В Санкт-Петербурге в пятый раз подвели итоги конкурса "Музейный Олимп". "Музеем года" стал Государственный музей политической истории России. Как сообщает сегодня, 3 декабря, корреспондент ИА REGNUM, церемония награждения состоялась накануне вечером в Молодежном театре на Фонтанке. Впервые "Музейный Олимп" - премию исключительно петербургскую, никакими деньгами не подкрепленную - статуэтка Мнемозины, диплом, цветы - вручали в рамках петербургского Международного культурного форума.

Рекламный плакат Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры "Треугольник". Конец XIX - начало XX века (до 1908 г.) (Санкт-Петербург. Бумага. Хромолитография. ГМИ СПб).

Председатель жюри директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывший церемонию, назвал музеи "солью земли". Далее настоящего Пиотровского сменил ряженый Достоевский - дело в том, что лауреатом "Музейного Олимпа-2012" был "самого петербургского писателя", по традиции, именно лауреат принимает у себя следующую церемонию. Но, как обмолвился актер-Достоевский со сцены Молодежного театра, "квартирка маловата" - зал музея рассчитан на 70 мест. Увы, но Молодежный театр был заполнен лишь на две трети.

К Достоевскому на сцене присоединились такие же ненастоящие Пушкин, Гоголь, лежащий на кушетке в обнимку с подушкой Обломов, его преданный Захар, а также Настасья Филипповна, Сонечка Мармеладова, Матильда Кшесинская, Екатерина Первая, и - куда же без него - император Петр Алексеевич. Действо началось. В итоге Обломова удалось поднять с кушетки и отправить в музей под стенания Захара: "Куда ж затемно!" Между первым появлением Достоевского на сцене и мгновением, когда Илья Ильич покинул кушетку, забыв подушку, и прошло вручение "Олимпа"...

В номинации "Престиж Петербурга" жюри решило вручить Мнемозину Музею театрального и музыкального искусства за проект "Блокадная виолончель". Инструмент был задуман мастером Алексеем Ушаковым в 1941 году и начал создаваться в блокадном кольце, был поврежден и завершен лишь в 1956 году. Виолончель недавно отреставрирована скрипичным мастером Владимиром Китовым на средства Татарской национально-культурной автономии Петербурга и ныне это - звучащий инструмент.

Блокадная виолончель побывала в Татарстане - в Казани и Елабуге. Там говорили о Ленинградской блокаде, о Седьмой симфонии, там звучал этот уникальный инструмент - в честь 300-летия Шереметевского дворца и 70-летия исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев представлял "Блокадную виолончель" еще на "музейном теплоходе" - традиционной встрече перед вручением "Олимпа". Он рассказал тогда, что в Казани, после его подробного рассказа о Ленинградской блокаде, к нему подошла девушка с вопросом: "Вы говорили, что фашисты даже пригласительные билеты на банкет в "Асторию" напечатали. Так был банкет или нет?" Петербургский музейщик тогда просто онемел, не нашелся, что ответить.

"Выставкой года" стала экспозиция "Поставщики Императорского двора", подготовленная Государственным музеем-заповедником "Царское Село". Директор ГМЗ Ольга Таратынова сказала вчера: "Мы рассчитывали на победу". Действительно, выставка, созданная в стиле промышленных показов конца XIX - начала XX века, поражала не только обилием интересного материала, но и охватом - впервые в музейном пространстве так широко и целостно был представлен огромный "закулисный" мир Императорского двора - кто обеспечивал повседневную жизнь венценосных особ; каковы были их вкусы и предпочтения; как и по каким критериям отбирали поставщиков; почему та или иная продукция становилась известной и модной.

Разделы были посвящены разным предметам: от дворцовой мебели и инструментов до аптечных флаконов, кондитерских упаковок и обуви. Были представлены также оружие, униформа, костюмы с аксессуарами, бинокли, ювелирные украшения российских и европейских производителей.

Отдельная тема - напитки, конфеты и табак. Среди их производителей наиболее интересны те, которые выжили и существуют по сей день. Сегодня не каждый знает, что московское косметическое объединение "Свобода" - это бывшая компания "Ралле и Ко", кондитерская фабрика имени К.Самойловой раньше была "Жоржем Борманом", концерн "Бабаевский" - "Эйнемом". Хорошо известна продукция тех, что названий не меняли и остались всемирно известными брендами: "Абрау-Дюрсо", Veuve Clicquot ("Вдова Клико"), "Картье", "Павел Буре". "Царское Село" планирует, как сказала Ольга Таратынова, продолжить выставочную работу в этом направлении.

"Царское Село" получило еще одну Мнемозину - за лучшую музейную книгу. Впервые лучшей стала не типографская книга, а электронная для I-PAD о роли России в Первой мировой войне. "Мы хотим разговаривать с молодой публикой на ее языке", - прокомментировала прецедент Таратынова.

В номинации "Музей - детям" лауреатом стал маленький, но очень активный "Разночинный Петербург" под руководством директора Тамары Федоренко, - за культурно-образовательный проект "Шел по улице трамвай". Для Петербурга с его чтимой трамвайной историей и непростым трамвайным настоящим - проект в самую точку. И сделан был талантливо - так, как любят дети, с интересной экспозицией, настоящим вагоновожатым-энтузиастом, играми, книжкой, призами.

Лучшей экспозицией признана "Человек и власть в России в XIX-XXI столетиях" Музея политической истории России, который получил и главную Мнемозину, став "Музеем года".

Музей, располагающийся в двух старинных петербургских особняках - балерины Матильды Кшесинской и барона Брандта, ныне стал настоящим музеем XXI века - с современной навигацией, техникой, инфраструктурой, созданной под жестким контролем комитета по государственному использованию и охране памятников Петербурга.

"Мы вдребезги разбили стереотип музея политической истории, - говорит директор Евгений Артемов. - Молодежь идет и говорит: "интересный музей, прикольный музей"! Мы предлагаем альтернативу единому учебнику истории - в виде наших экспозиций, не дидактических и скучных, а заставляющих думать".

Кстати, про "разбившийся вдребезги стереотип" Артемов не сам придумал - взял цитату из книги отзывов: так одна студентка написала. Сложно рассказать емко о ГУЛАГе современному молодому человеку, которому в школе об этом теперь стараются не говорить. Музейщики придумали - они разместили прямо в экспозиции огромную груду камней - дневную выработку заключенного, без выполнения которой не давали пайку.

В музее много экспонатов, посвященных конкретным людям, семьям - возведено в принцип изучение и понимание истории через судьбы. "Я за вас не голосовал", - честно признался вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, вручая Мнемозину Артемову и поздравляя его с победой.

Петербургский "Музейный Олимп" - конкурс, родившийся в недрах комитета по культуре Смольного, - в очередной раз "сверил часы", раздал своих Мнемозин, дал ощущение цехового братства городскому музейному сообществу.