Александр Лукашенко категорически против продажи Минского завода колесных тягачей иностранному инвестору. Об этом он заявил 6 декабря в Минске, награждая госпремией коллектив МЗКТ.

"Действительно, мы очень много сделали для этого завода, и я хотел бы, чтобы он процветал. Но меня удивляет то рвение, с которым сегодня (не знаю: завод или правительство) хотят его продать. Я, конечно, категорически против этого", - заявил Лукашенко. По его словам, продавать МЗКТ потребителям его продукции недопустимо: "Завод колесных тягачей - это очень большая перспектива. И если продавать, то не потребителям ".

Обращаясь к сотрудникам МЗКТ, он сказал: "Вы не отстанете от мировых тенденций, не обойдут нас те, кому мы сегодня возим на этих шасси ядерные боеголовки и другие военные заряды? Я имею в виду Россию, Китай, где ваша продукция пользуется спросом. Если мы не отстанем, тогда нам не надо продавать. Мы должны торговать этим товаром, который вы создаете и, видно, неплохо по качеству работаете".

"Поэтому вы подумайте очень серьезно. Потому что один из вас говорит: наше дело - создавать, а кто будет продавать или приватизировать - это не наше дело. Да нет - трудовой коллектив первым принимает решение - продать часть или в целом завод или не продать. Последним подпись ставит президент", - цитирует госинформагентство БелТА руководителя республики.

Напомним, недавно, 28 ноября в Москве зампред правительства России Аркадий Дворкович и первый зампред правительства Белоруссии Владимир Семашко обсудили ход реализации интеграционных проектов в различных сферах, а также проблему поставок российской нефти в Белоруссию в 2014 году. "Участники переговоров отметили серьёзное продвижение по взаимодействию ОАО "Росэлектроника" и ОАО "Интеграл" и ГК "Ростех" и ОАО "МЗКТ". Также на встрече обсуждались поставки нефти и нефтепродуктов в 2013 и 2014 годах. Аркадий Дворкович и Владимир Семашко договорились о проведении следующей встречи в декабре", - проинформировала по итогам переговоров пресс-служба правительства РФ.

Весной вопросы объединения с российскими партнёрами белорусских госпредприятий машиностроения "МАЗ" и "МЗКТ", а также других предприятий ("Интеграл" с российской "Росэлектроникой", "Гродно Азот" с российскими "Газпромом" и "ЕвроХимом", "Пеленг" с российским "Роскосмосом") обсуждались 21 мая в Москве на встрече председателя правительства РФ Дмитрия Медведева со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем. До этого, 18 мая в Минске, по итогам состоявшихся 17 мая в правительстве РФ переговоров первого зампреда Совмина Белоруссии Владимира Семашко с зампредом правительства России Аркадием Дворковичем, Семашко прокомментировал журналистам ход работ по созданию альянсов белорусских и российских промпредприятий и о создании рабочих групп, прорабатывающих объединение белорусских госпредприятий с российскими. Вопрос слияния МЗКТ с российским партнёром (с "КАМАЗ" или "Уралвагонзаводом") обсуждался также 15 марта в Санкт-Петербурге во время Высшего Госсовета Союзного государства Белоруссии и России. Ещё ранее, 22 февраля Александр Лукашенко дезавуировал все заявления его подчинённых на тему приватизации, слияний и поглощений (в т.ч. МЗКТ) и заявил: "Видимо, пока я неделю отсутствовал, нахомутали кому-то что-то продать. Успокойтесь, я приехал в страну, ничего продавать не будем".

Ни одного из заявленных слияний до настоящего времени не произошло. Эксперты считают, что руководство Белоруссии не желает усиливать экономическое присутствие России на внутреннем рынке и искусственно тормозит процессы слияний и поглощений, намереваясь привлечь инвесторов из Китая и других стран, которые не очень-то и спешат. Как стало известно в 2012 году, в Минобороны РФ обсуждался вопрос об отказе в использовании грузовиков "МАЗ" и шасси МЗКТ для нужд российской армии. Высокопоставленный источник в главкомате Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) проинформировал российскую газету "Известия": производимые "КАМАЗом" шасси гораздо лучше отвечают требованиям РВСН, чем их белорусские аналоги и "КрАЗы". Источник издания отметил: "Шасси "КАМАЗа" "Платформа" превосходит МЗКТ по грузоподъемности и проходимости. У белорусов грузоподъемность 80 т, у наших - более 85 т. Скорость по пересеченной местности - 35-40 км/ч против 30 км/ч. Глубина преодолеваемого брода 1,5 м, у минчан - 1,1 м".

Как сообщало ИА REGNUM, 19 апреля в Минске Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, обратил внимание посла России Александра Сурикова на развитость белорусских нефтеперерабатывающих заводов, а также на неготовность официального Минска создавать совместные предприятия в промышленности. По словам Лукашенко, продажа белорусских госпредприятий МАЗ, МЗКТ и других является неприемлемой на тех условиях, на которых предлагают, в том числе, и российские инвесторы. При этом он отметил: "И потом: не надо нас очень сильно наклонять - особенно наши партнёры и наши родные братья этого делать не должны".