20 ноября 2013 года после встречи на высшем уровне в Риме президента Франции Франсуа Олланда и премьер-министра Италии Энрико Летта было объявлено, что Франция и Италия предлагают важную реформу управления в Евросоюзе - создание поста постоянного председателя Еврогруппы. Напомним, что Еврогруппа - это совет министров финансов Еврозоны, под которой понимают группу государств-членов ЕС, входящих в валютный союз, существующий в пределах Европейского Союза. В настоящее время Еврозона, использующая общую валюту евро, состоит из 17 государств-членов ЕС. 11 государств-членов Евросоюза в валютный союз не входят и пользуются собственными национальными валютами.

Еврогруппа - специальный совет министров финансов был создан в 1998 году для руководства процессом введения евро. С момента начала финансового кризиса в ЕС Еврогруппа - совет министров финансов Еврозоны стал играть чрезвычайно важную роль, координируя всю финансовую политику в Еврозоне, осуществляя помощь кризисным странам и регулируя евро. В финансово-экономической области Еврогруппа стала играть даже более значимую роль, чем саммиты премьер-министров или европейский совет министров иностранных дел. Для руководства Еврогруппой стал избираться ее председатель - один из ее членов. Выдающуюся роль в становлении Еврогруппы сыграл ее председатель с 2005 по 2013 год министр финансов Люксембурга и по совместительству премьер-министр этого государства Жан-Клод Юнкер. Первоначально с 2005 года председатель Еврогруппы избирался на два года. Лиссабонский договор 2007 года формализовал эту систему. В обязанность председателя Еврогруппы вошло участие один раз каждые полгода в работе специальной комиссии Европарламента по экономике и монетарным делам. Для подготовки повестки дня заседаний Еврогруппы Юнкер создал небольшой специальный секретариат. Далее речь зашла о организации собственного аппарата у председателя Еврогруппы. Франция поддержала проект его создания. Германия - нет, поскольку опасалась, что бюрократизированное управление Еврогруппы начнет лишать Европейский центральный банк независимости.

С января 2013 года Еврогруппу возглавил новый и молодой министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум. Разумеется, он не обладает опытом и авторитетом Жан-Клода Юнкера.

Теперь президент Франции Франсуа Олланд и премьер-министр Италии Энрико Летта предложили создать после европарламентских выборов 2014 года пост постоянного председателя Еврогруппы. Он будет избираться на определенный период и заниматься только делами Еврогруппы, т. е., фактически, речь опять зашла не просто о создании "освобожденного" от всех других дел председателя Еврогруппы, но и об аппарате при нем.

Олланд и Летта обосновывают свое предложение нуждами создания в Еврозоне банковского союза и механизма для определения финансовых инвестиций. Т. е. фактически речь зашла о квази-министерстве финансов и экономики Еврозоны. Однако в случае с постоянным председателем Еврогруппы в Риме заговорили о потенциальном управлении Еврозоной вообще. А поскольку под этим подразумевается один из вариантов выхода из современного кризиса Евросоюза через формирование ядра, стремящегося к федерации, то пост председателя Еврогруппы может приобрести совсем иное значение и влияние. В случае реализации германского проекта двухскоростной интеграции с выделением ядра Еврозоны, председатель Еврогруппы может стать главным должностным лицом Евросоюза, отодвигая на второй план председателя Еврокомиссии и председателя Европейского совета.

Фактически, сейчас в Риме Олланд подтвердил свою майскую этого года договоренность с канцлером Германии Ангелой Меркель о создании в ближайшем будущем поста постоянного председателя Еврогруппы. При этом к франко-германскому предложению присоединилась Италия.

Вместе с тем, встреча в Риме президента Франции и премьера Италии выявила и попытку давления на Германию по другому ключевому вопросу антикризисной финансовой политики в Еврозоне. Олланд и Летта полагают, что на предстоящем декабрьском саммите ЕС следует договориться по ключевой спорной проблеме создаваемого банковского союза - рекапитализации кризисных банков посредством Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ) - специального кризисного фонда Еврозоны. Французы и итальянцы хотели бы сделать подобную меру постоянной. Германия пробует сопротивляться против этого предложения, указывая на необходимость изменения своего национального законодательства. Немцы все еще не спешат оплачивать из своего кармана финансовые потери кризисных банков Италии и Испании, а в будущем, возможно, и Франции. Однако в случае принятия предложения Олланда и Летта банковский союз де-факто стартует в Еврозоне уже с начала 2014 года.

По-видимому, встреча на высшем уровне в Риме, помимо позитивных моментов, является определенным свидетельством ухудшения дел в Еврозоне, которые на этот раз затрагивают Францию. Речь теперь идет о кризисе пятой по величине экономики в мире и второй в Европе. Очевидно, что из столицы Италии прозвучал ответ на очередное понижение рейтингового уровня Франции агентством Standard & Poor's, объявленном на прошлой неделе. Высший рейтинг Франция утратила еще в январе 2012 года при президенте Николя Саркози. В третьем квартале 2013 года ВВП Франции сократился на 0,1%. Задолженность Франции в 2013 году составила 95% валового внутреннего продукта (ВВП.) Проблему бездефицитного бюджета французы намерены решить только в 2015 году. Нехватку текущих финансовых средств новые французские власти компенсируют повышением налогов, чем вызывают все большее раздражение населения. Демонстрация в Бретани "красных колпаков" против безработицы и повышения налогов - лишь частный случай его. Ключевой проблемой во Франции остается высокий уровень безработицы - почти 11%. При этом уровень безработицы среди французской молодежи в два раза выше.

Итак, можно констатировать, что сейчас в Риме Франция, поддержанная Италией, подтвердила свое согласие на германский проект "двухскоростной интеграции" с опорой на ядро Еврозоны под главенством Германии в обмен на финансовое спасение в ближайшем будущем. Фактически Франция предлагает Германии выгодный ей торг. Более чем вероятно, что Германия постарается не заметить этот призыв, предпочитая и дальше выдерживать паузу.