Сегодня, 11 декабря, президент республики Рустам Минниханов направил поздравительную телеграмму главе Татарстанской митрополии РПЦ митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию, который отмечает 25 лет с начала архиерейского служения.

В поздравлении, текст которого выложен на сайтах Татарстанской митрополии и правительства республики, Рустам Минниханов отметил большой вклад архиепископа в общественную жизнь региона и его конструктивную деятельность. "Вы сумели многое сделать для укрепления и расширения церковной структуры в регионе, внесли свой важный вклад в развитие социального партнерства с государственными и общественными организациями, конструктивного сотрудничества с представителями других конфессий. Ваше церковное служение, являющееся образцом неустанного созидания, снискало Вам заслуженное уважение среди татарстанцев".

Эти тезисы вызвали недоумение у экспертов и общественных активистов в Казани. "Итоги четвертьвекового служения владыки Анастасия более чем противоречивы, - считает пресс-секретарь Общества русской культуры Казани Алексей Топоров. - Думаю, лучшей иллюстрацией его деятельности могут послужить губернаторская церковь в Казанском кремле, переделанная в Музей государственности Татарстана и татарского народа, Успенская церковь в Болгаре, в алтаре которой устроена экспозиция, и разрушающийся храм-памятник Спаса Нерукотворного на Казанке, подходы к которому до сих пор заливает вода... И всего чуть больше двух сотен православных приходов по Татарстану наряду с полуторатысячей мусульманских.

Можно продолжать и продолжать... Например, рассказать о том, как совсем недавно владыка Анастасий запретил священникам под страхом выведения за штат комментировать ситуацию с поджогами церквей в республике и выступил с официальным заявлением только после того, как получил соответствующее разрешение из аппарата президента Татарстана. В митрополии практически не ведется катехизаторская работа, а если она и есть, то её результатов не видно. С другой стороны я, православный христианин, вижу, как в казанских поселках открываются мечети, а вот церквей там до сих пор нет.

Думаю, все эти результаты говорят сами за себя. В лице митрополита Анастасия мы видим абсолютно зависимую от местных властей фигуру, которая не добилась каких-либо успехов в возрождении и распространении православия в крае. Если бы аналогичным отношением к своему служению отличались предшественники митрополита, то подозреваю, что о православии в Казанском крае, да и в остальной России, уже бы забыли. В светских институтах за такие "достижения" снимают с занимаемых должностей, но здесь же все сложнее, и православные Татарстана терпят такого пастыря, которого Господь, видимо, дал нам по грехам нашим".

"Конечно, не все удалось за эти 25 лет Анастасию, особенно в плане возвращения зданий многих храмов обратно церкви, - отмечает доктор политических наук, профессор КНИТУ-КАИ Владимир Беляев. - Особенно это наглядно смотрится на фоне большого числа построенных новых мечетей. Прежде всего, это происходит из-за нежелания равноправного диалога со стороны местных властей, они относятся к православию как ко "второй религии". Тем не менее, с руководством республики у Анастасия отношения терпимые. Иногда он, может быть, даже слишком дипломатичен, но это опять же обусловлено ситуацией в мусульманском регионе. В целом же главная заслуга деятельности Анастасия заключается в том, что он смог сохранить в непростой обстановке мир между двумя конфессиями. Конфликтов между христианами и мусульманами-суннитами нет, и это уже большой успех".

"На современном этапе деятельность владыки Анастасия нередко критикуется представителями русского движения в Татарстане за нерешительность, - отмечает политолог, диссертант Глеб Прожилов. - Особенно заметно это на фоне активной позиции мусульманского духовенства. Есть и позитивные моменты - за 25 лет в республике существенно увеличилось количество храмов, возрождена Казанская духовная семинария. Тем не менее, данные факты не стоит воспринимать как исключительную заслугу митрополита Анастасия. Не стоит забывать, что его деятельность сравнивается с предшествующим этапом торжества атеизма в рамках господствующей коммунистической идеологии".

"Митрополит Анастасий очень выгоден властям: свою точку зрения не высказывает, ничего не просит, в частности, не просит возвращения православных храмов. Его точка зрения всегда совпадает с мнением властей, - говорит председатель Общества русской культуры Татарстана, профессор-социолог Александр Салагаев. - Образно говоря, владыка "спит с властью в одной постели". Причин много, главная та, о которой уже как-то рассказала казанская монахиня Евфросиния... Все его скелеты в шкафу хорошо известны властям и являются своеобразным крючком, за который можно дергать. Результат - в республике с примерно паритетным составом мусульман и православных (русские, чуваши, кряшены и др.) - более 1500 мечетей и чуть больше 200 православных церквей".

Как уже сообщало ИА REGNUM, ситуацией в Татарстане теперь озаботился и Московский патриархат. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал обратить внимание на проблему дискриминации русских и православных в республике. Священник заявил об этом 9 декабря на II международных Свято-Антониевских чтениях в Бишкеке.