Больше года очень многие ждали саммита стран "Восточного партнерства" в Вильнюсе - 28 и 29 ноября было обведено в календаре не только у украинских политиков. Например, у лидера миссии Европарламента на Украине Пэта Кокса на 28 ноября, кроме саммита, был еще и день рождения.

И вот саммит состоялся. Причем споры о его возможных результатах доходили почти до тотализаторов - подпишет Украина соглашение об ассоциации или не подпишет? Уже в кулуарах саммита вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов заявлял журналистам: переговоры все еще идут, подписание почти наверняка состоится. После того как 28 ноября и Грузия, и Молдавия парафировали свои соглашения об ассоциации с Европейским союзом, среди украинских евроинтеграторов зависло напряженное ожидание. Все ожидали решения президента, тем более, что вечером в этот день Виктор Янукович должен был встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель. Переговоры длились до самого утра 29 ноября. Вердикт - соглашение не подписано. Европейские чиновники злятся и критикую украинского президента, последний - отменяет запланированный брифинг. В этот же день народный депутат Украины от Партии регионов Вячеслав Богуслаев заявляет: для адаптации украинской экономики к евростандартам нужны уже не 160 миллиардов, как ранее говорили украинские руководители, а триллион евро.

А пока в Вильнюсе президент не подписывает соглашение с ЕС, в Киеве собирается Майдан. Помитинговали, но без особого энтузиазма. К вечеру 29 ноября руководители оппозиции покидают Майдан, вместе с другими VIP-ами, вроде певицы Русланы. Уже вечером начинаются небольшие потасовки с "Беркутом". Митингующие отстаивают автомобиль со звуковой аппаратурой. Отстояли, но через час автомобиль уезжает уже сам. А еще через несколько часов - перед рассветом, по всем законам военной науки, "Беркут" начинает разгон оставшихся на Майдане, и делает это в предельно жесткой форме. Взяв митингующих в окружение и приняв на свою грудь энное количество снарядов в виде куриных яиц и бутылок, бойцы "Беркута" фактически избивают собравшихся. Тех, кто сопротивляется - бьют дубинками. Тех, кто падает на землю - бьют ногами. В результате задержаны около трех десятков человек, еще несколько десятков беглецов скрываются от "Беркута" в стенах Михайловского монастыря. По соцсетям на следующий день активно ходила новость о смерти одной из митингующих после жестокого разгона, однако она так и не подтвердилась. Впрочем, на самом Майдане рассказывали и о пяти погибших. Главный вопрос - зачем милиции понадобилось разгонять Майдан, который и так фактически угасал? На момент разгона на митинге оставалось по разным данным от нескольких сотен до тысячи человек. Официальная причина - митинг мешал установке новогодней елки. Однако все громче стали звучать предположения о провокациях.

На следующий день в СМИ появилась информация об отставке главы администрации президента Сергея Левочкина. Управленец, соратник украинского газового олигарха Дмитрия Фирташа, владелец одного из топовых украинских телеканалов якобы сам подал в отставку. В СМИ появились версии, что разгон Майдана с целью переформатирования власти затеяла как раз группа Левочкина-Фирташа. На место главы администрации президента пророчили министра внутренних дел Виталия Захарченко. Однако, информация не подтвердилась. Захарченко после "кровавого разгона" основательно подмочил свою репутацию - наравне с отставкой премьер-министра, митингующие потребовали "уйти" и Захарченко. Левочкин, как оказалось позже, остался.

А вот главе киевской городской милиции пришлось объявить об отставке - именно он взял на себя ответственность за события на Майдане, однако реальной отставки вслед за заявлением пока так и не последовало.

Массовые акции протеста стартовали в воскресенье, 1 декабря. В Киев начали съезжаться люди со всех уголков страны, те, кто не поехал, устроили митинги в своих городах. А в Киеве в этот день было горячо. По некоторым данным, в акциях протеста в Киеве приняли участие 1,6 миллиона человек, другие наблюдатели оценивали цифру в 350-400 тысяч человек. Однако, несмотря на заверения организаторов в мирном характере акции, народ с ними явно не согласился. Сперва активисты "Свободы" штурмом взяли здание Киевской городской государственной администрации и удерживают его до сих пор. Побив стекла в администрации, а затем открыв туда всеобщий доступ, боевые отряды отправились к Дому профсоюзов. Захватив и его, организовали там штаб оппозиции, подчеркнув: можно верить только новостям от оппозиции. Однако в основном на самом Майдане играла музыка и со сцены звучали торжественные речи, лидер националистов Олег Тягнибок заявил, что в стране началась революция. Горячее же всего события разворачивались под администрацией президента на Банковой. Небольшой отряд молодых людей в масках вооружившись бульдозером попытались прорвать кордоны правоохранителей для захвата и администрации президента. Однако оцепление устояло. Впоследствии появилась информация, что администрацию президента охраняли срочники из внутренних войск. Однако попытки штурма все продолжались. Со стороны осаждающих летели булыжники из разобранного тротуара и дымовые шашки. Правоохранители отвечали свето-шумовыми гранатами. Спустя несколько попыток штурма образовался определенный паритет сил и только через несколько часов на место подтянулись и лидеры оппозиции, которые назвали штурмующих провокаторами власти и призвали людей перейти с Банковой обратно на Майдан. Среди разгоряченных людей послышались крики - "А зачем мы сюда пришли?!". Оппозиционными лидерами митингующие оказались тоже недовольны. Затем ближе к вечеру особо активные митингующие попытались низвергнуть памятник Ленину, в районе Бессарабской площади. Однако и здесь начались столкновения с "Беркутом", в результате памятник удалось (как оказалось позже, временно) отстоять.

Между тем, правоохранители обвинили в действиях и на Банковой и возле памятника Ленину организацию "Братство" во главе с Дмитрием Корчинским. Сам политик потом обвинил оппозиционеров в предательстве. "Мы привыкли к глупости руководителей парламентской оппозиции, однако, еще не привыкли к такой подлости. Вы объявили самых смелых людей провокаторами, наемниками какого-то Клюева. Один из лидеров оппозиции Инна Богословская заявила, что это разыгрывается сценарий Кремля. Вы, оппозиционные начальники, предали не только радикальную молодежь, вы предали всех, кто сейчас поверил вашим призывам устранить криминальный режим и вышел на улицу. Вы повели их снова на Михайловскую, слушать ваши речи, вы оставили их на Майдане петь песни" - написал Корчинский.

В этот день сразу несколько политиков заявили о выходе из фракции Партии регионов в парламенте, но реально вышли лишь двое: Инна Богословская и Давид Жвания.

Всю следующую неделю протестующие "майданировали" - огородив себя со всех сторон баррикадами и пикетируя то Кабмин, то администрацию президента. Обходилось без серьезных столкновений. Во вторник, 3 декабря, в Верховной Раде все-таки вынесли на голосование вопрос об отставке правительства, однако оппозиция явно недоработала - голосов за отставку не нашлось даже близко, правительство легитимно как минимум до следующей сессии.

Между тем, президент Украины Виктор Янукович практически всю неделю пробыл в заграничных визитах - сперва поехал в Китай. Еще до поездки ряд экспертов прогнозировал - Янукович будет просить в Китае денег. Казна пуста, дефицит бюджета, по данным оппозиции, доходит до 100 миллиардов гривен, необходимо расплачиваться с долгами. Кредитов Янукович так и не получил, зато договорился о 8 миллиардах долларов инвестиций. И из Китая сразу полетел в Сочи - на этот раз договариваться с Владимиром Путиным. Встреча как всегда проходила под пристальным но бесполезным вниманием прессы - журналисты ничего не знали ни о предмете разговора, ни об условиях каждой из сторон. Поэтому появились конспирологические теории. Так редактор британского журнала The Economist Эдвард Лукас заявил, что на встрече были достигнуты договоренности о вступлении Украины в Таможенный союз. Позже эту информацию опровергли, но роль вброса она замечательно сыграла - украинские СМИ смогли поднять информационную войну, а оппозиции дали повод для организации нового "Марша миллионов", который назначили на воскресенье, 8 декабря.

В течение всей недели Майдан был главным пунктом в экскурсии по Киеву для иностранных туристов, причем весьма высокопоставленных. На нем побывали многие, начиная от экс-президента Европарламента Ежи Бузека и министра иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле и заканчивая отставным президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Несмотря на частые посещения "революционного лагеря" западными политиками, Саакашвили в украинском политическом кризисе обвинил Россию.

А 8 декабря события вновь начали развиваться довольно оживленно - во время Марша миллиона радикалы повалили памятник Ленину, а на его место решили поставить памятник УПА. Почему вместо живого президента "свободовцы" решили сорваться на мертвом революционере? Толпе на Майдане стало скучно. Оппозиционные политики пока так и не смогли стать настоящими лидерами Майдана. Сформулированных целей они достичь не в состоянии, так же как и определить новые. Придумать для людей новые лозунги, кроме привычных "Юле - волю", "Зека - на нары", пока не получается. Многочисленные попытки написать гимн для новой революции на Украине по аналогии с известной песней "оранжевых времен" "Разом нас багато" тоже пока не дают результата. А если у людей нет целей и нет результата, то после двухнедельного стояния их можно удержать двумя способами. Первый - найти хорошего тамаду, спонсоров и организовать подарки и конкурсы. Начало этому уже положено - революционная сцена давно превратилась в концертную. Второй - показать пальцем на врага и сказать "убей". Безопаснее показать на Ленина, который сдачи не даст. Путь наименьшего сопротивления - и врага для радикальной молодежи нашли, и сами политики не подставились. При этом свержение памятника собственно на Майдане восприняли двояко. Радикальная молодежь из "Свободы" - силовая основа протеста - с восторгом. Разумное большинство - скорее с осуждением. Главный противник "майданщиков" - отнюдь не памятник. Но градус радикализации естественным образом пока не вышел за границы допустимого, искусственно лидеры оппозиции нагнетать ситуацию боятся, вот и развлекаются - сражением с иллюзорными врагами, ну или с ветряными мельницами, как кому больше нравится.

Владимир Полуев - корреспондент ИА REGNUM в Киеве, Алексей Беляев - редактор-координатор ИА REGNUM по Украине.