Полигамия в казахском обществе: неприкрытый блуд или решение демографической проблемы?
Москва, 9 декабря, 2013, 22:41 — ИА Регнум. 8 декабря 2013 британское издание Independent перепечатало у себя публикацию от Bloomberg/Washington Post о проблеме распространения полигамии в постсоветском Казахстане, снабдив ее при этом довольно странным фото.(1) Возрожденное многоженство в этой стране, по мнению издания, дает молодым женщинам возможность выйти из царящей в Казахстане нищеты, а мужчинам обозначить публично свою более высокую статусную позицию. Здесь издание ссылается на мнение президента ОФ "ЦСПИ "Стратегия" из Алма-Аты Гульмиры Илеуовой.
Президент Казахстана
Основатель Монгольской империи, из которой вышли и казахи - Чингиз-хан смог обзавестись второй женой Хулан-хатун только после того, как стал каганом монголов. Дети от второй жены - токал в обществе кочевников-казахов считались законными. Они не были и второсортными. Если одной из жен муж уделял меньше внимания, чем другим, то она имела право пожаловаться аксакалам - старейшинам, уважаемым людям рода. Другой стороной освященного традицией и Кораном многоженства в Казахстане был обычай "аманата" - это, когда жен и детей умершего родственника мужчина брал в свою семью, заботясь о них, как о своих собственных. Пришедшие к власти после Великой Октябрьской социалистической революции большевики в 1921 году запретили полигамию в Казахстане и Киргизии. Тогда борьба с полигамией потребовала применения репрессивных практик. Один из таких случаев стал сюжетом для популярного в советское время романа киргизского писателя Чингиза Айтматова "Первый учитель". В 1965 году роман получил блестящую экранизацию в дипломной работе кинорежиссера
Сейчас возрождение полигамии стало модной темой для "кухонных обсуждений" в современном казахском обществе, а также сюжетом для художественных бестселлеров и темой одного популярного токшоу. Недавно, 23 апреля 2013 года, в Астане состоялась презентация книги Гульбахрам Кургулиной под названием "Токал - младшая жена". В презентации этого произведения сюжетная канва передается следующим образом: "Роман "Токал" повествует о нелегких судьбах главных героев: Жанибека, его доброй верующей матери Жамал апай, о трагической судьбе Касыма - их любимого сына и внука. Параллельно рассказывается о ветеране Афганской войны, майоре Хакиме Оразове, его матери, жене и детях. Айнаш, его младшая дочь, влюблена в его друга Жанибека с детства. Почти с 13 лет девушка мечтает о нем, молится за него и даже за жену Жанибека и его детей. Айнаш согласна быть служанкой в семье своего любимого, лишь бы находиться рядом с ним. Судьба приготовила для нее роль токал, хоть и любимой, но незаконной жены".
Итак, полигамия стала сейчас темой женского сентиментального романа в Казахстане. Автор другого романа на эту тему - "трилогии женственности" под названием "Сумочка от Коко", имеющей феминистский уклон, Аян Кудайкулова полагает, что в новом казахском обществе "стало престижно иметь токал... К сожалению, не иметь младшей жены стало стыдно для состоятельных мужчин". Вместе с тем, Кудайкулова в другом своем интервью полагает, что новые современные реалии мало совместимы с традиционными семейными ценностями казахов.(2) "Сегодняшние реалии настолько безнравственны, что понятие семьи в том красивом и глубоком смысле, в котором его воспринимали мы и наши родители, медленно, но верно, себя изживает. Мне родители своей заботой не дали этого увидеть, я и своих детей отгораживала от жестокой действительности... В нашей семье был культ семьи, и все были счастливы. Но эти ценности, увы, исчезают. Испокон веков на земле существовал семейный союз, который сегодня разваливается". Поэтому Кудайкулова не считает возрождение полигамии путем воссоздания традиционной семьи: "О каком дисбалансе вы говорите? О том, что мужчин меньше, чем женщин? Это не так. По статистике в Казахстане на 1017 мужчин приходится 1000 женщин, эти данные были неоднократно озвучены компетентными источниками. Дело в том, что женщины стараются выбирать тех мужчин, которые добились в жизни стабильного материального положения и могут дать им все и сразу. А такие мужчины, как правило, уже имеют семьи, но современные девушки закрывают на этот нюанс глаза, считая его незначительным. Мужчин хватает, но дело не в их количестве, а в качестве. Ну, если мы хотим вернуть многоженство, те времена и порядки, тогда давайте уж полностью - без алкоголя, гулянок, без брошенных жен и детей и т. д. и т. п. Очень сомневаюсь, что современные мужчины, выступающие за многоженство, отдают себе отчет, насколько сложна роль многоженца. Они с одной женой ужиться не могут, одного ребенка еле воспитывают и содержат. Просто в ту эпоху каждый человек занимал свое место, а сегодня каждый своим местом не доволен. И я не думаю, что четыре или даже две жены решат эту проблему. Раньше мужчина управлял всем, а теперь даже со своими слабостями справиться не может. Я полагаю, что под желанием узаконить многоженство многие мужчины просто хотят прикрыть блуд".
В настоящее время более чем в 40 странах Азии и Африки полигамия официально узаконена. Между тем, ООН в своем отчете от 2009 года расценивает полигамию, как практику, которая "нарушает права человека у женщины и нарушает их право на защиту своего достоинства".
Полигамия в современном казахском обществе, хотя и не преследуется, но остается незаконной, не легализованной формой брака. В соседнем Киргизии многоженство карается в уголовном законодательстве двухлетним заключением. Между тем, в 2001 и 2008 годах полигамию пытались дважды узаконить в Казахстане. Последний раз попытка провалилась из-за требования депутата-феминистки одновременно узаконить в Казахстане полиандрию, т. е. многомужество. Поскольку полигамия в Казахстане официально не признана, то проблема в стране решается посредством пришедшего из Европы т. н. "гражданского брака" - т. е. конкубината или, попросту говоря, сожительства. При этом сожительство с токал дополняет официальный моногамный брак мужчины. По словам одного высокопоставленного исламского священнослужителя, около 10% всех брачных церемоний в крупнейшей мечети Алма-Аты сейчас проходят с токал. Браки в мечетях и церквах не признаются государством за официальные.
Член Ассамблеи народа Казахстана демограф Макаш Татимов полагает, что полигамия могла бы стать в Казахстане решением проблемы для 350 тысяч незамужних женщин в возрасте от 25 до 50 лет. Демограф полагает, что узаконивание полигамии увеличит рождаемость в обществе.
В казахских СМИ ранее сообщалось о существовании в Алма-Ате одного брачного агентства, которое впервые в Казахстане запустило линию знакомств "Токал" и пакет услуг "Султан" по подбору второй жены. Агентство вынуждено было прекратить означенную практику из-за общественного давления.
Согласно опросу общественного мнения государственного агентства новостей "Казинформ", опубликованного в прошлом году, из 17-ти миллионного населения Казахстана 41% полагают, что полигамию в этой стране следует легализовать. 23% категорически против легализации полигамии, 22% не имеют мнения по этому вопросу, а 11% полагают, что пройдет немало времени прежде, чем полигамия будет легализована.
(1) Polygamy offers young women of Kazakhstan a ticket out of poverty // http://www.independent.co.uk/news/world/europe/polygamy-offers-young-women-of-kazakhstan-a-ticket-out-of-poverty-8991759.html
(2) http://womanew.kz/index.php/2011-11-16-11-45-15/619-ayan-kudajkulova-trilogiya-zhenstvennosti