Основной проблемой пассажирских перевозок речным транспортом в Якутии остается убыточность. Если раньше государство предусматривало какие-то дотации, то на 2005 год Минфин республики и вовсе отклонил заявку, поданную Министерством транспорта, связи и информатизации в республиканский бюджет в размере 26,8 млн. рублей на дотирование социально-значимых рейсов.

Как прокомментировал ситуацию и.о. начальника управления водного транспорта Анатолий Казанков, отсутствие средств приведет к резкому повышению тарифов примерно в 2 раза. Тарифы могут "взлететь" даже выше авиационных (сейчас они составляют 80% от авиационных). И, как следствие, сократится количество рейсов и увеличится социальная напряженность.

Этими перевозками, в основном, пользуются жители сельскохозяйственных улусов республики. Например, по маршруту Якутск - Олекминск теплоход должен останавливаться в Покровске, Мохсоголлохе, Исите, Малыкане, Мархе и других населенных пунктах - более 10. Но он не может этого сделать, так как дебаркадер, к которому причаливает судно, есть только в двух поселках - Сыныяхтахе и Урицком. Остановка в других пунктах происходит только в случае, если капитан берет на себя ответственность за переправу с лодки на берег. Это, по сути, является грубейшим нарушением техники безопасности. Поселки оказываются как бы заблокированными от "внешнего мира". Самолеты не летают, автобусы не ездят из-за полного бездорожья и до города можно добираться только по зимнику. От одной деревни до другой люди сплавляются на лодках. Многие ждут лета, чтобы на "ракете" добраться до столицы.

Билет до Олекминска стоит сегодня примерно 2 тысячи рублей. Если убрать дотации, все рейсы будут коммерческими, перевозчики начнут включать в стоимость билета еще и рентабельность, а значит, билеты еще больше возрастут в цене. И если прибавить к цене еще 50-60%, то это обратится в слишком большую сумму для жителей района.

На следующий год в связи с исключением необходимых средств ожидается значительное ухудшение состояния флота и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, возникнет явная угроза безопасности перевозок. Весь пассажирский флот, в том числе и скоростной, почти полностью изношен, так как большинство судов было построено еще в 60-70-е годы. На строительство дебаркадеров, без которых флоту никак не обойтись, тоже требуется немало средств - от 250 до 600 тыс. рублей на один причал. Ведь помимо возросших тарифов, отсутствие понтонов будет являться веской причиной того, что люди совсем откажутся от перевозок, сообщило ЯСИА.