Заявления официальных лиц Чечни о скором решении вопроса о границе между Чечней и Ингушетией говорят о том, что глава Чечни Рамзан Кадыров готовится к новой политической активизации. Такое мнение в беседе с ИА REGNUM высказала глава московского представительства Международной кризисной группы (International Crisis Group) Екатерина Сокирянская.

Напомним, что в начале декабря председатель парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов заявил, что вопрос о проведении административной границы между Чечней и Ингушетией будет, скорее всего, решен после Олимпиады в Сочи. При этом Абдурахманов подчеркнул, что ингуши и чеченцы - братские народы, и все спорные вопросы между ними могут быть решены.

"Я надеюсь, что граница между республиками будет проведена по фактически существующей административной границе. На сегодняшний день на Северном Кавказе нет условий, прежде всего, сильных демократических институтов и гражданского общества, для того, чтобы всерьез начать обсуждать вопросы передела внутренних границ. А любые односторонние изменения будут чреваты конфликтами", - заявила Сокирянская.

Однако эксперт не исключает и другого сценария, связанно с тем, что позиции главы Чечни Рамзана Кадырова, по ее мнению, еще больше усилились. "Практически чеченский лидер добивается всего, что захочет: курорт Ведучи включен в северокавказский курортный кластер и поставлен в план первой стадии строительства, господдержка Чечне не иссякает, создается совместная авиакомпания с королевством Бахрейн, конфликты и острые ситуации, связанные с экстравагантным поведением чеченских руководителей решаются в пользу последних. Не исключено, что Грозный получил поддержку и в продвижении своих территориальных интересов в отношении соседних республик", - считает эксперт.

По мнению Сокирянской, отстаивание территориальных вопросов - важная часть имиджа Рамзана Кадырова и одновременно элемент борьбы с идеями чеченского сепаратизма, потому что Кадыров подчеркивает, что строит чеченское государство в составе России и отстаивает интересы чеченцев за его пределами эффективнее, чем лидеры 1990-х. "В последние десять дней в СМИ появились три, казалось бы, не связанных между собой сообщения. В конце ноября президент Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что у руководства республики нет больше возможности затягивать процесс образования Ауховского района Дагестана на месте нынешнего Новолакского. Решение о создании Ауховского района было принято еще в 1991 году III съездом народных депутатов Дагестана как часть процесса реабилитации чеченцев-аккинцев, потерявших этот район после сталинской депортации. С середины 90-х годов и по сей день завершить комплекс мер по воссозданию Ауха не удавалось, да и проживающие там аварцы неоднозначно относятся к созданию нового района. И вот Абдулатипов и Кадыров договорились, вопрос будет решен в течение ближайших трех лет. В первых числах декабря появилась еще одна любопытная информация о строительстве в чеченском селе Махкеты башни памяти ингуша Тамерлана Горчханова, министра здравоохранения Ингушетии, который в декабре 1994 года преградил путь танкам, надвигавшимся на Грозный. Горчханов поставил свою машину поперек трассы, танки смяли машину, военные избили до смерти министра, и он стал одной из первых жертв чеченской войны. Как сообщили интернет-ресурсы, этот памятник должен стать символом единства чеченского и ингушского народов, а его появление не могло не найти отклик в сердцах ингушей. И вот последнее заявление Дукхвахи Абдурахманова об окончательном решении территориального спора с Ингушетией после Олимпиады", - рассказала эксперт Международной кризисной группы. Все эти три события, по ее мнению, могут свидетельствовать о том, что чеченский лидер готовится активизироваться в сфере территориальных вопросов.

"Все механизмы создания Ауховского района в составе Дагестана уже существуют - отмечает Сокирянская. - А вот решение приграничного спора с Ингушетией чревато сложными правовыми последствиями и общественными беспорядками. Отторгнуть у Ингушетии значительную часть ее территории - значит практически свести на нет ее государственность, у республики останутся три небольших района". "Не исключено, что успешный чеченский лидер, легко добивающийся своих целей, получит поддержку части ингушей. По сравнению с его влиянием, политические и экономические возможности ингушского руководства несоразмерно малы. В Назрани нет небоскребов, и мировые звезды не приезжают в Магас. Кто-то будет надеяться на решение Кадыровым территориального спора Ингушетии с Северной Осетией, в котором, по мнению многих в республике, ингушские руководители занимают пассивную позицию", - полагает эксперт. При этом, по ее мнению, большинству жителей Ингушетии дорог статус республики, создание которой в 1992 году стало для них важнейшим историческим событием. "Потеря своей автономии - де юре или де факто, нанесет вред стабильности и миру в республике и в регионе", - заключила эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, спор об административной границе Чечни и Ингушетии, до сих пор официально не проведенной, возник летом 2012 года, когда он стал причиной резких заявлений в адрес друг друга Кадырова и главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Представители Чечни ставили тогда вопрос о восстановлении границы между автономиями, существовавшей накануне их объединения в 1930-е годы. Впоследствии должностные лица двух регионов не раз заявляли о необходимости консультаций по вопросу о границе.