2-4 декабря в Москве проходит V международный форум поставщиков атомной отрасли "Атомекс 2013". На форуме обсуждаются вопросы развития системы закупок атомной отрасли, организации закупочной деятельности, контроля качества поставляемого для объектов атомной отрасли оборудования. На пленарной сессии 3 декабря с докладом выступил генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко, который сообщил, что за пять лет объем открытых закупок в атомной отрасли вырос с 20 млрд рублей до 500 млрд рублей, а количество закупочных процедур превысило 30 000 за счет создания прозрачных правил и введения системы электронных торгов. За пять лет доля электронных торгов в атомной отрасли выросла с 5% до 99% на сегодняшний день.

"На сегодняшний день атомная отрасль обеспечена долгосрочным портфелем заказов, - отметил министр Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. -. Оптимизация закупочной деятельности, систематизация работы с поставщиками невозможна в эпизодическом формате, когда основные участники рынка не понимают, что их ждет через год или пять лет. Без этого невозможно планировать ни производство, ни инвестиции в основные фонды. Без этого невозможно предлагать серийные решения и, как следствие, оптимизировать свои коммерческие решения для такого огромного заказчика, которым является Росатом".

"Та главная задача, которая стоит перед Росатомом, - формирование портфеля заказов - на сегодняшний день успешно выполняется, - отметил он, - и это залог решения еще и другого вопроса: на сегодняшний день российские поставщики получили уникальную возможность продвижения своих передовых технологий и инновационных решений на международный рынок. Правительство Российской Федерации экспансию Росатома на международный рынок рассматривает как большое окно возможностей для многих сопредельных отраслей, которые работают внутри России на нужды атомной отрасли. Именно поэтому прямо сейчас правительство России обсуждает вопрос о мерах поддержки нашего атомного экспорта, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния. Одним из основных аргументов, которые обсуждаются, является аргумент о мультипликативном эффекте этой поддержки для государства. Потому что рубль, вложенный в поддержку международного экспорта атомной продукции, задействует огромное количество трудовых и технологических ресурсов внутри России, позволяя предлагать международным рынкам не только существующие инновационные разработки, но и стимулируя формирование инноваций, которые сегодня активно поддерживаются государством. Но было бы неверно при этом не оптимизировать затраты и стоимость".

"Рассматривая тот опыт, который сформирован Росатомом по закупочной деятельности, я бы отметил несколько принципиальных моментов. Правительство РФ последовательно разрабатывает и совершенствует систему законодательства относительно госрасходов и госинвестиций и формирует на базе этого новые стандарты. И когда мы создаем стандарты для наших госкомпаний, Росатом является уникальной структурой. С одной стороны, он является госкорпорацией, с другой стороны - коммерческой фирмой, и поэтому, распространяя стандарты на компании с госучастием, мы с коллегами из Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития, анализируя итоги деятельности наших компаний и организаций, как правило, фиксируем, насколько они отстают от планов, которые им формирует правительство, - рассказал министр. - Росатом выгодно отличается от многих других тем, что он идет впереди тех предложений и графиков, которые правительство определяет для остальных. Именно поэтому в рамках деятельности Росатома мы, начиная с 2013 года, приступили к пилотной реализации и апробации принципов и основных механизмов нового закона о Федеральной контрактной системе, который для всех начнет действовать только с 1 января 2014 года. За этот период пилотный проект по внедрению норм и правил ФКС в госкорпорации "Росатом" позволил нам подготовить персонал госкорпорации к проведению новых процедур, подготовить и адаптировать к новым требованиям участников рынка, которые работают в атомной отрасли".

"Самое главное, что за это время на базе пилотного проекта мы подготовили целый набор предложений для правительства по совершенствованию нормативно-правовой базы, которая сейчас, в декабре, применяется и без которой Федеральная контрактная система не может быть запущена с 1 января, - пояснил Абызов. - Не единицы, а десятки конкретных предложений, которые вошли на сегодняшний день в новые нормативные акты, были разработаны по предложениям Росатома. Количество поставщиков атомной отрасли за пять лет увеличилось с 1 000 до 15 000, а объем открытых торгов увеличился с 20 млрд рублей до 500 млрд рублей. Самое главное, что этому способствовало, - это эффективная электронная площадка. Наши компании не могут похвастаться такой практикой повсеместно. На сегодняшний день, по мнению экспертного сообщества и экспертного совета правительства, деятельность которого я координирую, электронная площадка по торгам и работе с поставщиками госкорпорации "Росатом" является самой эффективной. Она не была бы таковой, если бы она параллельно не была бы обеспечена такими механизмами, как конфликтная комиссия, тендерный комитет, служба внутреннего контроля и аудита".

"Для нас, для правительства, эти механизмы и регламенты, которые Росатом на сегодняшний день предлагает, являются не просто пилотными, а теми основами, на базе которых мы будем предлагать разрабатывать нормативно-правовую базу других компаний с госучастием", - резюмировал он.