Технически РЖД может построить многое, вопрос в политике: интервью с главой РЖД Владимиром Якуниным

Москва, 10 Декабря 2013, 11:22 — REGNUM  Беседа с нашим собеседником, которого западные СМИ называют "железнодорожным царем" России, началась с вопросов образования. Это было естественно, интервью проводилось в рамках организованного международной некоммерческой и неполитической организацией Youth Time форума в Париже, посвященного актуальным проблемам образования. "Помимо передачи знаний образование должно способствовать социальному развитию человека", - считает наш собеседник, президент ОАО "Российские железные дороги", основатель Международного общественного форума "Диалог цивилизаций" Владимир Якунин.

Беседа с Якуниным помимо проблем образования не могла не затрагивать проблемы логистики, железных дорог, реального сектора экономики, которые находятся в орбите его прямых обязательств. С 2005 года Якунин назначен главой РЖД и руководит сферой по сей день. Длина железнодорожного полотна России составляет около 85500 км. Этот рельсовый серпантин ожидает масштабная программа модернизации, стоимостью около 65 млрд евро. О том, когда начнется программа модернизации, затронет ли она "Армянские железные дороги", переданные в концессионное управление южнокавказской "дочке" РЖД - ЮКЖД, планирует ли вообще РЖД вложить средства в развитие армянских железных дорог, и, наконец, насколько реален перезапуск абхазского участка Транскавказской железной дороги и строительство железной дороги в Иран, в интервью корреспонденту Ереванского бюро ИА REGNUM рассказал Владимир Якунин.

ИА REGNUM: Владимир Иванович, вообще вопросами образования молодежи до сих пор занималось взрослое поколение, однако в настоящее время тренд меняется. Молодежь выражает недовольство качеством образования и представляет свою повестку по поводу будущего сферы. Какой вы видите роль молодежи в деле изменения качества образования, что она может предложить?

Знаете, не могу не ответить шуткой на то, что составлением образовательных программ молодёжи всегда занимались взрослые. Расскажу анекдот по этому поводу. В одной семье родился ребенок. Он пять лет вообще не разговаривает. К каким бы врачам только не ходили родители, ничего не помогает. Наконец, на шестом году они всей семьей сидят за столом, едят и вдруг ребенок говорит: "Мама, в борще не хватает соли, передай, пожалуйста, соль". Родители чуть не упали в обморок, аплодисменты, радость и они спрашивают: "Петечка, ну почему же ты так долго молчал?". Он отвечает, что до этого все было хорошо. Может быть, молодёжь молчала, поскольку до этого и в образовании было все достаточно хорошо.

В настоящее время, когда произошли кардинальные изменения в организации социума, в отношениях внутри общества, когда парадигмы социального развития не являются следствием теоретических разработок, а лишь продолжением неких социальных экспериментов, как с положительными, так и отрицательными результатами (а только потом можно будет определять какой будет мейн-стрим), молодежь почувствовала, что она остается одна со своими проблемами. Молодежь поняла, что именно образование дает молодым людям тот необходимый старт-ап, без которого невозможно правильно позиционироваться в жизни. Именно поэтому и Youth Time уделяет этому огромное внимание. Но это однозначно и наша позиция, поскольку всегда должен быть потребитель того или иного продукта.

Если говорить коммерческим языком, продуктом образования является знающий, хорошо подготовленный специалист с определенными навыками. Бизнес, безусловно, интересуется тем, что происходит в сфере образования, поскольку он начинает ощущать нехватку квалифицированных специалистов. Например, в России, где мы являемся акционерами ЗАО "Трансмашхолдинг" (крупнейшая в России компания в отрасли транспортного машиностроения), из-за нехватки квалифицированных специалистов планируем создать специальный факультет в одном из российских вузов. Квалифицированных инженеров в области машиностроения не хватает.

ИА REGNUM: Среди молодежи существует недовольство качеством образования. Она желает перемен, и вы поддерживаете этот вектор. Просто выражать недовольство и стремиться к переменам - мало, необходимо и предложить что-то вместо нынешних парадигм. В связи с этим вопрос. Каким должно быть образование в будущем?

Я не специалист в образовании. Может быть, ответ на этот вопрос в большей степени отвечает декларация, которая была принята по итогам форума, посвященного теме образования. Я поставил свою подпись под этим документом, поскольку разделяю и принципы, и подходы декларации. Если попытаться кратко ответить на ваш вопрос, то я считаю, что школа - это институт "клонирования" граждан того или иного общества. Образование воспроизводит социум, в его навыках, культурном и социальном знаниях, именно поэтому мне представляется столь важным проведение молодежного форума, посвященного теме образования. Образование, в конце концов, не только сумма знаний, который молодой специалист получает. Это еще и формулирует представления человека о том, какой является наша жизнь и каким должен быть гражданин. В широком смысле речь идет о просвещении, где переплетается сумма технологических и фактологических знаний с воспитанием.

ИА REGNUM: Одним из важных обстоятельств развития образования специалисты считают связь с крупным бизнесом. Как обстоят дела в этой области в России, и как может бизнес помочь развитию образования?

Безусловно, это широко распространенная практика на Западе, в США. Все университеты взаимодействуют с крупнейшими компаниями. То же самое происходит в нашей стране и европейских государствах. Другое дело, какие задачи ставит заказчик, чего он хочет. Мне кажется, что здесь и бизнес, и система образования подверглись достаточно массированной обработке на предмет того, как они понимают требуемые для них результаты образования. Если потребным продуктом является лишь форма свободности и демократичности, без внутренней содержательности, это будет лицемерием. Если речь идет о том, что образование, прежде всего, возбудило в человеке способность самостоятельно мыслить и работать, это только часть задачи, которую образование должно решить. В противном случае, то, что было познано до него, он начнет познавать снова, иными словами - начнет с нуля придумывать велосипед. Поэтому в ходе процесса обучения нужно передавать и сумму каких-то академических знаний. Все профессиональные фирмы имеют кодекс этики, принимают какие-то этические нормы. Ведь это связано с социализацией человека, а она начинается с семьи, потом в детском садике, школе и так далее.

К сожалению, должен констатировать, что далеко не всегда происходит именно так. Бывает, что в погоне за формой забывают о содержании. В данном случае это касается образования в нашей стране, когда некоторые специалисты считают, что не для чего детям учить, например, русские народные сказки. То есть, учат детей не тому, чему можно было бы учить, считая, что наше общество должно стать западным. А кто сказал, что это общество должно стать западным? Я не хочу становиться американцем, я хочу оставаться русским. Это очень важный момент. Однако сказанное совершенно не означает, что я возражаю против научных, экономических достижений американцев или их истории.

ИА REGNUM: Владимир Иванович, вы представляете реальный сектор экономики. В этом плане насколько прочны связи между РЖД и местными российскими вузами?

Начнем с меня. Я долго колебался, но потом принял предложение Московского университета и возглавил кафедру государственной политики факультета политологии. Я действительно считаю, что образование требует заботы, опеки и бизнеса, и государства, и общества. Это первое. Второе, у нас есть свои собственные отраслевые высшие учебные заведения, которые готовят инженеров и специалистов в области железнодорожного транспорта. Их у нас девять по стране, они сейчас принадлежат системе министерства транспорта. Дальше у нас подписаны соглашения с рядом ведущих научных учреждений России. Создана кафедра геополитики транспорта в МГИМО, подписано соглашение с факультетом политологии МГУ, я вхожу в попечительский совет бизнес школы Санкт-Петербургского университета. То есть для меня это абсолютно очевидно, и ответом на вопрос является все то, что я сам делаю.

ИА REGNUM: В экономике есть два сектора - финансовый и реальный. Вы представляете реальный сектор экономики и часто критикуете финансовый сегмент. Насколько в настоящее время финансовый сектор способствует развитию реального сектора?

Конечно, в какой-то степени способствует. Но если вспомнить историю, то деньги возникли как средство оценки того товара, которым обменивались люди. Именно с этой точки зрения финансовая система является вторичной по отношению к системе реального производства. У нас сейчас пирамида перевернута с ног на голову, и финансовые спекуляции стали самостоятельным видом бизнеса, что абсолютная ерунда. Произошло это из-за того, что в какой-то момент оторвали привязку денег с золотом, чтобы это якобы стимулировало развитие экономики (с одной стороны простимулировало, поскольку не надо было больше ничего бояться). Произошло это в тот момент, когда долг США превысил все разумные пределы. Опасаясь, что кто-то им предъявит требование обвернуть зеленые бумажки в золото, они тогда и придумали эту систему. Все аплодировали тогда и были счастливы, но сейчас мы все расхлебываем последствия, и не знаем, как из этого выйти.

ИА REGNUM: Насколько я знаю, разработана уже модернизационная программа Российских железных дорог, которая оценивается в 65 млрд евро. Когда будет запущена это программа и затронет ли она дочернюю компанию РЖД - ЮКЖД в Армении, которая управляет "Армянскими железными дорогами" на основе концессионного соглашения?

Во-первых, я не знаю, когда это будет, потому что это только стратегия развития. Поэтому она и стратегия, что определяет лишь потребные объёмы и сроки. Элементы этой работы мы уже проводим, что связно с развитием и модернизацией Транссиба, стоимость которого оценивается в 562 млрд рублей, и программа рассчитана на ближайшие пять лет. В этом же русле нужно рассмотреть стратегию по развитию высокоскоростного движения и созданию локального производства в России новейших электрических и дизельных локомотивов. Сюда же можно отнести и ориентацию на развитие логистического бизнеса. Это все элементы той самой стратегии, о которой вы упомянули. Если же говорить о том, сколько лет потребуется на то, чтобы привести железнодорожную сеть России к теоретическому пониманию современного железнодорожного транспорта, то и здесь нет четкого ответа. У нас, например, земляное полотно в подавляющей протяжённости было создано в те времена, когда создавали железные дороги вообще. То есть ему больше 100 лет. Земляное полотно - живой организм, в нем происходят процессы, и там где мы не занимались "лечением" полотна, по всей видимости, накапливаются негативные вещи, которые потом проявляются чисто технически.

В этом плане для модернизации всего полотна необходимо достаточно много времени. Взять даже контактную сеть электрификации. У нас самый длинный электрифицированный участок железной дороги в мире - 43 тыс. км. В основном он был построены тогда же, когда у нас начали реализовывать программу электрификации - почти 100 лет назад. Поэтому для реализации стратегии модернизации необходимо очень много средств и времени. Сказанное отнюдь не означает, что сфера не развивается и находится в таком упадочном состоянии, что вот-вот рухнет. Ничего не рухнет. Наоборот, мы проводим работу по модернизации, этап за этапом, шаг за шагом.

ИА REGNUM: Поскольку я представляю ереванское бюро ИА REGNUM, не могу не задать вопрос про ЮКЖД. Известно, что она управляет "Армянскими железными дрогами" на основе концессионного договора. Сколько уже инвестировала компания в Армении и сколько планирует в будущем? Еще прошу прокомментировать заявление высокопоставленных политиков (об этом, в частности, заявил президент России Владимир Путин на совместной с президентом Армении пресс-конференции в Москве 3 сентября - ред.) о том, что в рамках вступления Армении в Таможенный союз Россия может инвестировать в железные дороги Армении дополнительно $500 млн. Насколько это реально?

Во-первых, согласно концессионному договору, общая сумма инвестиций в армянские железные дороги составляет около $250 млн. Мы же до сих пор вложили 50% от этой суммы. Что касается второй части вопроса, то я такого (о $500 млн - ред.) не заявлял. Поскольку я отвечаю за финансовое состояние компании, имею право говорить, что если я такого не сказал, едва ли кто-то другой может это сказать.

ИА REGNUM: Об этом говорили высокопоставленные политические лица.

Тогда необходимо также сказать, из каких источников они собираются это сделать. Если же теоретически речь идет о том, как могут развиваться железные дороги, то да, им виднее. В этом плане вступление в Таможенный союз, возможно, оживит экономическую жизнь в Армении, поскольку мы сейчас сталкиваемся с тем, что происходит падение грузовой базы, грузовых операций и этого не хватает, чтобы сделать компанию эффективнее. Мы вносим деньги, но налоговая система Армении устроена таким образом, что у нас сразу растет амортизация и в результате с какого-то момента, чем больше мы вносим денег на модернизацию, тем больше убытков мы несем. По всей видимости, этот вопрос будет предметом обсуждений с руководством Армении для того, чтобы найти какой-то разумный выход из сложившегося положения.

ИА REGNUM: Что вы подразумеваете под "разумным выходом"?

Раз сегодня происходит стагнация экономики, не мы за это отвечаем. У нас есть обязательства по концессионному договору. Тогда значит либо надо договориться, что мы не завершаем этап введения в строй модернизированных или построенных объектов, тогда у нас не возникает необходимости начисления этой амортизации, либо необходимо сделать так, чтобы сроки амортизации вышли за рамки концессионного периода (30 лет). Что-то, по всей видимости, надо сделать.

ИА REGNUM: В контексте оживления экономики Армении и развития региональной экономической кооперации в последнее время достаточно активно обсуждается проблема перезапуска абхазского участка Транскавказской железнодорожной магистрали. Насколько это реально на сегодняшний день? Целесообразен ли проект с экономической точки зрения и что мешает его реализации?

Теоретически этот проект реалистичен. Безусловно, чисто экономически он выгоден для всех стран - и для Армении, и для Грузии, и для России. Ответ в этом плане позитивный. Обстоятельства, препятствующие реализации проекта - чисто политические. Необходимо, чтобы политики договорились между собой. Вот и все.

ИА REGNUM: На днях британская международная организация International Alert опубликовала исследование на тему экономической рентабельности перезапуска Транскавказской железной дороги. В исследовании утверждалось, что с чисто экономической точки зрения проект не рентабелен для Грузии и Абхазии. Вы согласны с этой оценкой?

Это полная ерунда, поскольку и в период предыдущего правительства и президента шли переговоры о целесообразности открытия абхазского участка железной дороги. В настоящее время также эти переговоры продолжаются. Я не знаком с этим исследованием и, честно говоря, даже не хочу на него тратить время, так как наши исследования показывают прямо противоположное. Ориентировочных сроков реализации этого проекта пока нет, их не может быть по той простой причине, что мы не занимались исследованием вопроса. Мы знаем, что там больше 30 км полотна полностью разобраны, необходимо провести также разминирование, построить мост (на реке Ингури) и пр. Это очень непростой проект.

ИА REGNUM: В рамках решения по вступлению в Таможенный союз в Армении вновь всплыла на поверхность общественных обсуждений возможность строительства железной дороги в Иран. Об этом заговорили также высокопоставленные чиновники в Армении. Насколько вообще реалистичен этот проект?

Отвечу так, если нам поставят задачу построить железную дорогу через океан, думаю, что при нынешнем уровне развития техники и технологий это будет возможно. По крайней мере, на тех участках океана, где будет возможно достать до дна. Но в каждой шутке, есть доля шутки. Все можно сделать, но что касается соединения армянской железной дороги с Ираном, все определяется одним вопросом - что возить? Нет проблем со строительством, у нас сегодня накоплен такой опыт, что можем построить железную дорогу через самые высокие горы, болота, пески и леса. Любые геофизические состояния мы можем преодолеть, но мы не можем преодолеть политические мотивы. Это не по нашей линии.

Вопрос, правда, обсуждается. Он обсуждался и с Турцией, и даже какие-то подвижки были, но потом турки ушли с этого процесса, что меня, честно говоря, очень расстраивает и настораживает. Они сами пришли (к нам) с определенной благодарностью за то, как мы вывозили турецких рабочих из Ливии, когда там начались... мы не делали разницы, он кто и чей. Если человек работал на нас, мы о нем заботимся. Мы их всех вывезли, и тогда возникла идея о том, чтобы рассмотреть технические возможности, как открыть (железнодорожный) переход между Турцией и Арменией. Вопрос закрылся, или, по крайней мере, не развивается. Опять-таки чисто политическая мотивация.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию
NB!
09.12.16
25 лет СНГ: некоторые итоги
NB!
09.12.16
Остановит ли Великая Китайская стена парад западных суверенитетов?
NB!
09.12.16
Брюссель — Порошенко: где деньги, Пётр?
NB!
09.12.16
Идеология Фиделя Кастро
NB!
09.12.16
Web-разработчики ИА REGNUM запустили свои «фишки» в массы
NB!
09.12.16
«Задержание журналистов в Белоруссии — сигнал Минска к сближению с Западом»