21 октября с четвертой попытки депутаты Законодательного собрания Ленинградской области проголосовали за регистрацию новой фракции - "Ленинградская". Фракцию возглавил экс-спикер собрания Виталий Климов. Заместителем председателя фракции стал Андрей Нелидов, вышедший из фракции "Единая Россия" из-за отказа подчиниться решению партии поддержать Валерия Сердюкова на выборах губернатора Ленинградской области. Остальные члены фракции: Алексей Булынин, Николай Кашин, Владимир Леонов, Татьяна Павлова, Андрей Рыбкин, Валерий Сазонов, Михаил Шалаев. На вопросы корреспондента ИА REGNUM об основных направлениях работы фракции ответил Виталий Климов.

Ваша фракция - четвертая по счету в Законодательном собрании. Это предел?

Давайте посчитаем. 16 депутатов входит во фракцию "Диалог", по 11 - во фракции "Общественное согласие" и "Единая Россия", 9 человек в нашей фракции и остается всего трое депутатов вне фракций. Для создания и регистрации фракции необходимо 9 депутатов. Это означает, что создания каких-либо других фракций в обозримом будущем больше ожидать не стоит.

16 плюс 9 получится 25. Еще один голос - и было бы то самое большинство, которое необходимое для решения самых важных вопросов. Как Вы оцениваете перспективы межфракционного взаимодействия?

Мы открыты для сотрудничества со всеми фракциями по любым вопросам. Межфракционные согласования - это основа парламентской работы. Мы надеемся существенно расширить этот процесс. Для фракции - это одна из первых задач, на которую мы планируем направить свои усилия.

Фракции "Диалог" и "Ленинградскую" считают оппозиционными по отношению к губернатору. Это неофициально подтверждают и некоторые члены этих фракций. Но Ваш заместитель по фракции Андрей Нелидов, заявил недавно, что он не согласен с определением позиции фракции как "оппозиционная". Каково Ваше председательское и личное отношение к этому определению?

У меня действительно есть личное мнение почти по каждому из вопросов. Но с каких это пор наличие личного мнения считается показателем оппозиционности? Каждый из депутатов - большая индивидуальность. Мы же законотворцы. Лично я не вижу смысла в оппозиции ради оппозиции.

Смысл в том, чтобы выявить наиболее ценное из депутатских инициатив и направить общие усилия на решение проблем. Ведь главное - найти оптимальное решение. Протестное голосование не решает проблем, а только добавляет не всегда уместной психологической остроты. В этом смысле мне понятно название фракции "Диалог". Это диалог двух ветвей власти. И совсем непонятно название "Общественное согласие". Особенно двусмысленно оно звучит, когда сами члены этой фракции сокращают его до одного слова "Согласие".

Не будет ли индивидуальность депутатов мешать выработке общей позиции фракции? Будете ли Вы добиваться внутрифракционной дисциплины голосования?

Мы обсудим этот вопрос на заседании фракции. Я думаю, что решения будут приниматься на консенсусной основе. У нас не может быть партийной дисциплины, как например, во фракции "Единая Россия", поскольку мы не партийная фракция. Наша фракция построена по территориальному принципу, поэтому и называется "Ленинградская". Но другие депутаты тоже представляют Ленинградскую область...

То, что нас объединяет во фракцию, и это записано в уставе фракции - это особое внимание к вопросам местного самоуправления. Сейчас органы местного самоуправления, муниципальные образования, лишены как самостоятельности, так и реальных рычагов управления. Они выступают в роли просителей субвенций и дотаций. Областное правительство забирает все стабильные налоги у местных властей, а финансирует их по остаточному принципу. Мы будем добиваться установления бюджетной справедливости, если так можно выразиться; добиваться, чтобы в части стабильных налогов межбюджетные отношения строились на паритетных началах.

Так и правительство области жалуется, что федеральную власть забирает стабильные налоги у регионов. Глава бюджетной комиссии ЗакСа Анатолий Зайцев даже назвал позицию федеральных властей "налоговым террором".

Да, это в целом порочная практика. Когда мы принимали решение о строительстве табачной фабрики "Филипп Моррис", мы рассчитывали на то, что акцизы останутся в области. Теперь, когда все выплаты по акцизам с нее в полном объеме будут уходить в федеральный бюджет, у нас не останется аргументов перед экологами. Подоходный налог, акцизы на табачную, алкогольную промышленность, на добычу и экспорт сырья - наиболее стабильны и составляют львиную долю бюджетов. А, вот, например, налоги на малый бизнес малопредсказуемы. Оставляя регионам только нестабильные налоги, каждый вышестоящий орган исполнительной власти, поступая таким образом, как будто не понимает, что бизнес не будет развиваться там, где еще не построены дороги, куда не доедет машина "Скорой помощи", где нет ни газа, ни водопровода, ни телефона. Что же это, если не бюджетный террор?

Распределение налогов между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами должно быть осмыслено не только с формальной юридической и финансовой стороны, но и с точки зрения качества жизни населения. Мы не против развития Всеволожского района, но мы против того, чтобы при этом без внимания оставались проблемы жителей Подпорожского района. В результате перекосов в складывающейся системе сбора и распределения налогов закрепляется практика сосуществования процветающего Подмосковья и замерзающего зимой Приморья. Мы не хотим, чтобы наше Подпорожье стало таким вот Приморьем.

Наша фракция будет выдвигать инициативы и разрабатывать законопроекты, вынуждающие органы власти принимать в расчет интересы всех жителей области в равной степени и не в последнюю очередь жителей отдаленных районов. А впоследствии аналогичные инициативы мы будем продвигать и на федеральный уровень.

Ни один из членов вашей фракции не имеет председательского поста в какой-либо из постоянных комиссий. Какие позиции ваша фракция рассчитывает занять в структуре Законодательного собрания?

Мы выдвинули кандидатуру Андрея Нелидова на пост заместителя председателя Законодательного собрания. Мы намерены участвовать в работе практически всех постоянных комиссий. Мнение фракции мы по вопросам, которые являются приоритетными для нас, мы будем выносить на комиссию не только через представителей фракции, но и от имени фракции в целом. Мы будем предлагать такие изменения в регламент работы Собрания, которые позволят поднять статус депутатской фракции при принятии законопроектов.