Мэр Риги Нил Ушаков ("Центр согласия") выступил на "Латвийском Радио-4" и рассказал, почему он не намерен вслед за премьер-министром Валдисом Домбровскисом ("Единство"), подавать в отставку после трагедии в Золитуде, когда обрушение ТЦ Maxima унесло жизни 54 человек.

По словам Ушакова, "в момент, когда в городе очень сложная ситуация, я не могу предать интересы избирателей, которые голосовали за меня и мой список полгода назад. Во-вторых, после изменений в законе о строительстве, которые были приняты после закрытия Трудовой инспекции, перекладывать всю ответственность на самоуправление было бы совсем не правильно. Функции контроля за строительной сферой возложили в том числе и на самоуправления. Однако самоуправлениям не дали инструментов чтобы сделать это. Стройуправы проверяют подписи, печати, поставленные в Минэкономики, но в течение двух недель не производят повторный перерасчёт проекта, который готовился несколько месяцев. Это невозможно, хотя и определено законом. Если Стройуправа будет нарушать закон, первые, кто придёт с иском - будут те самые предприниматели. Что касается приёма здания в эксплуатацию - Стройуправа может назначить повторную экспертизу, но для этого должны быть какие-то основания. Принять такое решение управа не может".

Нил Ушаков добавил: "Полгода назад за моим столом сидел представитель группы Homburg, владельца комплекса в Золитуде. И они со своей стороны лоббировали ещё большую либерализацию закона о строительстве, поскольку считают, что Стройуправы чересчур бюрократичны. И их инициатива была частично поддержана Сеймом. Люди путают три понятия - Стройуправа, которая является муниципальным учреждением, строительный инспектор - работник самоуправления, сотрудник этой управы, и строительный надзор, который не имеет никакого отношения к самоуправлению. По закону Стройнадзор обеспечивают частные специалисты. Это то же самое, что ликвидировать дорожную полицию, возложить её функции на муниципальную полицию, а в качестве инструмента для измерения скорости использовать спидометры. Нужно менять всю систему. Эти изменения были сделаны в 2009 году, чтобы сэкономить 50 000 латов (свыше 70 000 евро) в год и перейти на евро".

Отвечая на вопрос о том, почему он в 2009 году в числе прочих депутатов Сейма голосовал за поданный Министерством экономики законопроект об упразднении Государственной строительной инспекции, Ушаков сказал: "Решение о ликвидации Строительной инспекции в рамках консолидации бюджета было принято Кабинетом министров. Дальше Сейм вносил редакционные поправки в закон, вычёркивая упоминание о Строительной инспекции, которая на тот момент уже была ликвидирована. Если институции не существует - задача законодателей привести закон в соответствующее состояние. В этой ситуации за поправки голосовали абсолютно все депутаты. Ликвидация произошла в мае, а голосование в Сейме прошло в июне. Моя ответственность заключается в том, что нужно было громче и активнее говорить о том, что строительную отрасль нужно приводить в порядок".

Градоначальник Риги добавил: "Задачи Рижской думы очень понятны. Это, во-первых, всё, что связано с оказанием поддержки семьям погибших и пострадавших - организация похорон, помощь в распределении средств пожертвований. Далее мы будем сотрудничать со следствием, чтобы виновные были найдены и наказаны. А также добиться системных изменений в строительной сфере. Понятно, что в Сейме все будут воевать друг с другом, поскольку формируется правительство. Но я думаю, что долг всех фракций Сейма от националистов до "Согласия" - объединиться по этому вопросу для принятия внятных изменений в законе. Кроме того, сейчас проходит проверка в Стройуправе - и нет никаких оснований полагать, что кто-то из людей, участвовавших в согласовании проекта, нарушил какие-либо нормы закона. Но на время проверки все эти люди, кто ставил подписи на документах, были отстранены от исполнения обязанностей. Нынешние законы прямым образом позволяют разделять очереди проекта таким образом, что работы могут проводиться на крыше, когда внизу работает магазин, если это изначально запланировано в проекте. В проекте "Максимы" же изначально было запланировано, что во время строительства "зелёной крыши" магазин работать будет. В этой ситуации у Стройуправы не было оснований чтобы отказать этому проекту. Всё было подготовлено в соответствии с законом. Ведь когда ведутся работы на крыше, жилой дом никто не расселяет. Просто все работы должны проводиться с соблюдением норм безопасности".

Напомним, вслед за объявлением об уходе в отставку премьер-министра Валдиса Домбровскиса некоторые политики заявили, что должен уйти и Ушаков, который несет равную с главой правительства ответственность за трагедию в Золитуде.