом должны предоставлять обществу больше объективной информации, чтобы успокаивать общественное мнение, и понимать, в каком направлении движутся события, - заметил г-н Хлопонин. - В противном случае мы будем жить в период неопределенностей, догадок, домыслов как со стороны власти, так и со стороны бизнеса". Комментировать возможные отставки в президентской администрации красноярский губернатор отказался, заметив при этом, что, если все же таковые произойдут, это будет означать "смену приоритетов". Оценить ее по шкале "положительно - отрицательно" он не решился.

Что касается официальной части Госсовета, то она прошла вяло. Сначала Владимир Путин обозначил основные проблемы, которые должна решить транспортная стратегия России: уточнение роли государства в этой сфере, внешнеполитическое сопровождение российских проектов и компаний на глобальном транспортном рынке, достижение принципиально нового качества услуг на транспорте, нового уровня их доступности и надежности, а также обучение "чиновников работать грамотно".

Расширенную версию приоритетных задач в транспортном комплексе и рецептов их решения представил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, возглавляющий рабочую группу Госсовета по транспорту, и "профильный" министр Сергей Франк. После этого слово было предоставлено всем желающим, каждый из которых поддержал итоги деятельности рабочей группы, не забыв упомянуть о насущном для его региона вопросе. Астраханский губернатор Гужвин говорил о коридоре "Север - Юг", мурманский Евдокимов - об атомных ледоколах, краснодарский Ткачев - о дамбе, "олигарх" Хлопонин - о долгосрочных фиксированных тарифах на перевозку грузов.

Владимир Путин внимательно слушал, не стесняясь время от времени отвлекаться на переговоры с сидевшим по правую руку премьером Касьяновым. Подытожил президент вполне в духе предыдущих заседаний Госсовета. Он призвал правительство принять до конца текущего года стратегию транспортного развития страны, учтя при этом результаты трудов группы президиума Госсовета по транспорту и итоги вчерашнего обсуждения. "Правительство исходило из того, что без замечаний руководителей регионов в полноценном плане она не может быть выработана", - подытожил Владимир Путин.

"Боятся".

(Коммерсантъ, 30.10.03. А.Колесников)

Губернаторам страшно комментировать отставку Александра Волошина

Вчера в Александровском зале Большого Кремлевского дворца президент России Владимир Путин провел заседание Госсовета, посвященное транспортной политике России. Но не оно интересовало журналистов. Все старались выяснить любые подробности, связанные с отставкой главы президентской администрации Александра Волошина. Специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ не стал исключением. И даже выяснил.

Георгиевский зал Кремля вчера в течение получаса представлял собой "смешанную зону", в которой журналисты могли, ни в чем себе не отказывая, обсудить насущные проблемы внутренней политики с губернаторами.

На самом деле всех волновал только один вопрос: отставка господина Волошина с поста главы президентской администрации. Практически ни у кого из журналистов не было никакого сомнения не только в том, что Александр Волошин написал заявление об уходе, но и в том, что отставка принята. Откуда-то все об этом точно знали. В этой ситуации, хочу мимоходом заметить, даже если ты никуда и не собирался уходить, то все равно, как порядочный человек, должен будешь это сделать.

В этой связи сразу вспоминается отставка Владимира Яковлева с поста губернатора Петербурга. Ни у кого не было никаких проверенных данных на этот счет, ни один высокопоставленный источник никому ничего на этот счет не говорил, но все абсолютно точно знали, когда, в какой день это произойдет. Именно в этот день это и произошло.

Журналисты, надо отдать им должное, с упорством, достойным, быть может, лучшего применения, спрашивали у губернаторов, что они думают об истории с Александром Волошиным. Мало того, они спрашивали об этом же и постпредов президента в федеральных округах, что выглядело уж совсем негуманно. Ну что могли сказать эти люди? А их все равно спрашивали.

Так, набросились без всякой жалости на представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Человек просто оторопел от неожиданности.

- Да ну вас, ребята! - искренне воскликнул он. - Спросите меня лучше про Госсовет. Про транспортную политику спросите!

Его мольбе не вняли, и Сергей Кириенко ушел из "смешанной зоны" по-настоящему обиженным.

Безукоризненно повел себя губернатор Московской области господин Громов. Он избирается на новый срок и по этому случаю сейчас находится в отпуске. Когда его спросили, как он относится к тому, что его вызвали из отпуска, он ответил, что вызвал его ведь не кто-нибудь, а президент, к тому же в этом зале довольно много таких же, как он, отпускников (намекал прежде всего на сопредседателя "Единой России", президента Татарии Минтимера Шаймиева и даже пристально, с неким неодобрением глядел в его сторону). А когда господину Громову задали вопрос про отставку Волошина, он поставил себя еще убедительнее и охотно рассказал, что через короткое время аэропорт Домодедово "станет самым лучшим, самым богатым, самым красивым аэропортом страны".

Человеком, мужественно согласившимся разговаривать именно про дело главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и отставку Волошина, стал губернатор Красноярского края господин Хлопонин. Он сделал заявление, которое некоторые информагентства посчитали сенсационным и тут же дали с пометкой "срочно": отставку главы президентской администрации должен комментировать не губернатор Красноярского края, а президент России.

А что касается дела Ходорковского, то тут Александр Хлопонин нашел очень серьезные недостатки. В общем, прокуратура ни в коем случае не должна в связи с этим делом, так сказать, замыкаться в себе. Она должна постоянно, не то что ежедневно, а, видимо, ежечасно, рассказывать о том, как продвигается расследование, чтобы вся страна была в курсе деталей этого дела и чтобы ни у кого из граждан не возникало ненужных вопросов или, не дай бог, сомнений. Господин Хлопонин ничего не сказал только о том, как при этом оградить от такой информации рынок.

Лишь сотрудники основных федеральных телеканалов делали вид, что происходящее их абсолютно не интересует. Они точно с самого начала знали, кто из губернаторов выскажет им свое компетентное мнение о перспективах транспортной стратегии России до 2020 года включительно, и не суетились.

Но даже они не совладали с собой, когда в зал, застенчиво улыбаясь, вошел губернатор Чукотки Роман Абрамович. Да, в эту секунду сдали нервы у всех без исключения. Журналисты, давно разбившиеся с губернаторами на мелкие кружки по интересам, при виде господина Абрамовича побросали своих собеседников (те от изумления и вспыхнувшей ревности буквально застыли на полуслове) и побежали к чукотскому губернатору. Это впечатляло.

Десятки людей с камерами и штативами наперевес неслись, стараясь обогнать друг друга, к входу в Георгиевский зал, мертвой хваткой беря в кольцо Романа Абрамовича, который к этому моменту уже и улыбаться, конечно, перестал. Сначала он в поисках спасения двинулся было к столу с едой, интуитивно предположив, видимо, что человека, который принимает пищу, журналисты, если они воспитанные люди, должны оставить в покое.

Но ему не дали даже приблизиться к столу. Громче других прозвучал вопрос о том, как он сам-то думает, не ждет ли его судьба господина Ходорковского. Господин Абрамович, на этот раз твердо улыбнувшись, ответил: - Разве я об этом должен говорить?

К этому моменту он, понимая, что должен двигаться (движение - жизнь, остановка - смерть), уперся в стену Георгиевского зала и не задумываясь повернул назад. Тут его спросили, не лишат ли его, как ему кажется, в ближайшее время клуба Chelsea. Роман Абрамович, похоже, собрался ответить и на этот вопрос, но тут увидел спасительный выход из "смешанной зоны" и искренне рванулся к нему. Вдогонку еще сыпались вопросы о судьбе Александра Волошина, но господин Абрамович был для них уже недосягаем.

В то же самое время в Большом Кремлевском дворце, где происходили все эти события, было одно место, где существовала возможность без всякого шума и пыли (хотя и в сильном дыму) получить практически исчерпывающую информацию по любому интересующему вопросу.

Речь идет о курилке на первом этаже.

Те же самые губернаторы азартно обсуждали тут происходящее в Кремле. Да, эту информацию никак нельзя назвать проверенной. Но оттого и особое доверие к ней.

Так вот, по этой информации, отставка Александра Волошина - действительно решенный вопрос. Более того, говорят, что напоследок господин Волошин один на один поговорил с каждым из своих заместителей, которых относил к членам своей команды, и попросил их не уходить вслед за ним, В результате не уходит никто, кроме него самого. На место главы администрации, по состоянию на вчерашний день, обсуждались две кандидатуры: первого заместителя господина Волошина Дмитрия Медведева и другого заместителя главы администрации - Дмитрия Козака. (Кандидатура Владимира Якунина снята с повестки дня.) Это, безусловно, более оптимистичный сценарий, чем тот, что фигурировал еще позавчера.

Правда, стоит оговориться, что впереди сегодняшний день, а также завтрашний. По-прежнему ожидается, что об отставке Александра Волошина, а также о новом назначении, как и сообщал вчера "Ъ", официально будет объявлено в конце недели.

"Договор" предпринимателей и власти".

("Красноярский рабочий", 30.10.03)

Вчера в краевой администрации прошла пресс-конференция, посвященная проблемам малого и среднего бизнеса.

Она состоялась накануне II межрегионального форума "Предпринимательство Сибири: договор-2003" и ярмарки ремесел. Как сказал заместитель губернатора, начальник ГУРЭП Эдхам Акбулатов, слово "договор" в названии форума означает выстраивание партнерских отношений между бизнесом и властью. А малый и средний бизнес сегодня нуждается в поддержке со стороны государства.

В рамках мероприятия пройдет несколько встреч за "круглым столом", на которых будут обсуждаться вопросы налогообложения, перспектив создания инновационного предпринимательства, привлечения инвестиций для развития бизнеса, а также проблема взаимодействия с правоохранительными органами и внешнеэкономическая деятельность в крае.

"Бюджетные новеллы Новака".

(Никита Медведев "Известия" 30.10.03)

КРАЕВЫЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ ОКАЗАЛИСЬ НЕ ГОТОВЫ К НОВОМУ ФОРМАТУ ОБСУЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА

На состоявшейся накануне очередной сессии Законодательного собрания во втором чтении был принят закон "О бюджетном процессе в Красноярском крае". Это был, пожалуй, один из немногих вопросов в повестке дня, вызвавший оживленные дискуссии депутатов. Администрация, со своей стороны, требовала немедленного принятия документа и введения его в действие. Депутаты возражали, с разной степенью пафоса и эффективности. В итоге проект документа был принят, однако его вступление в силу было отложено как минимум до весны.

Действующая редакция закона о бюджетном процессе, на основании которого ежегодно разрабатывается и исполняется главный финансовый документ края, датируется еще 1995 годом. Этот нормативный акт, по единодушному мнению представителей Совета администрации и депутатского корпуса, уже давно устарел. В частности, по целому ряду положений он противоречит российскому Бюджетному кодексу. Причем депутаты требовали принятия нового закона несколько лет подряд от администрации, возглавляемой еще Александром Лебедем, однако он так и не был разработан. Команда Александра Хлопонина смогла сделать это примерно в течение полугода и вынесла документ на рассмотрение депутатов, требуя немедленного его принятия.

Сейчас, по словам начальника главного финансового управления края Александра Новака, в тексте представленного в ЗС документа учтены все российские новации. Уже после первого чтения в новый законопроект внесли свои поправки Счетная палата края, главное управление Министерства юстиции по краю и экспертно-правовое управление ЗС. В итоге, по словам рассматривавших его вчера депутатов, закон стал настолько жестким, что они сомневаются, сможет ли предложившая его администрация обеспечить выполнение отдельных его положений.

В законе действительно прописано достаточно большое количество юридических новелл. Так, в крае устанавливается два этапа принятия бюджета. На первое чтение, не позднее 15 октября, выносятся документы о прогнозе социально-экономического развития региона, об общих направлениях финансирования на предстоящий год и утверждаются верхние пороговые значения для основных параметров бюджета. Детальная же проработка и утверждение бюджета должны проходить во втором чтении. Причем самое главное, удивившее депутатов, - это сроки, в которые администрация должна будет "уложить" процесс. Краевой парламент должен приступить к рассмотрению бюджета не позднее 18 дней после его поступления. Причем между двумя чтениями должно пройти не более 15 дней. Кроме того, в одно и то же время предлагается анализировать документ в комиссиях ЗС и, к примеру, в Счетной палате. Отчет об исполнении бюджета должен предоставляться ежемесячно, не позднее 20 дней по истечении финансового месяца, и ежеквартально, не позднее 25 дней по окончании квартала. Кроме того, губернатор должен предоставить информацию об исполнении бюджета за истекший финансовый год не позднее 25 апреля текущего года.

Вводя в законопроект такие условия, по мнению депутатов, администрация края ставит и себя, и депутатов в жесткие рамки. По мнению Александра Усса, документ "...обладает ярко выраженным дисциплинирующим эффектом для власти как исполнительной, так и законодательной", так как "...ставит депутатов в достаточно жесткие рамки в процессе обсуждения и принятия главного финансового документа края".

И, надо полагать, депутатский корпус оказался к этому просто не готов. Несмотря на то, что, по словам Новака, если бы документ был принят депутатами, краевые чиновники смогли бы уже сейчас начать работать по нему. 15 октября, конечно, прошло. Но, как утверждает начальник ГФУ, "...сроки бы немного сдвинулись. К примеру, в текущем году бюджет будет внесен в Заксобрание в начале ноября". Часть депутатов отказалась голосовать за эти предложения, мотивируя свою позицию тем, что "...если мы все равно не успели в этом году, то давайте доработаем документ и примем его позже". В то же время, по словам парламентария Алексея Клешко, "...практика нашей работы показывает, что никогда затягивание принятия законопроекта не приводило к улучшению его качества".

Тем не менее, законопроект, после долгих дискуссий, был все же принят во втором чтении за основу. Однако срок его вступления в силу депутаты назначили на 1 марта 2004 года. Одновременно оговорив, что в работе над проектом бюджета уже следующего года администрация должна основываться на концепции и принципах принятого документа. Случится это уже в самое ближайшее время.

"Послание губернатора".

(Елена Михайловская "Городские новости" 30.10.03)

КРАЕВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО-ПРЕЗИДЕНТСКИ

Вторничное заседание VIII сессии Законодательного собрания края многие журналисты оценили как скучное. Ни тебе скандалов, ни тебе громких заявлений. Даже отчеты начальника крайГУВД Юрия Астахова и прокурора края Виктора Гриня прошли без особого накала страстей, хотя в скандале вокруг краевого фонда "Правопорядок" до сих пор не поставлена точка.

Пожалуй, единственное, на чем "споткнулись" депутаты, - краевой закон "О бюджетном процессе". Это, по сути, документ, который устанавливает четкие правила подготовки и представления депутатам основного финансового документа края на очередной год. И с этим вроде бы никто не спорит. Тем более что большую часть обязательств берет на себя все же исполнительная власть.

Так, администрация края внесла в новый вариант закона обязательство до 15 октября представлять в краевой парламент прогноз социально-экономического развития края на ближайший год. В нем будут названы ожидаемые итоги исполнения основного финансового документа текущего года и проект бюджета на будущий год. Кроме того, депутатам будут представляться отчеты о доходах и расходах казны по итогам каждого месяца и квартала - до конкретного времени, которое определено этим законом. Иначе говоря, депутаты получают возможность постоянно контролировать, куда и как расходуются средства. Уже не случится такого, как происходило в прошлые годы. Парламентарии дружно голосовали за целевые социальные программы. Больше того, эти программы начинали выполняться (принят же документ). Только вот бюджетных денег исполнители не видели. Задерживалась зарплата, начинались проблемы с поставками оборудования. В лучшем случае средства поступали в конце года. В худшем, когда выяснялось, что реальные доходы, увы, меньше плановых, часть программы секвестрировали. С принятием нового закона о бюджетном процессе такое развитие событий должно быть исключено.

Хотя и от депутатов документ требует рассмотрения бюджета в четко отведенные сроки, реальность которых у народных избранников вызвала сомнение. Но больше всего депутатов смущало то, что указанные в документе даты применить к будущему году уже невозможно: названные сроки прошли. А поэтому парламентарии предложили принять закон с тем расчетом, чтобы он вступил в силу уже после утверждения бюджета на 2004 год - с 1 марта будущего года. Заместитель губернатора Александр Новак, который и представлял законопроект на сессии, с таким его вариантом согласился.

Впрочем, это вряд ли существенно повлияет на то, как в реальности будет завершаться формирование и идти представление основного финансового документа края на будущий год. Совершенно очевидно, что исполнительная власть верстала бюджет уже с учетом этого закона, пусть даже и существовавшего еще в проекте. Да и депутаты, видимо, осознавая сей факт, отсрочив вступление закона в действие, дали исполнительной власти карт-бланш, приняв постановление, которое разрешает и даже рекомендует применять принципы этого документа к бюджету-2004.

Взамен народные избранники попросили администрацию края изменить сам ход представления бюджета. Депутаты хотят слышать от губернатора бюджетное послание по типу президентского. Причем не за три месяца до начала нового года, а за полугодие, и не в виде плановых цифр затрат на ту или другую отрасль, а в виде прогнозных целей и параметров развития и конкретных данных, как их достижение скажется на доходах и социальной обеспеченности жителей края. Но пока это предложение - лишь идея, которую депутаты планируют реализовать в виде поправки к только что принятому закону.

Вряд ли это предложение депутатов вызовет какое-то сопротивление у исполнительной власти. Администрация края сейчас активно разрабатывает программу социально-экономического развития региона до 2010 года. В ее концепции, по сути, уже определены и цели, и задачи власти, причем именно в расчете на реальный рост доходов населения. Все, что нужно, - разбить эту программу по годам. Так что, вероятнее всего, первое бюджетное послание губернатора Законодательному собранию будет зачитано уже летом следующего года.

А представление основного финансового документа будущего года пройдет по правилам прошлого варианта закона. До 1 ноября, как и требуется, в Законодательное собрание будет внесен бюджет 2004 года. Депутаты на сессии усомнились в том, что исполнительная власть выдержит эти сроки. Но после состоявшегося вчера заседания Совета администрации края эти сомнения рассеялись.

Основные параметры доходов и расходов краевой казны уже определены. Поступления в консолидированный бюджет составят почти 46 миллиардов рублей. Расходы - чуть более 48 миллиардов. При этом казна "пополнеет" по сравнению с 2003 годом на 7 миллиардов. Главным новшеством основного финансового документа, как и обещала администрация края, станет бюджет развития. Он определен в 3-4 миллиарда рублей и будет зависеть от того, сколько частных инвестиций удастся привлечь под конкретные проекты на территории края.

Так что на следующем заседании сессии Законодательного собрания, по всей видимости, главными снова станут вопросы, связанные с бюджетом.

"Мы еще подрастем?".

("Городские новости" 30.10.03)

Рост объемов производства в Красноярском крае в этом году уступает общероссийским показателям. Об этом заявил на прошедшем заседании Совета администрации края заместитель губернатора Эдхам Акбулатов. Если в целом по стране физический рост промышленности составляет 5,9 процента, то в нашем регионе едва достиг трех процентов. Для сравнения: в прошлом году он составлял 6,6 процента.

Однако, по мнению представителей краевой власти, такой показатель не свидетельствует об экономическом отставании территории. Просто рост производства предприятий цветной металлургии (а их доля в экономике края достаточно велика) в большей степени регулируется мировой конъюнктурой.

Лидерами же по темпам роста в регионе стали машиностроение - 20 процентов и химическая промышленность - 15 процентов. Однако в общем объеме эти яркие показатели динамичного развития просто "тонут".

"Норильская сенсация".

(Виктор Николаев "Труд - Енисей" 30.10.03)

Итоги выборов главы единого муниципального образования "Город Норильск" явились настоящим сюрпризом для большинства аналитиков. По предварительным пока данным, победу уже в первом туре одержал Валерий Мельников, руководитель профсоюза ГМК "Норильский никель", набравший около 51% голосов. Вторым финишировал казалось бы безусловный фаворит Джонсон Хагажеев, заместитель гендиректора того же ГМК (34% голосов).

Напомним, в апреле выборы главы города были признаны несостоявшимися. Валерий Мельников тогда лидировал, но был снят в судебном порядке с избирательной гонки за финансовые нарушения. После него свои кандидатуры сняли и другие претенденты, что как бы замаскировало причастность всесильного в Норильске Комбината к судебному преследованию профсоюзного деятеля, вошедшего к тому времени в конфронтацию с руководством ГМК.

В промежутке между выборами топ-менеджеры "Норникеля" явно рассчитывали подготовить достойного кандидата, могущего конкурировать со "скандально известным защитником прав трудящихся". Исполняющий обязанности мэра Норильска тогда был сменен "продвинутым" заместителем губернатора края Львом Кузнецовым, но и тот, судя по всему, не успел "раскрутиться" к выборам. Тогда-то и был осуществлен казалось бы беспроигрышный проект - ГМК бросил в бой тяжелую артиллерию: Джонсона Хагажеева, имеющего огромный авторитет среди работников комбината.

Однако, похоже, что тень причастности к "московским олигархам" упала и на светлый образ норильского "папы Джонсона" - случилось то, что случилось. Пропагандистская машина "Норникеля" сейчас уверяет себя и публику, что поражение Хагажеева было вызвано тем, что его сторонники оказались настолько уверены в победе, что на выборы не пошли. Однако явка для Норильска была вполне приличной (39%), и потому здесь трудно все сваливать только на нее. Очевидно, что в городе накопились весьма серьезные "протестные" настроения, о чем свидетельствует и графа "против всех", занявшая на минувших выборах 3-е место (почти с 10-ю процентами голосов). Как говорится, есть о чем задуматься.

Яркая оппозиционность Мельникова (профсоюзы под его руководством даже объявили в начале года голодовку в знак протеста против социальной политики компании) давно удивляла многих наблюдателей. Некоторые даже полагали, что Мельников был "перекуплен" агрессивно в то время настроенным "Русским алюминием", другие высказывали версию о "зарубежном следе" конкурентов "Норникеля", действовавших через международные профсоюзные организации. Губернатор края Александр Хлопонин - также выходец из "Норильского никеля" - называл действия профсоюзных лидеров не иначе как "терроризмом"...

В принципе сейчас подоплека не так уж и важна. Для норильчан гораздо более значимо, насколько стороны готовы к взаимному компромиссу, и как будет управляться город в условиях возможной политической конфронтации в течение долгой полярной ночи.

"Нестандартные стандарты".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 30.10.03)

Вечером 28 октября завершило работу третье заседание VIII сессии Законодательного Собрания края.

Несчастливой оказалась судьба законопроекта "О краевых стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год". Этот документ устанавливает нормы предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта на квадратный метр общей площади жилья в месяц. Разумеется, речь идет об удорожании услуг ЖКХ. Например, в Красноярске предложено увеличить предельные затраты на отопление в 1,12 раза, на холодное водоснабжение - в 1,75, на канализацию - в 1,44. Средний рост тарифов составит 17 процентов.

Как явствует из заключения экспертно-правового управления ЗС, законопроект нуждается в доработке. К примеру, не ясно, будут ли затраты на капремонт жилищного фонда полностью финансироваться за счет бюджета или же их должны частично покрывать платежи населения. Также не определено, какой нормативный акт будет регулировать уровень платежей жильцов за тот же капремонт. Кроме того, из прилагаемых к законопроекту документов невозможно понять, как изменятся тарифы на жилищно-коммунальные услуги, уменьшатся или увеличатся объемы ассигнований, выделяемых из краевого бюджета, на субсидии гражданам.

Отметив, что краевой стандарт предельной стоимости услуг ЖКХ несколько занижен (36 рублей на квадратный метр в месяц вместо 42 рублей, предусмотренных для края федеральным стандартом), эксперты ЗС все же посчитали возможным утвердить предложенные цифры. Депутаты в общем-то и не спорили с тем, что "коммунальные стандарты" нужно узаконить как можно скорее. Однако для принятия положительного решения не хватило двух голосов, и закон не прошел.

- В этом нет никакой политики, - считает спикер краевого парламента Александр Усс. - Понятно, что принятие закона дает определенные преимущества территориям края. Они получат определенные гарантии в отношении того, на что могут претендовать для финансирования своих жилищно-коммунальных объектов. Если мы не примем этот закон, то краевая администрация получит большую свободу, а главы районов будут стаптывать ботинки в приемной Александра Валентиновича Новака. Спрашивается, кому от этого лучше? Поэтому позиция некоторых депутатов, направленная на срыв принятия этого закона, по меньшей мере спорна.

Добавим, что вывод насчет срыва напрашивается сам собой: 10 народных избранников при голосовании воздержались. Куда дружнее парламентарии были при утверждении очередной корректировки краевого бюджета на 2003 год, за которую высказались 30 человек.

После обеда на сессии выступили прокурор края Виктор Гринь и начальник ГУВД края Юрий Астахов. Они очень подробно и обзорно, не увлекаясь частностями, рассказали о криминогенной ситуации в крае и о профилактике преступности. Депутаты приняли эту информацию к сведению, высказали некоторые пожелания и не стали тревожить силовиков каверзными вопросами. Возможно, такого рода отчеты правоохранительных структур на сессиях краевого парламента войдут в традицию.

Депутаты также внесли изменения и дополнения в некоторые законы, например "О краевом государственном заказе", "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Красноярского края", "О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях".

А вот как прокомментировал Александр Усс дискуссию, разгоревшуюся при обсуждении повестки прошедшего заседания вокруг схемы управления краем:

- Прошел год - срок вполне достаточный, чтобы определиться, какая структура управления является наиболее подходящей для губернатора и администрации. Этот вопрос вызывает интерес в депутатской среде потому, что вот-вот будет внесен краевой бюджет на следующий год. Кроме того, у депутатов вызывает беспокойство ряд позиций, которые нуждаются в корректировке. В частности, беспокоит тот факт, что в нашем сырьевом крае нет заместителя губернатора, который бы занимался природными ресурсами. Это неправильно. Большая часть нашего бюджета формируется за счет поступлений от эксплуатации природных ресурсов. И в этой сфере мы имеем достаточно серьезные возможности, чтобы влиять на хозяйствующие субъекты и финансово-промышленные группы. Отсутствие такого заместителя явно ослабляет наши позиции. Для меня абсолютно ясно, что администрация края должна торопиться с определением собственной структуры.

"Дуют ветры с "Севера на Юг".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 30.10.03)

Пожалуй, еще ни одна плановая проверка Счетной палаты края не вызывала столь дружного негодования, как эта. Прозрачные намеки на некий "заказ", упреки в непрофессионализме, эмоциональные возражения и встречные обвинения - всего этого в избытке. В поднятом шуме почти не слышны голоса тех, кто призывает спокойно во всем разобраться, уладить спорные моменты и сделать правильные выводы. Чтобы впредь у контролирующих органов не вызывало столько вопросов использование средств краевого бюджета, потраченных на целевую социально-инвестиционную программу "Север на Юг".

На заседание постоянной комиссии Законодательного Собрания края по делам Севера и коренных малочисленных народов собрались все заинтересованные стороны. В некоторых выступлениях сквозила искренняя обида. Замгубернатора Николай Глушков, который стоял у истоков создания упомянутой программы, а затем вошел в состав правления одноименной ассоциации, так и сказал:

- Мне обидно за себя как за идеолога и разработчика программы, обидно за депутатов, которые в течение десяти лет работают в правлении. Как можно ставить под сомнение финансово-экономические вопросы? Это говорит о не очень высокой квалификации проверяющих.

Еще более резко высказался исполнительный директор ассоциации "Север на Юг" Александр Костылев:

- Цифры, предъявленные проверяющими, необоснованны. Мы готовы по каждому пункту отчитаться и доказать нашу правоту. Считаем, что проверка проведена необъективно.

Что же такого криминального "нарыли" специалисты Счетной палаты? Может быть, схватили за руку растратчиков, наткнулись на прорытые втихаря каналы, по которым "налево" уплывали миллионы казенных рублей? И почему тот же Глушков не раз высказывал свое неудовольствие по поводу решения обнародовать результаты проверки в Интернете? Чтобы найти ответ на эти и другие вопросы, достаточно зайти на сайт Счетной палаты и прочесть нашумевшее заключение. Вы убедитесь: уголовщиной там и не пахнет, а вот некоторые формулировки не напрасно задели за живое кураторов и исполнителей программы.

Если отвлечься от многочисленных фактов и цифр, в которых досконально могут разобраться лишь компетентные люди с большим опытом работы, то общий смысл заключения таков. Программа "Север на Юг" - вещь важная и полезная, но ее реализация крайне затруднена из-за скудного финансирования и слабого контроля за законным и эффективным использованием средств краевого бюджета. Чтобы подкрепить этот тезис конкретными доказательствами, придется все же привести ряд фактов и цифр.

Законы о краевом бюджете на 2001-й и 2002 год уменьшили ассигнования на мероприятия по строительству и приобретению жилья для участников программы на 65 процентов. Мало того, фактическое финансирование в 2002 году составило... пятую часть урезанной суммы - три с небольшим миллиона рублей. А в 2001 году, как назло, резко возросла стоимость строительно-монтажных работ, следовательно, увеличилась стоимость одного квадратного метра строящегося жилья и сократилась его общая площадь. Не удивительно, что за проверенный период, с 2000-го по 2002 год, договоры на строительство были заключены не на 2040 квартир, а всего на 648, фактически же распределено 403 квартиры. В результате жилье получило лишь 20 процентов нуждающихся северян - участников программы. За первые три года ее реализации 1637 семей, или более четырех тысяч человек, так и не удалось переселить.

Обмелел и другой источник финансирования - бюджеты муниципальных образований. По понятным причинам раскошелиться могли только Норильск и Северо-Енисейский район - остальным исполнителям программы из числа десяти северных территорий края эти траты были явно не по карману. Еще бы, ведь некоторые районы вполне можно назвать банкротами, например в Енисейском объем муниципального долга больше чем вдвое превышал собственные доходы бюджета, а в Мотыгинском этот показатель был в четыре раза "весомее" предельного значения, установленного Бюджетным кодексом. Весьма скромный вклад в программу внесли и сами северяне, чьи сбережения определены третьим источником ее финансирования.

Все это можно отнести к объективным причинам плохого исполнения программы, а весь сыр-бор разгорелся, само собой, из-за субъективных. И уж тут сколько людей, столько и мнений. Скажем, Счетная палата полагает, что задача ассоциации "Север на Юг" состоит вовсе не в повышении благосостояния аппарата управления. Как явствует из заключения, почти все средства, полученные в течение 2000- 2002 годов из краевого бюджета на текущее управление реализацией программы, были использованы на содержание аппарата ассоциации численностью 26-29 штатных единиц. Это можно расценить как незаконное использование казенных денег.

- Беда в том, что в программе не прописан механизм оплаты труда, - говорит аудитор Счетной палаты Тамара Семенова. - Правление само назначало себе оклады за счет средств краевого бюджета. К тому же, если здесь применить методику Госстроя, то при таких капвложениях в аппарате должно быть максимум семь человек, а никак не 29. С другой стороны, ассоциация работает не только с краевым бюджетом, поэтому может нуждаться и в дополнительных штатных единицах. Однако мы обратили внимание депутатов на то, что в условиях дефицита бюджета, да еще при фактическом отсутствии финансирования строительства, за счет бюджетных средств оплачивается труд сотрудников ассоциации (на это ушло около 5,6 миллиона рублей). Причем получали они, как минимум, вдвое больше, чем работники системы исполнительной власти.

Начальник экспертно-правового управления Законодательного Собрания края Любовь Елизарьева согласилась с тем, что этой самой исполнительной власти следовало бы утвердить численность работников аппарата ассоциации и регламентировать оплату их труда. К слову, именно управление Елизарьевой, куда обратились за помощью погрязшие в цифири и запутавшиеся в юридических хитросплетениях депутаты, составило свое мнение по поводу правовой части выводов Счетной палаты и на многие вопросы, скажем так, посмотрело со своей колокольни.

При этом оно согласилось, что программа действительно не корректировалась, а ежегодное приостановление финансирования законами о бюджете делает ее невыполнимой в той или иной части. Что касается причин долгостроя и распоряжения краевой собственностью, то, по мнению экспертно-правового управления, на заседании депутатской комиссии эти вопросы должны были стать предметом дополнительного рассмотрения. В частности, неясно, на каком основании коммерческой организации ООО "Арбан" передана 21 квартира в Канске. По закону это жилье следовало использовать по прямому назначению, то есть для реализации краевой программы. Странно, что такого рода "нюансы" комиссия не обсуждала.

Елизарьева назвала неочевидными потери краевого бюджета при реализации программы. Между тем, по данным Счетной палаты, за 2000-2003 годы они составили ни много ни мало 42 миллиона рублей. Ассоциации "Север на Юг" предложено возвратить в краевой бюджет средства, как утверждается, незаконно использованные на содержание ее аппарата (7,688 миллиона рублей) и на приобретение жилых помещений в поселке Бугач (10,757 миллиона рублей), а также взыскать штрафные санкции за несоблюдение сроков строительства и вернуть в краевой бюджет 23,6 миллиона рублей. Последнее обстоятельство больше всего возмутило г-на Костылева:

- Нам предъявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 23,6 миллиона рублей. Это голословная цифра. Названная сумма штрафных санкций не соответствует действительности. На самом деле она составляет меньше двух миллионов и была предъявлена в полном объеме нарушителю.

- Представители ассоциации истратили все свое красноречие на обвинение Счетной палаты в необъективности проведенной проверки, не сказав ни слова о конструктивных мерах по совершенствованию программы, - комментирует Семенова. - Утверждаю, что штрафные санкции ассоциация предъявила не ко всем заказчикам, нарушившим условия договоров. Что касается дома в Назарове, то по договору штрафные санкции рассчитываются с момента передачи жилых помещений ассоциации, а не с момента сдачи дома в эксплуатацию. Где здесь неправда? Просто ассоциация, на мой взгляд, пытается выдать желаемое за действительное.

- И вообще, впервые в моей практике случилось такое, - замечает Тамара Петровна. - Руководство ассоциации не пожелало обсудить со мной спорные вопросы до заседания комиссии - вместо этого прислало некие письменные возражения. Однако имеющиеся у меня материалы не позволяют с ними согласиться. Кстати говоря, было очень сложно проводить проверку. Каждый документ у ассоциации приходилось "выцарапывать". То ли это беспорядок в делопроизводстве, то ли нечто иное. Скажем, нам не предоставили правоустанавливающие документы на передачу участникам программы 61 квартиры в Минусинске. Ну а упреки в непрофессионализме пусть останутся на совести тех, кто меня обвиняет. Я не могу написать в заключении то, что кому-то угодно. Для меня главное - эффективное управление деньгами края.

Как видите, ситуация острая, каждый остался при своем мнении, и к общему знаменателю прийти будет трудно. А надо - программа "Север на Юг" отнюдь не потеряла актуальности, к тому же ее участниками являются не "новые русские", а пенсионеры с инвалидами, горбатившиеся в свое время "на северах", и те, кто прожил в районах отселения не меньше 15 лет. Единственное, в чем сошлись стороны, - это то, что не надо выплескивать с водой ребенка, закрывать программу ни в коем случае нельзя. Нужно провести дополнительные проверки, обследовать "болевые точки" и верно расставить акценты.

- Я готов на ближайшем заседании правления ассоциации спокойно обсуждать все по пунктам, вносить предложения и коррективы, - пообещал Николай Глушков. - Думаю, схема работает нормально, нужно ее чуть-чуть совершенствовать. И спасибо Счетной палате за проделанную работу.

На 2000-2002 годы на реализацию программы "Север на Юг" предусматривались инвестиции в объеме 793,3 миллиона рублей, однако краевой бюджет утвердил лишь 30 процентов этих средств -237,3 миллиона. На деле же финансирование за три года составило 80 процентов от сумм, утвержденных законами о краевом бюджете.

В начале марта 2003 года в списках участников программы "Север на Юг" было 5194 заявителя - в 1,4 раза больше планового показателя переселения, рассчитанного на пять лет. При нынешних темпах строительства для того, чтобы такое число северян справило новоселье, потребуется еще около сорока лет.

Нехватка денег, выбор заказчиков и застройщиков с неустойчивым финансовым положением, невыполнение некоторыми из них объемов работ в определенные договорами сроки при стопроцентной предоплате, вкладывание средств в реконструкцию объектов, введенных в эксплуатацию почти 40 лет назад, - вот главные причины долгостроя и удорожания стоимости жилья для северян-переселенцев.