Переименование памятной даты 27 января "День снятия блокады города Ленинграда" в "День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками" неприемлем с точки зрения русского языка, а с исторической точки зрения - не отражает роль самих горожан в противостоянии нацистам в годы Великой Отечественной. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, таково было общее мнение участников круглого стола, состоявшегося сегодня, 26 ноября, в Санкт-Петербурге.

По мнению петербургской писательницы, редактора ряда увидевших свет военных дневников ленинградцев, переизданной "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича Наталии Соколовской, "в новой формулировке блокадная трагедия отступила на второй план".

Главный редактор журнала "Звезда" писатель Яков Гордин недоумевает, зачем вообще парламентарии взялись за это дело - отшлифованная десятилетиями изначальная формула "День снятия блокады Ленинграда" уже стала органичной, вошла сначала в советский, а потом в последующий исторический контекст.

Юлия Кантор, доктор исторических наук, советник директора Государственного Эрмитажа, сообщила, что эта поправка появилась с учетом мнения специалистов Института военной истории. "При этом ленинградцев вычеркнули, хотя они сделали не меньше, чем Красная армия, - считает историк.- Блокаду можно прорвать, снять, ликвидировать, формулировка "снятие блокады" звучала из уст маршалов Жукова и Говорова".

Кантор напомнила, что даже нацистское верховное командование признало, что сделали ленинградцы для своего города. Гиммлер уже после снятия блокады писал, обращаясь к руководству группы "Висла", ставя в пример ленинградцев: "Воля населения к сопротивлению сломлена не была, ненависть населения стала важнейшим мотором обороны".

Блокадница Вера Сомина, дочь экскурсовода первого Музея обороны и блокады Ленинграда Нины Нониной, считает, что именно сейчас стали появляться люди, войны не видевшие, но "ушибленные блокадой", люди, для которых важно понять, какую роль играли люди, каждый человек внутри вражеского кольца.

"Новая формулировка исподволь сталкивает военных и гражданских, - считает историк-краевед Ленинградской области Татьяна Минникова. - Подвиг красноармейцев нельзя забыть, земля вокруг Ленинграда пропитана кровью".

Историк приводит факты - чтобы вытащить технику из болот, военные были вынуждены класть под колеса трупы своих однополчан и по ним вытаскивать из трясин "Катюши", ведь людей, увы, не считали, а за оставленную боевую технику был строгий спрос. "Подвиг армии и города - один. Армия шла в бой, зная, что за спиной город, люди, их терпение и стойкость", - считает Татьяна Минникова.

Законопроект об изменении существующего названия памятной даты изначально поступил на рассмотрение Государственной Думы РФ в феврале 2010 года из Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В свою очередь, к городским депутатам обратились из петербургской общественной организации "Жители блокадного Ленинграда", которых слово "снятие" не устраивало.

Тогда предлагалось переименовать памятную дату в "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады". В итоге в недрах федерального парламента переименование получилось таким, что филологи пишут: "Постановка личного местоимения "его" в притяжательном значении невозможна".

Но новое наименование уже утверждено, соответствующий документ подписан Президентом России Владимиром Путиным.