Последние события в Киеве заставляют экспертов вновь задуматься о цене "евроинтеграции" Украины в случае, если досрочно в отставку уйдут Виктор Янукович и Николай Азаров, а их посты займут те, кто сегодня вдохновляет участников "евромайдана". Насколько на самом деле выгодно подписание ассоциации Украина-ЕС для каждой из сторон? Об этом 3 декабря в интервью ИА REGNUM рассказал белорусский экономист Александр Синкевич.

В результате вильнюсского саммита "Восточного партнёрства" процесс подписания соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Украиной приостановился. Правда, активные политические протесты на Украине могут вновь ускорить евроинтеграцию. В этой связи стоит еще раз проанализировать экономические последствия, которые может повлечь ассоциация ЕС и Украины.

Некоторые экспертные центры, например - KSE, прогнозировали увеличение украинского экспорта в 1,5 раза в первый год после вхождения в ассоциацию, и в 2,5 раза - через три года, снижение доли в экспорте сырья с 16% до 10% при одновременном росте доли инвестиционных товаров с 17% до 29%. Однако данные прогнозы довольно сомнительны.

Торгово-экономические отношения между Украиной и ЕС традиционно имеют дисбаланс в пользу Евросоюза: так, в 2012 году Украина экспортировала в страны ЕС товаров на $17,08 млрд, а импортировала в 1,5 раза больше - на $26,16 млрд. Соглашение об ассоциации придало бы этой тенденции колониальный характер, навязывая деградацию национального перерабатывающего сектора в обмен на закрепление статуса сырьевого поставщика.

Основным инструментом для этого выступают неравноправные таможенные пошлины, а также квоты на беспошлинную торговлю. Общим результатом соглашения об ассоциации станет увеличение доли экспорта украинского сырья вместо готовой продукции, которая должна импортироваться Украиной из ЕС. Так, снимаются экспортные пошлины с руд, ферросплавов и металлолома, являющихся сырьем для украинской металлургии, аналогичная ситуация с семенами подсолнечника - сырья для производства масла. Тем самым ставится под угрозу металлургическая (экспорт в 2012 г. составил $18,2 млрд) и маслоэкстракционная промышленность (экспорт $4,2 млрд), а вместо их продукции на экспорт пойдет необработанное сырьё, которое, как правило, уже давно освобождено от импортных пошлин в ЕС. Зарабатыванием же добавленной стоимости займутся европейские предприятия, как это уже происходит с переработкой семян масличных культур, кроме подсолнечника.

Еще одним аспектом являются импортные квоты. Евросоюз вводит количественные ограничения на сорок товарных позиций, а Украина - лишь на три. Объем квот незначителен - от 10 до 50% от уже имеющихся объемов поставок, а остальной товар будет облагаться импортными пошлинами, причем завышенными со стороны ЕС. Например, европейская пошлина на свинину составляет 27%, а украинская - лишь 12%, на сахар, соответственно, 75% и 50%, на говядину 60% и 15%, и т.д. Таким образом, нет никаких предпосылок для кратного увеличения украинского экспорта, тем более - в ЕС. Вырасти за счет снижения внутреннего потребления может лишь сырьевой экспорт, которой и должен стать основным источником валюты для Украины. Переориентировать же экспорт готовой продукции на страны Таможенного союза не получится ввиду жесткой позиции России.

Таким образом, в десятилетней перспективе Украина ухудшает внешнюю конкурентоспособность своей металлургической отрасли, машиностроения, животноводства и пищевой промышленности, что грозит падением производства, ростом безработицы и технологической отсталостью, по образцу того, что произошло после вступления в ВТО в 2008 г. В сфере внутреннего оптового товарооборота ускорится падение доли отечественных товаров (в 2012 г. доля украинских продовольственных товаров составляла 73,7%, непродовольственных - 55,3%). Таким образом, под потенциальной угрозой захвата импортной продукцией оказывается сектор объемом более $80 млрд. Дополнительные расходы вызовет внедрение европейских технических регламентов, что уже оценивается в миллиарды долларов. Помимо этого, в краткосрочном периоде отмена таможенных пошлин повлечет потери украинского госбюджета в размере $600 млн.

Тем не менее, нельзя исключать, что руководство ЕС сделает выводы из своего фиаско в Вильнюсе и предложит Украине в 2014 г. менее грабительский вариант соглашения об ассоциации - при условии, что политическое статус-кво в Киеве сохранится до этого времени. Если же к власти на Украине придут сторонники "евроинтеграции любой ценой", то нынешние условия ассоциации могут быть еще более ужесточены.