В Омской области завершена проверка по факту столкновения пассажирского теплохода "Полесье-8" с баржей. Об этом ИА REGNUM сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре. Тогда в результате крушения теплохода погибли шесть человек, более 40 получили телесные повреждения, в том числе восемь детей.

Проверка выявила многочисленные нарушения законодательства РФ о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в деятельности ОАО "Омский речной порт", а также контролирующих органов. Установлено, что предрейсовые и послерейсовые осмотры судоводителей проводились формально, без использования алкотестеров или других медицинских приборов.

В день происшествия, 17 августа, предрейсовый осмотр капитана судна "Полесье-8" не проводился. Однако в журнал внесли фиктивные сведения о его медосмотре и допуске. В последствии, по результатам проведенного судебно-химического исследования, в его крови нашли этиловый спирт в концентрации 1,03 промилле. 13 и 14 июля ОАО "Омский речной порт" осуществлял безлицензионную деятельность по перевозкам пассажиров на теплоходе "Полесье-8". Судно включили в перечень объектов, используемых при осуществлении данного вида деятельности, лишь 15 июля.

Чтобы получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, омский речпорт предоставил в лицензирующий орган фиктивный приказ о наличии на предприятии ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В действительности такого специалиста в ОАО "Омский речной порт" не было. По инициативе транспортного прокурора предприятие и его руководитель привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией). Им назначены штрафы в размере 100 тыс. и 20 тыс. рублей соответственно.

Решением Куйбышевского районного суда Омска по иску транспортной прокуратуры приказ лицензионного органа о предоставлении лицензии ОАО "Омский речной порт" признан незаконным и отменен, а лицензия на перевозку пассажиров - аннулирована. В деятельности предприятия установлены нарушения закона. Не было контроля за состоянием гидротехнических сооружений. Также нарушения нашли в эксплуатации 12 понтонов для высадки и посадки пассажиров без документов, подтверждающих их годность к использованию. В настоящее время транспортная прокуратура направила в суд исковое заявление о запрете эксплуатации понтонов и обязании ОАО "Омский речной порт" обеспечить проведение периодического технического обслуживания используемого причального сооружения.

Проверка показала, что Обь-Иртышское управление Госморречнадзора допускало многочисленные нарушения закона при проведении предлицензионного контроля теплохода "Полесье-8" и судов других судовладельцев. Установлено, что на участке реки, где произошло ЧП, не было технологической связи. Предусмотренная в структуре ФБУ "Обь-Иртышводпуть" служба лоцманской проводки фактически не была создана. В суд направлено исковое заявление о признании бездействия ФБУ "Обь-Иртышводпуть" незаконным.

В деятельности Обь-Иртышского филиала ФАУ "Российский Речной Регистр" выявлены факты фиктивного освидетельствования судов без их реального осмотра. Так, в июле 2013 г. один из экспертов филиала составил поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода "Полесье-8", который еще в мае-июне был заменен на новый. Также установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением. Несмотря на то, что судовладелец не обеспечил наличие на теплоходе "Полесье-8" соответствующего радиооборудования, эксперт Обь-Иртышского филиала признал судно годным к плаванию.

"По фактам выявленных нарушений руководителям Обь-Иртышкого управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФБУ "Обь-Иртышводпуть", Обь-Иртышского филиала ФАУ "Российский Речной регистр" внесены представления об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, подготовлен проект представления об устранении нарушений действующего законодательству министру транспорта Российской Федерации", - говорится в сообщении ведомства.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, 17 августа в результате столкновения теплохода "Полесье-8" с грузовой баржей шесть человек погибли, более 40 - получили травмы различной степени тяжести.