Катастрофа в Золитуде стала крупнейшей в Латвии за 37 лет

Рига, 22 ноября 2013, 16:31 — REGNUM  Согласно последним данным, количество людей, погибших в результате обрушения супермаркета Maxima в рижском районе Золитуде, достигло 33 человек, сообщает сегодня, 22 ноября, корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на местные источники информации. Еще около 40 получили травмы различной степени тяжести.

В частности, в золитудской трагедии пострадало и погибло много родителей школьников. Таким образом, трагедия в Золитуде стала наиболее кровавой за всю историю Латвии с 1976 года, когда произошла катастрофа поезда Ленинград-Рига, унесшая жизни 46 человек. До этого крупнейшей считалась трагедия в пансионате "Реги" 23 февраля 2007 года, где в результате пожара погибло 26 человек.

Как сообщили в Службе неотложной медицинской помощи, в больницы с места происшествия доставлено 28 человек, а еще семи помощь оказана на месте. В основном, это люди в возрасте от 25 до 45 лет. В ходе расчистки завалов пострадали 10 спасателей, которые доставлены в больницы. Еще двое получили легкие травмы и продолжили работу. Как проинформировал пресс-секретарь Госполиции Томс Садовскис, полиция продолжает идентификацию погибших и работает с их близкими, собравшимся у обрушившегося магазина.

Глава Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) Оскар Аболиньш сообщил, что до сих пор неизвестно, сколько людей может находиться под обломками магазина. У спасателей имеются номера телефонов более 10 человек, которые, как предполагается, могли находиться в здании в момент обрушения. Также под обломками могут находиться люди, у которых нет телефонов, или те, о пропаже которых не сообщили родственники.

Аболиньш заверил, что спасатели делают все возможное, чтобы найти выживших, но спасательные работы продлятся еще сутки или дольше. Спасателям приходится работать в условиях повышенного риска, так как конструкции обрушившегося здания нестабильны и в любой момент может произойти новое обрушение.

У шефа Государственной полиции Инта Кюзиса есть три версии случившегося, сообщает портал Delfi. Первая из них связана с нарушениями при проектировании и надзоре за зданием, вторая - со строительством, третья - с хранением на крыше строительных материалов, что могло спровоцировать обрушение.

У полиции также имеется информация о том, что перед трагедией в здании сработала пожарная сигнализация. В данный момент выясняется, последовала ли должная реакция персонала Maxima. В случае необходимости полиция привлечет иностранных экспертов, которые помогут установить точные причины случившегося, пообещал Кюзис.

Член правления компании Maxima Latvija Гинтар Ясинскис подтвердил, что в четверг вечером в магазине действительно сработала пожарная сигнализация. Однако, так как не было никаких признаков пожара, администрация магазина решила воздержаться от эвакуации. Впервые сигнализация сработала в 16:20. Всего же она срабатывала 10 раз. Охранник на панели сигнализации заметил, что источник огня, дыма или пыли может быть в подвале здания, где проводились строительные работы. После этого охранник проверил данную зону, но никаких угроз не обнаружил. Он связался с представителями ООО Vesmann, которое обслуживает противопожарную систему здания. На место прибыл сотрудник Vesmann, который тоже не обнаружил угроз.

Ясинскис подчеркнул, что охрана имеет право объявлять эвакуацию только в случае реальной угрозы жизни людей. Поскольку сигнализацию на удавалось отключить, включилась и автоматическая аудиозапись с призывом покинуть помещения. Однако это не было сделано. Ясинскис сообщил, что в ближайшее время будут проведены проверки во всех магазинах Maxima. Все пострадавшие получат компенсации. Конкретные решения об этом пока не приняты.

Директор центра медицины катастроф Мартинш Шицс заявил в эфире "Латвийского Радио-4", что трагедии, подобный той, что произошла вчера в Золитуде, будут повторяться в Латвии каждые четыре года. Техногенные катастрофы в стране не редкость и их число после кризиса только растет, отметил Шицс. К счастью, большинство из них происходит без жертв. Причиной тому послужило ослабление контроля за строительными работами и жажда сэкономить в трудные времена. К тому же, если раньше практические учения оперативные службы проходили ежегодно, то в последнее время они происходят лишь изредка и их недостаточно, отметил Шицс.

Отметим, что Государственная строительная инспекция, осуществлявшая надзор за строительными работами на объектах в Латвии, была ликвидирована в 2009 году. Данное решение утвердили премьер-министр Валдис Домбровскис и тогдашний министр экономики Артис Кампарс (оба - "Единство"). Летом 2009 года в силу ГСИ была ликвидирована, а ее функции были переданы Комиссии по регулированию общественных услуг, Центру по защите прав потребителей, Министерству внутренних дел и строительным инспекторам при самоуправлениях.

В 2011 году тогдашний министр по вопросам среды и регионального развития Раймондс Вейонис (Союз "зеленых" и крестьян) констатировал, что данная реформа не оправдала себя, поскольку строительные самоуправленческие инспекторы выполняют на 70% меньше проверок, чем проводили инспекторы ГСИ. Многие отраслевые эксперты говорили о том, что ликвидация ГСИ принесло больше потерь, нежели пользы. В министерстве экономики объясняли, что самоуправления должны усилить контроль над строительными объектами. Министерство внесло в Сейм поправки, восстанавливающие ГСИ, однако такое надзорное учреждение так и не было возобновлено.

Глава бывшей Государственной строительной инспекции Леонид Якобсонс в интервью порталу Delfi заявил, что ликвидация инспекции было политическим решением одного министра Артиса Кампарса. С экономическим обоснованием такого шага бывшего министра экономики Артиса Кампарса сам Якобсонс не был ознакомлен. Одновременно, эксперт заявил: "Это не означает, что если работала бы сейчас инспекция, трагедии бы не произошло. Строительная инспекция - это дополнительная возможность отсеять недостатки и ошибки, которые могут возникнуть при строительстве".

Якобсонс также выдвинул четыре теоретические причины аварии. Во-первых, можно говорить о некачественном проекте, во-вторых, о возможном отступлении строителей от поставленных задач, то есть об ошибке строителей, в-третьих, о несоответствии строительных материалов требуемым стандартам и качеству, в-четвертых, о нарушения в эксплуатации. Но четвертую возможную версию сам эксперт отвергает сразу, поскольку в последнее время не было снега или значительной ветровой нагрузки на конструкцию.

Якобсонс считает, что поиск причин надо начать с проверки проектной документации. Очень важный момент - "План производства строительных работ". Именно его должны строго соблюдать строители. В таком плане также оговаривается, где можно размещать грузы и технику.

К настоящему моменту правительство подготовило проект решения, согласно которому 23 и 24 ноября в Латвии будут объявлены днями траура. В эти дни во всей Латвии будут подняты государственные флаги в траурном оформлении. Завтра в 12 часов состоится также минута молчания в память погибших.

Названы имена сотрудников Государственной пожарно-спасательной службы, погибших при проведении работ в Золитуде. В их числе оказались командир 5-го отделения Рижского регионального управления ГПСС капитан Вилнис Штейнитис, дежурный 1-го отделения Рижского регионального управления ГПСС старший лейтенант Эдгарс Рейнфелдс (исполнял обязанности командира) и спасатель 1-го отделения Рижского регионального управления ГПСС капрал Сергей Ижик. Семьи погибших спасателей получат по 50 000 латов (по 71 тысяче евро), размер выплат пострадавшим пожарным будет зависеть от тяжести полученных травм.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail