Политолог, доцент кафедры периодической печати и теории журналистики Оренбургского госуниверситета Булат Калмантаев согласился со значением рейтинга фонда "Петербургская политика", посвященного социально-устойчивому положению Оренбургской области, и с его динамикой. "Но совпадение не означает, что ноябрьский рейтинг Фонда безупречен в объективности", - заявил он 5 декабря корреспонденту ИА REGNUM.

По версии Фонда "Петербургская политика" Оренбургская область постоянно относится к регионам со средним уровнем устойчивости, а в ноябрьском рейтинге по этому показателю она даже прибавила 0,2 единицы и стала второй в списке субъектов Федерации с диагнозом "Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)".

Эксперт отметил, что согласен со значением рейтинга, и с его динамикой: "Тем более, что они в основном коррелируются, то есть совпадают с данными, которые следуют из более серьезных документов, чем рейтинг фонда "Петербургская политика". Но совпадение не означает, что ноябрьский рейтинг Фонда безупречен в объективности. Из полного совпадения результата решения задачи с ответом в конце учебника не всегда следует, что задача решена правильно - это известно каждому, кто учился в школе. Покажу это на примерах, предварив их еще одним дополнением. Условие истинности вывода в том, чтоб истинность предпосылок, на которых вывод основан, была доказанной. Если же истинность оснований сомнительна, то и вывод, читай, рейтинг - сомнительный". Говоря о материалах, сопровождающих ноябрьский рейтинг "Петербургской политики", в частности, о 82-ом месте губернатора Юрия Берга в рейтинге информационной открытости "Национальной службы мониторинга" за октябрь 2013 и 50-ом последнем месте Юрия Берга в рейтинге "Медиалогии" в сфере ЖКХ в октябре 2013, политолог задается вопросом: "Так ли это?".

Как считает Булат Калмантаев, не может быть у оренбургского губернатора по этому показателю 82 место среди 83 глав субъектов: "Не может быть и точка, как не толкуй термин "информационная открытость". Если, конечно, намеренно или неосознанно ограничивать круг чтения (мониторинга) периодики, телесмотрения, радиослушания, посещения интернета, чтоб получить нужный ответ на задачу. В Оренбуржье, конечно, хотели бы более широкой открытости власти, но к тому же стремится и глава региона, сам подает в этом пример. Чтоб в этом убедиться достаточно "зайти" в соответствующий сектор интернета. И сравнить с другими регионами... В Оренбуржье, в родной области, губернатор - открыт. В московских СМИ, правда, он гость нечастый, но в ответе-то он перед оренбужцами!".

По мнению эксперта, рейтинг в сфере ЖКХ - вторая претензия аналитиков "Петербургский политики" к главе Оренбуржья. И опять, как считает политолог, - мимо. "В жилищно-коммунальной сфере, конечно, много проблем. Но при этом у профильных федеральных специалистов и ведомств Оренбургская область отнюдь не числе последних в данной жизненно важной сфере, отметил Булат Калмантаев. - И какая-такая программа заложена "Медиологией" для подсчета губернаторских рейтингов "в сфере ЖКХ", чтоб определила Юрию Бергу 50-е последнее место? И это при том, что субъектов Федерации у нас на три с лишним десятка больше... Не стоит упрекать автора, что он не знает "Медиологию, ее базу и иные ее достоинства, потому и допускает резкие свою суждения, пытаясь защитить свою "кочку", то есть приграничный регион России".

Одновременно с критическим отношением к рейтингу Фонда политолог подчеркнул, что рейтинги нужны. Но на методиках и основаниях, приближающих хотя бы к созданию объективной картины в том или ином отношении. "Без этого они превращаются то ли в политическую дубину, то ли в инструмент манипулирования для извлечения какой-либо выгоды", - резюмировал он.

Напомним, что рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации.

Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на четыре категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.