О миграционной политике, ситуации в сфере межнациональных отношений, профилактике межэтнических конфликтов, содержании и итогах состоявшейся в Ленинградской области Межрегиональной научно-практической конференции "Инкультурация мигрантов: проблемы и пути решения" - интервью первого вице-губернатора Ленинградской области Константина Патраева ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Почему конференция по одному из самых острых и актуальных вопросов в стране была организована именно в Ленинградской области?

Конференция была организована по инициативе правительства Ленинградской области. Подчеркну, что на протяжении своей истории наш регион всегда был гостеприимной территорией и благодаря нашей системной работе он стал местом комфортного проживания для представителей самых разных национальностей. Сегодня население области составляет более 1,7 миллионов человек, причем национальный состав очень разнообразен, проживают представители 141 из 180 народностей России. В том числе, представители пяти коренных финно-угорских народов.

В сфере национальной политики не бывает единственно правильных решений, поэтому всем: региональным и муниципальным чиновникам, практикам, представителям науки, СМИ, общественным организациям необходимо работать сообща, обмениваясь практическим опытом и знаниями. С этим и связано решение провести конференцию по обмену опытом между регионами, посвященную адаптации мигрантов. Обсуждение острых вопросов помогло четко определить направления дальнейшей работы.

ИА REGNUM: Каким образом, на ваш взгляд, должна быть выстроена национальная политика в регионе?

Прежде всего, необходима системная работа. Население Ленобласти характеризуется, как этнически неоднородное. Поэтому одна из основных задач региональной политики губернатора и правительства региона - сохранение стабильной и прогнозируемой межнациональной и межконфессиональной среды. Такая система в регионе создана: еще в 2011 году комитет по вопросам местного самоуправления Ленинградской области был реорганизован в комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В этом году при комитете создан департамент по межнациональным и межконфессиональным отношениям и введена должность заместителя председателя комитета - руководителя департамента. Для широкого обсуждения проблематики при губернаторе был создан Совет по национальным отношениям, аналогичные советы появятся на уровне глав районов во всех муниципальных образованиях. В регионе также утверждена Государственная программа "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области на 2014 - 2016 годы".

ИА REGNUM: Что в себя включает программа?

Особое направление - молодёжная аудитория, поскольку именно в этой среде, в первую очередь, необходимо воспитывать идеологию уважения к другим культурам. К реализации программы подключены несколько отраслевых комитетов. В состав программы входит 9 подпрограмм. Наиболее приоритетные: "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2014 - 2016 годы" и "Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленобласти на 2014 - 2016 годы".

Госпрограмма определяет и направления работы с мигрантами. Так в шести муниципальных районах Ленобласти, которые находятся в непосредственной близости к Санкт-Петербургу и являются центрами притяжения миграционных потоков, осенью 2013 года стартовал пилотный проект "Школа для мигрантов". Он предполагает использование новых технологий в сфере социально-культурной адаптации мигрантов и на первом этапе обучение тренеров, то есть специалистов муниципальных образований, которым предстоит работать с трудовыми мигрантами.

Помимо издания методических пособий для специалистов, работающих с мигрантами, разработки и издания пособий для мигрантов "Вы приехали в Ленинградскую область", проводятся интерактивные семинары для ознакомления мигрантов с основами российского законодательства и права, культуры и норм поведения, краткосрочные курсы русского языка. Этот проект пилотный, и впоследствии мы планируем реализовать его в других районах области.

ИА REGNUM: При реализации этого и других проектов - анализируете ли вы ситуацию на территориях?

Конечно, сегодня межнациональные отношения не только в области, в России, но и в мире очень динамично развиваются. Поэтому в регионе идет активная работа по реновации системы мониторинга с учетом последних рекомендаций Минрегиона России. Что даст нам карту точек миграционной активности, с которыми мы будем работать. Создание системы отвечает долгосрочным интересам по защите национальной безопасности.

ИА REGNUM: Что сегодня может стать основой региональной миграционной политики?

Основные направления нашей работы базируются на Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Для ее реализации в Ленобласти осенью этого года был разработан Региональный план мероприятий на 2013 - 2015 годы. Наполнению этого плана способствовало сотрудничество с общественными организациями (представители 60 НКО внесли свои предложения), региональными и муниципальными органами власти, общественностью (через сбор предложений на Интернет-портале).

Свои поправки внесли члены созданного при комитете по МСУ, межнациональным и межконфессиональным отношениям экспертно-консультативного совета. Это ведущие ученые Северо-Запада России, специализирующиеся на восьми научных направлениях (политология, религиоведение, экономика, психология, социология, история, этнография, культурология). Кроме того, в разработке плана активно участвовала Общественная палата Ленобласти, депутаты областного парламента, ветеранские организации, студенческие волонтёрские движения, молодежные советы, работающие в регионе.

ИА REGNUM: Нужен ли Ленобласти, где спокойно, опыт других регионов?

Конечно, мы всегда открыты к диалогу. Сейчас очень активно налаживается сотрудничество с московским Домом национальностей, достигнута договоренность о реализации совместных проектов в области поддержки этнокультурного разнообразия наших регионов. Уверен, что создаваемый Дом дружбы с его филиалами в муниципальных районах станет площадкой для диалога межнационального согласия в Ленинградской области. Отмечу, что мы возлагаем на этот проект большие надежды.

ИА REGNUM: Много сейчас говорится об ответственности власти на местах. Вы с этим согласны?

Согласен. Власти на местах должны в полной мере осознавать степень своей ответственности. Главы поселений и администраций - постоянно общаться с жителями, владеть ситуацией "изнутри". Это профилактическая работа поможет снять целый ряд острых вопросов. Необходимо также создание системы обучения, повышения квалификации для госслужащих и муниципальных служащих в сфере межнациональных отношений, также важна работа с населением, ее необходимо усилить, в том числе через средства массовой информации. В Ленинградской области планируется к реализации комплексная информационная кампания по социальной рекламе, направленная на гармонизацию межнациональных отношений.

ИА REGNUM: Но ведь для того, чтобы эффективно решать вопросы на территориях, муниципальная власть должна быть сильной?

Несомненно. И на региональном уровне мы предпринимаем разные меры поддержки местных властей. И, прежде всего, это создание и развитие института старост в каждом муниципальном образовании.

ИА REGNUM: Но ведь нельзя решить все вопросы только административным путем. Должны ли работодатели, на Ваш взгляд, нести ответственность за привлеченную рабочую силу?

Хочу подчеркнуть, что работодатель должен играть в этом вопросе главенствующую роль. Каждая территория, магазин, дом - сфера ответственности конкретного человека, конкретного руководителя, собственника. Если работодатель нанимает людей на работу, он должен нести за них ответственность, предоставлять социальный пакет, гарантировать социальную защищенность. В этом вопросе нужна четкость. Самоустранение недопустимо ни для кого.