Реализованные в Белоруссии меры по дебюрократизации привели к увеличению нагрузки на тех чиновников, которые сохранили статус госслужащих. Об этом Александр Лукашенко заявил 10 декабря на республиканском совещании по решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами, сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

В ходе совещания Лукашенко подверг критике состояние работы с руководящими кадрами и обратил внимание на проблему привлечения на госслужбу. Глава Администрации президента Андрей Кобяков, назначенный во главе специально созданной госкомиссии по дебюрократизации, доложил о состоянии работы с руководящими кадрами в системе госорганов и мерах по её совершенствованию. Он сообщил участникам совещания, что Администрацией президента совместно с Совмином и другими госорганами подготовлен соответствующий проект указа, в котором будут закреплены новые подходы к работе с кадровым резервом, принятию дополнительных мер по недопущению "пересаживания из кресла в кресло" скомпрометировавших себя руководителей, а также будет нормативно закреплены ограничения по дальнейшему трудоустройству на другую руководящую работу лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам.

Оценивая источники привлечения новых кадров в чиновничество, Кобяков указал на предпринимательский и бизнес-сектор, отметив при этом: "Но есть опасность лоббирования чиновниками интересов своих коммерческих фирм, куда они в любой момент могут вернуться. Однако гораздо хуже скрытые формы лоббирования бизнеса. Чиновник, внешне всячески маскирующий свою помощь тем или иным бизнес-структурам, на порядок опаснее. Тот же, кто открыто пришел в госаппарат из бизнеса, дважды подумает, прежде чем помочь тем, с кем он был раньше связан".

"Уже нет особых отличий в деле привлечения на госслужбу успешного руководителя государственного предприятия или топ-менеджера частной компании. И тот и другой, по сути, наемные работники: одного наняло государство, другого - частник. Их доходы уже сопоставимы", - сказал Кобяков.

Глава Администрации президента сообщил также, что по поручению Лукашенко прорабатывается вопрос о создании системы стимулирования руководителей в зависимости от выполнения прогнозных показателей. Кобяков обратил внимание: "Однако пока нет единого мнения, какие именно принципы, показатели и за какой период должны быть положены в основу такого стимулирования и насколько объективно они будут отражать вклад руководителя, чтобы не получилось награждения непричастных".

Оценивая прошедшую в госорганах оптимизацию на 25%, Кобяков сослался на социологические опросы, согласно которым часть госслужащих считает, что оптимизация пока не оправдала их ожиданий. Кобяков констатировал: обязанности между работниками в должной мере не перераспределены, а на оставшихся сотрудников автоматически переложен ряд функций. "Но оптимизация - это не только сокращение штата, а, прежде всего, необходимость дебюрократизации аппарата. Здесь у всех госорганов есть большие резервы для совершенствования работы, - сказал Кобяков. - Несмотря на неоднократные требования главы государства, широко распространена практика систематического сбора информации, не предусмотренной ведомственной отчетностью".

Генпрокурор Белоруссии Александр Конюк доложил о деятельности по противодействию коррупции, отметив: за десять месяцев 2013 года в республике зарегистрировано коррупционных преступлений на 30 % больше, чем в 2012 году. "Но к этой цифре надо спокойно относиться, потому что коррупционные преступления являются наиболее латентными. И эти 30% связаны лишь с тем, что увеличилась раскрываемость, повысилась активность правоохранительных органов", - заверил Конюк.

Зампред Совмина Анатолий Тозик также высказался о проблемах повышения качества подбора и эффективности работы руководящих кадров. "Из сферы управления уходят люди, сформировавшиеся как руководители в советское время. Это естественный процесс. Но в государственную службу должно прийти новое поколение - умное, преданное стране и способное, может быть, более адекватно воспринимать новые условия, вызовы и угрозы. К сожалению, за небольшим исключением этого не происходит, и государственная служба для этого поколения теряет свою привлекательность, - сказал Тозик. - У нынешних 30-40-летних людей иная, чем у нас, система ценностей и ориентиров. Она есть, и ее надо принимать".

Министр образования Сергей Маскевич предложил обратить внимание на материальное стимулирование молодёжи, связывающей свою судьбу с бюрократической деятельностью. По мнению Маскевича в спецфондах президента по поддержке одаренной и талантливой молодежи следует "отдельно зафиксировать тех, кто проявляет высокую общественную активность", чтобы в дальнейшем они имели определенную государственную поддержку для поступления на госслужбу. Маскевича поддержал председатель президиума Академии наук Белоруссии Владимир Гусаков, который также высказался за создание системы отбора потенциальных кандидатов для работы на госслужбе начиная со школы. Гусаков заявил: "Есть люди, которые по своим склонностям и способностям к этому предрасположены. Полагаю, что для подбора толковых людей для госслужбы надо организовать отбор, начиная с этапа школы, лицея или гимназии".

"Что касается оптимизации, мы ее провели. Но абсолютно точно было сказано: надо было не только оптимизировать количество людей, сократить аппарат, но надо было оптимизировать функции. А то, что вы, сократив людей, их функции переложили на других, - это самое простое и глупое решение, которое можно было только ожидать. Поэтому вернитесь еще раз к этому вопросу, - заявил Лукашенко. - И дальше - образование, здравоохранение и прочее. Мы тоже на это обращали внимание. Там тоже надо оптимизироваться".

Как сообщало ИА REGNUM, в 2012 году Александр Лукашенко в очередной раз заявил о курсе на дебюрократизацию и сокращение численности госслужащих Белоруссии на 25-30%, что было расценено политологами как вынужденная мера из-за сокращения дотаций со стороны России, кризисного состояния белорусской экономики и неэффективности госуправления. По распоряжению Лукашенко 1 октября 2012 года была создана госкомиссия по реформированию органов государственной власти, которой было поручено разработать комплекс мер по сокращению численности госслужащих. Руководителями госкомиссии Лукашенко назначил главу Администрации президента Андрея Кобякова и помощника президента Наталью Петкевич (ранее курировала отмену льгот в Белоруссии). В ходе "упорядочения" чиновничьей вертикали многие чиновники лишились статуса госслужащих и потеряли надбавки к зарплате, покинув госучреждения.