За прошедший ноябрь из Казани часто приходили сообщения о событиях, связанных с молодыми активистами русского движения. Их акции власти города и республики стараются либо игнорировать, либо подавлять с помощью полиции, иногда вынуждая ее нарушать закон. На вопросы ИА REGNUM ответил непосредственный участник всех инцидентов, представитель Российского общенародного союза (РОС) в Татарстане Витольд Филиппов.

ИА REGNUM: Вы в последнее время часто судитесь по различным вопросам. Что скажете о судебной системе в Татарстане?

Судебная система Татарстана изначально заточена на обвинительный приговор, особенно это касается судов общей юрисдикции (мировых судей), в которых дела либо не разбираются вообще, либо крайне поверхностно. Не изучается сама суть и нюансы материалов. Настораживает крайне развитое в Татарстане "телефонное право", клановость и крайняя замкнутость судебного аппарата, которая приводит к круговой поруке.

Притом что главная функция суда - "выносить конкретные решения по конкретным спорам, чтобы осуществить их правильное урегулирование, с тем, чтобы предотвратить столкновения, которые могут быть причиной социального раскола". Неоднократно наблюдал, как сотрудники полиции и чиновники в Казани перед началом судебных заседаний откровенно давили на судей, объясняя им, какое должно быть постановление по тому или иному делу. Или просто заходили в зал, передавая записку судьям.

К сожалению, в законе о судебной системе написано, что судья не может быть привлечен к ответственности за суть принятых решений. То есть в данном случае какие-либо меры контроля или наказания для судей, выносящих абсурдные и неправомерные решения, полностью отсутствуют, и это ужасно. По статистике оправдательный процент постановлений равен единице. В среднем получается, что судья выносит один оправдательный приговор раз в три года! А ведь даже в дореволюционной России количество оправдательных приговоров составляло 25-30%, сейчас в Европе - 15-20%. Даже военные трибуналы в период Великой Отечественной войны выносили 7% оправдательных приговоров.

Как правило, в Татарстане судья, зная политическую либо идеологическую ориентацию обвиняемого, вообще не желает церемониться. Множество раз были инциденты, когда судьи выходили из совещательной комнаты через 2-3 минуты с уже готовыми постановлениями. Как правило, последнее относится к политическим активистам, придерживающимся правой идеологии.

ИА REGNUM: Как оцениваете перспективы развития молодежного русского движения в Татарстане?

Перспективы развития по всем прогнозам видятся мне положительными. В Татарстане, как и во всей России, растет недовольство создавшимся положением, изменением социально-культурного, религиозного состояния, непропорциональностью представительства в чиновничьем аппарате, дискриминационными подходами к отдельно взятой этнической группе. Это вызывает очень серьезный уровень социального напряжения в обществе, что приводит в движение все больше людей, особенно молодежи.

В Татарстане нужно отметить более низкий уровень пассионарности в сравнении с соседними регионами. Но это объяснимо отсутствием в течение длительного периода вообще каких-либо политических процессов на территории республики, за исключением интегрального национализма (по мнению Филиппова, нацеленного на поддержку только одного этноса - прим. ). Качественное нарастание русского движения нельзя считать продуктом чьих-то манипуляций.

Оно происходит объективно по следующим причинам: Татарстан уже более 20 лет является этнократически-клановым полунезависимым государством (с конца 1980-х годов), поэтому русский национализм и русское движение как таковое становится естественной реакцией социального организма на это влияние извне в целях самозащиты и самосохранения в условиях внешней среды при тотальном противодействии руководства республики и силовых ведомств.

Действия Казанского кремля в конце 1990-х годов способствовали националистическому рывку. Также необходимо учитывать смену поколений, происходящих в русском и татарском национальных движениях. В данном контексте расклад положительный, ввиду того, что средний возраст участвующих составляет от 15 до 27 лет. Это говорит о том, что именно эти люди, имеющие определённые идеологические концепции и политические мировоззрения, будут формировать социально-политическую модель региона.

Здесь необходимо учесть грядущую губернизацию Татарстана и возможное укрупнение губернии за счет присоединения территорий с русским населением. А также окончание договора о разграничении полномочий федерального центра и пока еще республики, из которого вытекает ряд серьезных последствий. Могут последовать отмена поста президента, его назначаемость Москвой или переход к выборным этапам главы губернии, упразднение Конституции и Конституционного суда РТ, прекращение деятельности и полномочий Госсовета, упразднение аппарата президента Татарстана, снижение правового и юридического статуса министров, премьеров, изменение принципов бюджетного финансирования и национальной политики по отношению к народам, проживающим на территории региона.

На данный момент запущенный процесс губернизации дает основания полагать, что приведение законодательства Татарстана в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством обеспечит равенство русского народа, проживающего в Татарстане. Упразднение республиканского статуса и юридическая отмена Конституции РТ дадут возможность ее жителям независимо от их этнической принадлежности и знания или незнания тех или иных языков стать социально мобильнее. Это сделает электоральный процесс в "национальных" республиках менее подверженным административным воздействиям со стороны этнократических элит, поставит под вопрос их безусловное политическое доминирование.

Кроме того, это будет препятствием в процессе выдавливания представителей "нетитульных" этнических групп из наиболее престижных социально-статусных ниш в этногосударственных субъектах РФ.

ИА REGNUM: Суды над активистами русского движения способны снизить количество сторонников среди молодежи?

Да, могут. Но в нашем случае приоритетом является качественный показатель, а не количественный. Наиболее сильный эффект оказывают встречи в кабинетах, трибуны конференций и заседаний. При этом количество сторонников в Татарстане не снижается, а наоборот, увеличивается. При задержаниях активистов, либо в судебных процессах над ними общественное мнение формируется только в нашу пользу, что приводит в движение новых людей.

Один из ярких примеров тому - попытка "профилактических действий" в татарстанских школах по отношению к родителям и ученикам в преддверии Дня народного единства 4 ноября, что вызвало обратный эффект. Родители и сами школьники начали интересоваться ситуацией в русском движении и положением дел в республике по "русскому вопросу". Фактически, чиновничий аппарат Татарстана сделал нам бесплатную рекламу, что только добавило сторонников.

ИА REGNUM: Каково количество активных участников русского движения в городах Татарстана? Есть ли своя специфика у этих городов?

К сожалению, определенного индикатора не существует. По неофициальной статистике МВД, примерная численность задействованных, либо как-то структурированных в движении людей около 20 тысяч. Но здесь опять же неясно, какие именно критерии брались за основу, и каким способом велся подсчет. Наибольшее количество актива приходится на Казань и Набережные Челны.

В Казани примерная численность, включая так называемых "автономов" и неформальные объединения, порядка 700 человек, но здесь мы также не учитываем футбольных фанатов, всевозможные спортивные объединения и дискуссионные площадки и клубы. На Челны приходится всего около сотни человек, разделяющих взгляды и интересы. Хотя в Челнах намного выше пассионарная и социальная активность, лучше происходят мобилизационные процессы... Далее по численному составу идут Зеленодольск, Чистополь, Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск, Рыбная слобода.

Также есть в городах и своя специфика. Наблюдается некоторая маргинализация, особенно это выражено в Набережных Челнах и Нижнекамске (недавний инцидент с убийством активистки движения "Оккупай-педофиляй" "Алены СС" Елены Горбушковой - прим. ИА REGNUM). Есть проблема теоретической подготовки. Это связано с недостатком пропаганды и низким уровнем материальной базы на периферии, при которых происходит подмена понятий и смешение с радикальными формами национализма. Это чревато и негативно отражается на других участниках движения, что формирует отрицательный образ.

ИА REGNUM: С кем из представителей русского движения в других регионах поддерживают контакты активисты из Татарстана?

Налажен постоянный контакт и ведется работа с другими регионами. В сложившейся ситуации нам необходимо вести постоянный диалог и сотрудничество с другими организациями, партиями и объединениями. От этого взаимодействия зависит политическое будущее целого ряда организаций. Появилась возможность, эффективно используя существующие технологии, регулировать наше участие в каких-либо проектах или мероприятиях. Налажены очень дружественные контакты и связи с Уфой, Самарой, Чебоксарами, Москвой, Петербургом, Ульяновском, Томском, Астраханью. Идет постоянное взаимодействие.

ИА REGNUM: Грозит ли молодежному русскому движению в Татарстане маргинализация?

Маргинализация движению не грозит. В 21 веке при открытых информационных площадках русский национализм и русское движение в целом выделяются в отдельную сферу научного изучения, идет постоянно обновляемый процесс накопления и подготовки теоретической базы, идет постоянная печать изданий и сильная информационная поддержка. Среди активистов проводятся постоянные встречи, лекции и обсуждения.

Фактически развивается интеллектуальная поведенческая модель, и роль толпы здесь минимальна. Новые политические формации будут невозможны без идеи, без движения мысли, без радикальной мировоззренческой и философской альтернативы современному миропорядку. Только научившись мыслить и двигаясь в сторону этой альтернативы, можно считать себя способным на большие перемены и эволюцию. Какой толк от тысяч или миллионов, громящих все на своем пути, если в голове у них нет ни одной идеи?

Дальнейшая судьба русского национализма будет зависеть от того, какая модель будущего развития страны будет выбрана властью и народом. У российского общества существует три потенциальных варианта развития: социал-демократия, национал-демократия, праволиберальный курс и "национальный реванш" под заимствованными у национал-патриотов лозунгами. Характеризуя правое движение и связанный с ним политический радикализм в современной России, можно попытаться сравнить ситуацию в нашей стране и западноевропейских странах.

Подходя к решению вопроса с исторических позиций, мы должны иметь в виду, что до Урала часть России, по крайней мере, географически, относится к Европе, и в этой части проживает более 120 млн человек из ее 146 млн населения. Можно говорить о культурной, этнической, языковой близости жителей РФ и европейцев; с Европой у нас всегда было много общего, в том числе и в социально-политическом аспекте.

ИА REGNUM: Тем не менее, в России, не говоря уже о Татарстане, русские националистические партии не играют большой роли в политике...

Националистические партии могли сыграть серьезную роль в изменении существующей системы и государственного устройства России. Государство сознательно устранило ведущих игроков на этом поле как наиболее опасных для действующего режима. В начале была ликвидирована НДПР Севастьянова, затем прокремлевский набирающий обороты проект Рогозина "Родина". Серьезным ударом стало уничтожение крупнейших в СНГ организаций "Славянского союза" Демушкина и ДПНИ Поткина. Объединительной платформой для объединения могли послужить две старейшие организации - это "Руссовет" и "Всероссийский оргкомитет Русского марша", которые могли превратиться в мощнейшую партию русских националистов - организацию, объединившую более сотни движений и партии.

Власть отреагировала на данную инициативу "предупредительным выстрелом", а именно - Госдума 23 марта приняла в третьем чтении президентский законопроект об упрощении процедур создания политических партий, минимальная численность партии снижается в 80 раз - с 40 тысяч человек до 500. Закон вводился в действие не с 1 января будущего года, как это предполагалось первоначально, а с момента публикации.

Данное событие привело к расколу внутри движения. В результате 24 марта прошел учредительный съезд Национал-демократической партии, которую создают Владимир Тор и Константин Крылов. О намерении зарегистрировать новую партию заявили и руководители движения "Русские" Александр Белов и Дмитрий Демушкин, возглавлявшие запрещенное впоследствии ДПНИ. О намерении создать партию "Новая сила" заявил и теоретик русского национализма, профессор МГИМО Валерий Соловей. Был зарегистрирован Российский общенародный союз (РОС) во главе с Сергеем Бабуриным и Иваном Мироновым. Также причиной раскола послужили идеологические причины и неприязнь по отношению к позициям оппонентов.

Однако прошло уже больше года, а наиболее крупные националистические партии не зарегистрированы. В условиях жесткого администрирования политического процесса исполнительной властью политическое будущее националистов является крайне проблематичным. От властей стало зависеть политическое будущее целого ряда партий. Появилась возможность, эффективно используя существующее выборное законодательство и регистрационные нормативы, регулировать их участие в парламентских выборах. Власть, несомненно, продолжит оказывать давление на националистов. Однако политический экстремизм вряд ли исчезнет даже в условиях социально-экономической стабильности общества, что хорошо видно на примере западных стран.

ИА REGNUM: Чем проявило себя русское движение в Татарстане?

Для начала - формированием русского движения, ведь в условиях этнократии это весьма непростая задача. А также постепенным восстановлением и внедрением этнокультурной составляющей, проведением традиционных празднеств и торжеств (Каравон, Масленица), реституцией церковной собственности (колокольня Ивановского монастыря в Казани), восстановлением Седмиозерной пустыни, созданием русских гимназий в республике и поддержкой русских фольклорных коллективов, освещением этнолингвистического конфликта, прорывом информационной блокады и доведением истинной информации до федерального центра, созданием юридического представительства для помощи активистам русскоориентированных организаций, созданием сети молодежных спортивных движений, борьбой за сохранение культурно-исторического и архитектурного наследия русской Казани.