Регионам "тюменской матрешки" необходимо работать с Федерацией по пересмотру межбюджетных отношений и обратить внимание на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Об этом заявил заместитель председателя Тюменской областной Думы и лидер фракции ЛДПР Владимир Сысоев, сообщили 11 декабря корреспонденту ИА REGNUM во фракции.

Проект Тюменского областного бюджета на 2014 год формировался в сложнейших условиях, отмечает Владимир Сысоев. Особенно сложным было формирование доходной части. Пик бюджетных расходов, сбалансированных с доходами Тюменской области (192 млрд. рублей), ХМАО-Югры (171 млрд. рублей) и ЯНАО (147 млрд. рублей), пришелся на 2012 год, и повторить такие показатели в ближайшем будущем не получится, считает он.

"Причины известны: продолжающаяся централизация доходной части в федеральном бюджете, увеличение НДПИ на газ, рост производственных и непроизводственных доходов компаний влияющих на уменьшение налогооблагаемой базы компаний, нестабильная ситуация для инвесторов", - пояснил парламентарий.

По его мнению, "окно возможностей", которое открылось после кризиса 2008 года, уже исчерпано, и сейчас видно, какие субъекты смогли его использовать, чтобы привлечь "реальных" инвесторов, начать новые проекты, направленные, в первую очередь, на создание новых высококвалифицированных рабочих мест, рост производительности труда и увеличение валового регионального продукта, а какие занимались "простым освоением бюджетных средств, увеличивая и так разросшуюся бюджетную сеть и новую армию бюрократов".

Сысоев отмечает, что регионы финансируются по "остаточному" принципу. "Все субъекты, в том числе и на самом высоком уровне, открыто говорят о недопустимости принудительного снижения доходов регионов при таком же принудительном увеличении их расходных обязательств. И в таких условиях, например, Тюменский областной бюджет "съест" все, что копилось за последние три года. А ситуация на Ямале с увеличением НДПИ на газ впрямую приведет к снижению поступлений налога на прибыль от организаций. Югра вообще решила пойти на беспрецедентное увеличение долговых заимствований, до 70 млрд. рублей", - пояснил он.

Депутат считает, что в этих условиях региону необходимо вести работу с Федерацией по пересмотру межбюджетных отношений, выходить с инициативами по увеличению доходной базы бюджета через перераспределение нормативов по налогам, "а не просто придумывать, как и где повысить ставки для граждан и загибающегося малого и среднего бизнеса". Так, например, депутаты Тюменской областной Думы из разных фракций подготовили и внесли проект федерального закона, предполагающий перераспределение действующих нормативов по налогу на прибыль и зачисление существующих федеральных 2% в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Также нужно "со всей серьезностью и ответственностью подойти к работе по повышению эффективности расходования бюджетных средств", считает Сысоев: "На заседании Госсовета, которое состоялось 4 октября 2013 года, направления этой работы были определены. Считаю, что эта деятельность должна объединить все наработки, которые есть в Тюменской области, и, учитывая опыт других субъектов по данному направлению, определить для себя конкретные механизмы определения эффективности предполагаемых расходов еще на стадии формирования как расходов на целевые муниципальные, окружные и областные программы, так и расходы годового бюджета в целом".

Недопустимо, чтобы многомиллионные социальные объекты, например железнодорожный вокзал в Нягани, больница на 1100 мест в Нижневартовске, детские сады в Сургуте строились и сдавались годами, отмечает парламентарий.

В целом же, по его мнению, Западная Сибирь сегодня является геополитическим центром России, формируя подавляющую часть федерального бюджета, и именно за счет региона возможен новый экономический рост в стране с минимальными вложениями и быстрой отдачей, поэтому необходимо "серьезно задуматься о Стратегии и скорейшем комплексном освоении ресурсной базы Западной Сибири до 2050 года".