В столице Чувашии прошла открытая встреча главы администрации Чебоксар Алексея Ладыкова с жителями города. Встреча в открытом формате, куда мог прийти любой горожанин, в том числе критически настроенный, стала не только первым очным экспериментом-испытанием для градоначальника, но и проверкой самочувствия населения. В условиях, когда в целом в стране отношение практически к любой власти изначально предвзято-негативное, подобный шаг - один из наиболее добротных маневров для снятия напряжения, сбивания "пара" и задел для переизбрания-переназначения, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Алексей Ладыков, в принципе малопубличный как самостоятельный ньюсмейкер, пошёл в народ. Его приход к трибуне, заглушённый разговорами и роликами о жизни города, сначала даже не заметили. Встреча длилась более двух с половиной часов, при этом отдельным сверхактивным горожанам был обещан приватный разговор. Критически настроенные отдельные задние и боковые ряды изредка будоражили зал - как конструктивными замечаниями, так и гневными, порой доходящими до хамства. Однако такие сольные выпады "гасил" не только Ладыков, но порой подключались и сами присутствующие в зале чебоксарцы. В малом театральном зале, где проходила встреча, глава администрации дирижировал достаточно сноровисто и хладнокровно, поэтому можно в целом констатировать, что публичная премьера состоялась. При этом Ладыков настолько вжился в роль, что ухитрялся не только отчитываться, но даже параллельно набирать смс.

Чтобы не распыляться, в мэрии ограничили первую часть встречи тематическими рамками. Были подняты транспортная проблема, вопросы уличной безопасности, дошкольного образования, капитального ремонта и благоустройства. Те системные вопросы, которые требуют ежедневного внимания и затрагивают всех горожан. Наибольший ропот и несдерживаемый гнев горожан вызвали вопросы ЖКХ и "затрамбованные" машинами тротуары, дворы и улицы - разбитые "вдрызг, как после войны".

Первое эмоциональное выступление с аплодисментами касалось "водительской лени" и заставленных транспортом дворов и улиц. Более того, во дворах на улице Баумана на ночь водители паркуют микроавтобусы, что вообще является нарушением законодательства, но, несмотря на зачастившие в этот микрорайон эвакуаторы, маршрутки и ныне там. Жаловались на то, что фуры одной из торговых сетей "присандалились" к жилым дворам. Отдельные водители "своё" парковочное место огораживают кто чем горазд - битым кирпичом, строительным мусором, остатками асфальта. "Выстраивают свою деревню. Страшно становится", - жаловались горожане. Казалось, что народному возмущению не будет предела. Один из чебоксарцев припомнил, что власти сами спровоцировали автомобильный беспредел во дворах по улице Ленинского Комсомола, когда снесли металлические гаражи и не предложили альтернативу для парковки.

Алексей Ладыков согласился с горожанами, что ментальность многих водителей такова, что они не хотят ставить свой транспорт не то что в гараж, а даже за угол дома и паркуются именно во дворах, максимально ближе к подъезду. И только 20-25% гаражей сегодня используются по назначению, в большинстве же случаев - в качестве кладовых. Ежегодный прирост автомобилей - порядка 5%, в настоящее время в городе около 100 тыс. транспортных средств при численности населения менее 500 тыс. человек. При этом градоначальник заверил, что сейчас разрабатываются проекты по строительству многоуровневых парковок, в том числе в микрорайоне по улице Л.Комсомола. В этой работе ожидается софинансирование и со стороны населения. Кроме того, перед застройщиками ставится задача создания парковок: на две квартиры - одно парковочное место. Как вариант рассматривается вопрос повышения транспортного налога. Кроме того, закупаются парконы, проводятся рейды, но сил 1-2 сотрудников мэрии на сотни дворов недостаточно, поэтому власти рассчитывают и на помощь горожан.

Что касается решения транспортных проблем и борьбы с "пробками", то Алексей Ладыков отрапортовал не только о проделанной работе, но и сообщил о планах: в частности, в городе планируется внедрение автоматизированной системы управления (зелёный коридор), что позволит на 15-20% снизить транспортную напряжённость и рассматривается вопрос внедрения реверсивного движения. В перечне дорогостоящих планов на 2014 год - реконструкция Московского моста, который находится в предаварийном состоянии, и проектирование третьего транспортного полукольца, которое соединит Ядринское шоссе с новоюжным районом.

Вопросы безопасности на улицах больше касались работы питейных заведений, где с утра до вечера разливают алкогольные напитки. Постояльцы подобных кафешек мешают жителям спокойно спать и держат жильцов в постоянном напряжении. Несмотря на десятки выписанных штрафов, владельцы заведений не спешат на контакт с жильцами близлежащих домов. Ладыков пообещал разобраться по всем озвученным адресам - вплоть до инициации отзыва лицензии, если указанные факты подтвердятся.

Совершенно неожиданный разворот получил разговор о встречах участковых с населением, которые отдельные жители оценили как "коллоквиум с никому не нужными отчётами". Это задело Алексея Ладыкова, который отметил, что "наоборот, город здесь помогает полиции, чтобы жители домов смогли увидеть своего участкового и задать ему интересующие их вопросы". На заключительный вопрос градоначальника о том, нужны ли такие встречи, последовал нестройный хор подтверждения.

Довольно холодно горожане встретили предложение о софинансировании покупки и установки камер видеонаблюдения во дворах, переведя финансовую ответственность на близлежащие магазины и торговые центры, которые "заинтересованы в том, чтобы мы были живы и приходили каждый день за покупками". Ладыков также обещал рассмотреть просьбу о сохранении стадиона проданной с аукциона средней школы №25. Были подняты вопросы по заброшенным фонтанам возле магазина "Шупашкар" и парку за ДК Тракторостроителей. Задавали вопросы о попрошайках, из-за которых у одного из крайне впечатлительных горожан развивается "шизофренический нюанс". Другой горожанин креативил на ходу, предложив заменить на утренней "Зарядке со звездой" "афроамериканские танцы" "на чувашские притопы", "да в национальных чувашских костюмах с кокошниками".

Гул недовольства вызвали вопросы ЖКХ. "Жилищники превратились в грабителей", - возмущались горожане. У кого-то нет тепла, у кого-то протекает крыша, где-то изменили размер труб при капремонте. Одна из горожанок предложила организовать оплату платежей населения за энергоресурсы, минуя "Коммунальные технологии", - Алексей Ладыков отметил, что это может вызвать "социальный взрыв" из-за разницы цен на энергоресурсы. При этом градоначальник поддержал предложение в части создания муниципальной УК, подчеркнув, что такая работа действительно ведётся: "Мысль правильная, в целом поддерживаю". По словам градоначальника, в настоящее время идут поиски профессионала, который возглавил бы муниципальную управляющую компанию.

Уже после окончания встречи Алексея Ладыкова окружили горожане и засыпали вопросами личного плана. В частности, интересовались, был ли он судим. "Если бы я был судим, то главой администрации города не работал. В руководители города судимых людей не берут. Проводится серьёзная кадровая работа", - подчеркнул сити-менеджер.

Отметим, что хотя встреча была организована в экстренном режиме, зал был практически полон. Тем не менее, Алексей Ладыков признался, что ожидал больше людей. И не прозвучали яркие пути решения обозначенных системных проблем. Но при этом встреча стала своего рода большим публичным приёмом первого лица города и продолжалась, пока вопросы не иссякли. Вместе с критикой звучали и слова благодарности. "Хотела к вам записаться на приём, но вы сами пришли к нам", - сказала довольная пенсионерка, озабоченная судьбой родника по улице Хевешская. "То, что говорили, нужно воспринимать не как негатив, а как вам в помощь. Город улучшается", - резюмировал один из жителей.