Правительство Белоруссии направило Лукашенко проект прогноза на 2014 год

Москва, 19 ноября 2013, 02:27 — REGNUM  Президиум Совета министров Белоруссии 30 октября одобрил подготовленный Минэкономики проект указа Александра Лукашенко "О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год" и отправил проект документа на рассмотрение в Администрацию президента, сообщает пресс-служба правительства Белоруссии.

В документе определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2014 год: ВВП должен прибавить 3,3% к предыдущему году, на 11,6% должен вырасти экспорт товаров и услуг. Сальдо внешней торговли товарами и услугами должно составить 0,1% к ВВП, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) должны составить $4,5 млрд. Реальные располагаемые денежные доходы населения должны вырасти на 3% к предыдущему году, а индекс потребительских цен декабрь к декабрю - на 11%.

"Главным посылом Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год является достижение компромисса между ростом и сбалансированностью в условиях сужающихся внешних рынков, - сказано в официальном сообщении. - Разработка прогнозных параметров Белоруссии на 2014 год осуществлялась с учетом пересмотра в сторону снижения темпов роста ВВП Российской Федерации, динамики экономик других торговых партнеров, негативных тенденций на мировом рынке калия и особенностей конъюнктуры рынка нефтепродуктов. Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2014 году остается повышение производительности труда, выручки на одного занятого и заработной платы на основе ускорения модернизации производства и институциональных преобразований. При этом, в Прогнозе акцентировано внимание на переходе к рыночному кредитованию экономики, соблюдению принципа опережения роста производительности труда над ростом заработной платы, оптимизации государственной поддержки".

В Совмине пояснили: "Проектом прогноза предусмотрен экспорт калийных удобрений в размере 7 млн. тонн, при снижении средней цены с $370 за тонну физического веса в 2013 году до $300 в 2014 году. Следует понимать, что для целей прогноза используется не рыночная, а "очищенная" цена. Фактически - это чистая выручка, поступающая от продажи тонны калийных удобрений. Это необходимый параметр для расчета внешне-торгового и платежного баланса страны. Таким образом, называемая в контексте обсуждения проекта прогноза цена, не является ценой, которая складывается на рынке".

"Результатом проведения организационно-экономической и технологической модернизации должно стать перераспределение работников, занятых в низкоэффективных производствах, на высокопроизводительные рабочие места - "точки роста" на новых и модернизируемых предприятиях. Именно они являются первичной основой роста экономики, занятости и благосостояния населения", - проинформировали в Совмине. Там отметили также: "Одним из основных условий для обеспечения сбалансированности экономики является соблюдение пропорций между темпами роста доходов населения и потребления домашних хозяйств. Перенаправление денег из потребительского сектора в инвестиционный и трансформация сбережений в накопления будут обеспечиваться посредством: развития рынка ценных бумаг, включая рынок IPO и облигаций; прироста вкладов населения в депозиты банков; расширения строительства индивидуального жилья (запланировано строительство 6,5 млн кв. метров жилья за счет всех источников финансирования, в том числе 2,5 - с государственной поддержкой); развития малого и среднего бизнеса (предусмотрено обеспечение удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц в общем объеме ВВП на уровне не менее 27 процентов)".

Правительство Белоруссии планирует снизить ценовую нагрузку на реальный сектор экономики и бюджет через сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования тарифов на услуги для населения. в официальном комментарии сказано: "В качестве определяющего вектора развития в 2014 году рассматривается наращивание экспорта при ограничении внутреннего потребления, что позволит обеспечить сбалансированность внешней торговли и стабильность валютного рынка, выполнить обязательства по обслуживанию внешнего долга".

"Таким образом, идеология Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год - сбалансированный качественный рост на основе организационно-экономической и технологической модернизации, направленный на формирование фундамента устойчивой высокоэффективной инновационной экономики", - подчеркнули в Совмине Белоруссии.

Кроме того, Совмин Белоруссии подготовил и утвердил постановлением №964 от 11 ноября "Перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности". Перечень включает 101 предприятие с госдолей в уставном фонде, среди которых: "МАЗ", "МТЗ", "МЗКТ", "БМЗ", "Белшина", "БелАЗ", "БАТЭ", "Гомсельмаш", "Гранит", "Гомельстекло", "Керамин", "Белмедпрепараты", оба нефтеперерабатывающих предприятия - Новополоцкий "Нафтан" и Мозырский НПЗ, а также подчинённые госконцерну "Белнефтехим" предприятия - "Беларуськалий", ПО "Белоруснефть", "Могилевхимволокно", "ГродноАзот". Перечень включает в себя спецэкспортеров вооружений, цементные заводы, ликеро-водочные и сахарные заводы, а также номинально существующий "Минский часовой завод" (ТМ "Луч"), минский завод бытовой техники "Атлант", киностудию "Беларусьфильм" и др.

Как сообщало ИА REGNUM, 14 ноября, выступая в Нацсобрании Белоруссии, замминистра экономики республики Александр Ярошенко заявил: "Экспорт калийных удобрений в 2014 году мы определили как 7 млн т при некотором конъюнктурном снижении цены". По его словам, средняя экспортная цена хлоркалия белорусского госмонополиста ОАО "Беларуськалий" составит $300 за 1 тонну. Он сообщил также, что в 2014 году Белоруссия намерена закупать российский газ по цене $171 за 1 тыс кубометров, цена на российскую нефть снизится с $394 за 1 тонну в 2013 году до $391 в 2014 году. В 2013 году Белоруссия планирует выручить от экспорта нефтепродуктов $8,85 млрд, а в 2014 году увеличить данный показатель, надеясь на поступление 23 млн т российской нефти. Напомним, правительство Белоруссии предлагает повысить акцизы на автомобильное топливо на 14%, ставки акцизов на алкогольную продукцию - на 27,3%, существенно увеличить акцизы на табачные изделия, ввести пошлину за допуск транспортных средств к движению и налог на безработных ("тунеядцев"), а также рассматривает предложение Александра Лукашенко по введению спецналога на выезжающих в размере $100 и ряд других инициатив, направленных на пополнение бюджета постсоветской республики. По мнению независимых экспертов, "налог на тунеядцев" направлен именно на трудовых мигрантов, а не на состоящих на учёте в госорганах "официальных безработных". Эксперты констатируют: основными потребителями импорта в белорусской экономике являются госпредприятия, а не обыватели, поэтому меры по "импортозамещению" и ограничению поездок обывателей в гипермаркеты Польши и Литвы вызовут лишь социальное недовольство, но не решат глыбинных проблем белорусского "рыночного социализма".

Отметим, официальные прогнозы социально-экономического развития Белоруссии имеют обыкновение не сбываться. Александр Лукашенко 25 сентября 2012 года подписал указ № 418, которым утверждены параметры прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год: рост ВВП составит 8,5%, производительность труда (по ВВП) вырастет на 9,3%, на 15,2% - экспорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами составит +0,7% к ВВП, энергоемкость ВВП снизится на 7%, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе будет привлечено в объеме $4,5 млрд, ввод в эксплуатацию жилья составит 6,5 млн кв.м. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню 2012 года, а средняя зарплата по республике к концу 2013 года достигнет $600. Невыполнение прогнозных показателей, снижение экспорта и затоваренность складов белорусских предприятий стало причиной нескольких совещаний руководства республики. В конце 2012 года МВФ и другие международные организации усомнились в реалистичности планов руководства Белоруссии на 2013 год. В 2013 году руководство постсоветской республики столкнулось с угрозой очередного экономического кризиса, на что указывают резкое сокращение экспорта, инвестиционная непривлекательность Белоруссии, отказ от сотрудничества внешних кредиторов, высокая инфляция, массовая миграция белорусов за рубеж и другие факторы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.