Доктор экономических наук профессор Санкт-Петебургского университета Николай Межевич заявил изданию "Вести сегодня", что Латвия ежегодно теряет 2,5 млрд долларов из-за отсутствия дружбы с Россией. По подсчетам эксперта, за последние четыре года экономические потери от "плохих отношений" с Россией для Эстонии и Латвии составили 10-15 процентов от ВВП, (10 миллиардов долларов), для Литвы еще больше - до 15 миллиардов. Цифра может еще возрасти, если добавить ущерб из-за политического отказа от предложенных Россией крупных проектов. Межевич привел пример, когда прибалтийские республики дружно противились строительству газопровода Nord Stream. Сегодня они хотят сами строить Висагинскую АЭС, хотя их приглашали принять участие в строительстве Балтийской в Калиниградской области.

Также Межевич отметил, что Rail Baltic является ярким примером чисто политического проекта, под который тщетно пытаются подвести экономическое обоснование. Он выразил сомнения в том, что удастся обеспечить загрузку маршрута из Таллина в Каунас, так как на этой территории просто нет такого количества населения и грузопотока. Даже знаменитый туннель под Ла-Маншем, связывающий Лондон и Париж, до сих пор не окупился. Чтобы окупить Rail Baltica, необходимо продлить ветку до Санкт-Петербурга. Но в его нынешнем виде проект представляет "полную бессмыслицу", подчеркнул Межевич, напомнив, что речь идёт о 20% от бюджета. "Мне странно, что в Латвии так много внимания уделяется подсчету убытков, которые принесет введение евро. По сравнению с Rail Baltic это детская забава!", - добавил он.

По мнению экономиста, вступление в Еврозону - это логичный шаг для государства- члена ЕС. От него выиграют те, кто работает на экспорт и часто ездит за границу, а проиграют те, кто производит продукцию для внутреннего рынка и большую часть времени сидит на своем хуторе. "Всякая смена валюты вызывает инфляцию, но, учитывая монетарную политику Латвии, можно предположить, что она будет минимальной", - считает эксперт.

По мнению экономиста, за последние двадцать лет Прибалтика, которая на словах провозглашала желание стать мостом между Западом и Востоком, на самом деле подрывала его опоры. Если в Концепции внешней политики России 1993 года странам Прибалтики были посвящены полторы страницы (столько же, сколько США), то в аналогичном документе 2013 года - всего пара строк. Между тем строительство портовой инфраструктуры в Усть-Луге уже завершается.

"Портам других стран придется довольствоваться лишь остатками российских грузов, - заявил Николай Межевич. - Думаю, что их хватит только на один, и это будет Рижский порт, который имеет выгодное географическое положение, а его руководство проводит разумную политику, занимается модернизацией и строительством новой инфраструктуры на острове Криеву".

Политическая атмосфера в Латвии в последнее время меняется к лучшему, считает эксперт. По его словам, символичным было присутствие президента Латвии Андриса Берзиньша на закладке камня в фундамент "Уралвагонзавода Балтия" в Елгаве. "Это сигнал бизнесу о том, что в экономику страны можно и стоит вкладывать деньги. Сегодня невозможно себе представить, чтобы президент Эстонии или Литвы принял участие в подобном мероприятии", - сказал Межевич. Отношения России с Таллином профессор охарактеризовал как "устойчиво тупиковые" без особой надежды на улучшение. Контакты с Литвой носят "болезненно-эмоциональный характер", заявил экономист.

То, что у Латвии и России сложное общее прошлое, эксперт не считает непреодолимым препятствием для сотрудничества. И приводит пример: отношениям России с Германией сейчас можно только позавидовать. Общими усилиями они реализовали такой мегапроект, как Nord Stream. Развиваются контакты с Финляндией, а в последнее время и с Польшей. Именно это стало для этих стран той "подушкой безопасности", которая помогла удержаться на плаву в период мирового экономического кризиса. Политикам данных государств удалось отделить политику и историю от экономики. Хотя с поляками русские воевали веками, да и среди финнов живы воспоминания о той зимней войне. Но первая скоростная железная дорога проложена из России в Хельсинки, а не в Ригу, напомнил Межевич.

Рассуждая об экономике республик Прибалтики, Межевич признал, что "рост действительно есть, причем в Эстонии он больше, чем в Латвии. Но при этом страны Балтии догоняют самих себя уровня 2007 года. Ведь в 2008-2012 годы объемы производства в Латвии сократились на 77% от годовых объемов производства в докризисный период, в Литве - на 44%, в Эстонии - 43%, и этот провал нужно наверстать. В Финляндии наблюдается небольшое падение экономики, но ее уровень выше, чем в докризисный период. Вот и судите, что предпочтительнее - балтийский рост или финское падение".

Профессор добавил: "Самый красноречивый и важный критерий оценки экономики - эмиграция. Литва потеряла 616 тысяч человек - почти 20% населения, а Латвия 300 тысяч из двух миллионов. Рига вполне может стать транспортным узлом, работающим с товарными потоками на всем евразийском пространстве - от Китая до Лиссабона, однако сегодня реализовать эту идею труднее, чем было двадцать лет назад".

Отметим, что Николай Межевич является профессором кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Он - руководитель магистерской программы Санкт-Петербургского государственного университета "Исследования балтийских и северных стран", специалист в вопросах международных отношений в регионе Балтийского моря, политической истории и экономике стран Балтии, приграничного и трансграничного сотрудничества, автор более 150 научных работ, в том числе учебников.