Социальная катастрофа. Именно так оценивают ситуацию в Ханты-Мансийском автономном округе (Югре) авторы документального фильма, посвященного жизни простых югорцев. В скандальном видео запечатлены разваливающиеся дома без канализации и отопления, которые стоят в окружном центре буквально по соседству со зданием региональной администрации. Как отмечает глава ХМАО Наталья Комарова, у округа просто нет денег на то, чтобы решить эти проблемы. Впрочем, это не помешало губернатору главного нефтеносного региона страны назначить оклады на грядущий год себе и своим подчиненным, превышающие среднюю зарплату по Югре в 6 раз.

Жилищный вопрос в повестке ХМАО - один из самых болезненных. В то время, как в среднем на одного россиянина приходится 21,5 кв. м жилья, в нефтеносном ХМАО эта цифра составляет всего 19,3 м на человека. Проблему не могут решить ни огромный нефтяной бюджет, ни рассчитанные специалистами ипотечные программы, ни возмущение местных жителей, ни местные власти.

"Низкая квалификация чиновников в правительстве округа. Масса специалистов, которые не соответствуют своим должностям", - так оценивает основную проблему округа сургутский депутат Михаил Селюков. Резкое высказывание прозвучало во время его встречи с независимыми журналистами, снявшими документальную короткометражку о жилищных проблемах в ХМАО и выложившими ее в интернет. Успевшие стать скандальными, "Югорские хроники" раскрыли наименее приятные подробности быта в регионе.

Пока представители местной власти, в частности, сама Комарова, живут в частных домах (на одну только главу региона приходятся квартира в 186 кв. м и дом в 459 кв.м), простые люди вынуждены обходиться без отопления и канализации. И это - в центре региональной столицы. О менее значимых населенных пунктах главной нефтяной республики России говорить и вовсе не приходится - поселок Вертолетный близ Сургута практически полностью заставлен полугнилыми деревянными ящиками для людей, земля вокруг которых пропитана отходами их жизнедеятельности.

В целом регионе семей, живущих в таких ветхих домах, более 10 тыс., то есть порядка 50 тыс. человек. Ждать расселения им придется еще долго.

"Нам нужно не меньше 150 млрд рублей для того, чтобы очередников обеспечить жильем... и к 100% приблизиться по сносу аварийного жилья. И их еще нужно освоить. Даже если мы сейчас возьмем где-то эти 150 млрд рублей, мы их не освоим ни за год, ни за два, ни за три и за пять не освоим", - отмечает глава округа Наталья Комарова вопреки постановлению правительства расселить все аварийное жилье до 1 сентября 2017 года.

На фоне нового трехлетнего бюджета с совокупным дефицитом в 70 млрд рублей, принятие которого продавила заместитель губернатора ХМАО Вера Дюдина, вероятность решения жилищной проблемы округа и вправду невелика. Впрочем, недостаток средств не помешал Комаровой назначить себе поистине королевскую зарплату в грядущем году в 373 тысячи рублей, а своим заместителям - порядка 330 тысяч рублей в месяц. И это на фоне средней зарплаты по региону, которая составляет порядка 55 000 рублей (что в шесть раз меньше сверхдоходов команды правительства).

Обещания главы ХМАО решить проблему ветхого жилья звучали за последние годы неоднократно. Однако исполнить их так не удалось. В 2010 году в регионе была запущена программа, в рамках которой молодым семьям обещали по 2 млн рублей на ипотеку. За считанные месяцы в программу вступили десятки тысяч человек, набрав в банках кредиты. Но год спустя чиновники пересмотрели изначальную концепцию и заявили: если хотя бы одному из родителей исполнялось 36 лет, его лишали субсидии. Это решение стало крахом надежд для тысяч людей, которые влезли в неподъемные долги.

Сейчас правительство Югры отказалось от старой ипотечной программы и разрабатывает новую. Однако местное население ничего хорошего от нее не ждет. Во-первых, понятно, что подталкивая людей к ипотеке, ханты-мансийские власти пытаются сэкономить на выделении бесплатных квартир для очередников. Во-вторых, новая программа поддерживает не столько простых югорцев, сколько застройщиков. По условиям, ее участник может получить субсидию только на жилье не старше 15 лет. Учитывая тот факт, что в округе его практически нет, люди могут претендовать лишь на новостройки.

Люди с негодованием говорят о сговоре окружной власти со строительными компаниями. Потянуть свой угол от "застройщиков", пусть и с пресловутой субсидией, нереально. На сайтах местных риэлторских агентств цены на квадратный метр югорского жилья разнятся от 2500 до 3000 долларов. Для сравнения: в Испании покупатель платит за "квадрат" 1500 долларов, что в 2 раза ниже раздутых ханты-мансийских цен.

На этом фоне Наталья Комарова демонстрирует редкий пример оптимизма, рапортуя окружным депутатам о том, что стоимость квадратного метра в местных новостройках не превышает 56 тыс. рублей. И сам оптимизм похож на уловку, характерную для игроков в покер - сохранить непроницаемое лицо даже в самых критических ситуациях. Ситуация в ХМАО далека от нормальной. К жилищному вопросу Комарова в принципе довольно равнодушна, о чем говорят темпы исполнения целевых программ. По ситуации на первую половину этого года бюджет на модернизацию и реформирование ЖКХ был освоен всего на 12,4% от запланированного, на программу по централизованному электроснабжению населенных пунктов - на 2,5%.

Закономерно, что и программа по избавлению от ветхих домов и расселению местных жителей затянется вопреки воле федерального центра еще на долгие десятилетия. Обещание переселить людей, которое Комарова дала в 2012 году Путину, так и останется просто словами.