Иран - страна большая, полиэтничная и неперенаселенная (ок.80 млн), богатая разнообразными природными ресурсами (углеводороды и вся таблица Менделеева). Расположен "идеально": имеет выход в мировой океан. Завоевательных войн не ведет последние 200 лет. Не замечен в нарушении подписанных им международных соглашений и конвенций. "Схватили бы за руку", шум был бы вселенский. Когда во время развязанной против него Ираком войны (1980-1988) Саддам Хусейн, поддержанный в ней США, Западной Европой и СССР, применил химическое оружие, Иран воздержался от симметричного ответа, но вышел победителем.

В иранском обществе историческая память глубока, а в быту ксенофобия непопулярна. Она вызывает у иранцев чувство, сродни брезгливости. Это - следствие исторической традиции, известной со времен древности. Напомню, что именно иранцы (персы) в лице Кира Великого, автора первой в истории Декларации прав человека, копия которой уважительно хранится в здании ООН в Нью-Йорке, помогли вернуть еврейскому народу надежду и достоинство, освободив его из Вавилонского пленения (галут Бавел на иврите), дав возможность занимать высокие посты при царском дворе, а желающим - вернуться на историческую родину. Все это отражено в нескольких книгах Ветхого Завета (Неемия, Ездра, Есфирь). С именем иранского царя Артаксеркса Лонгимана (мужа Есфири) из династии Ахеменидов связан иудейский праздник Пурим.

Поскольку Иран - государство теократическое, все религиозные меньшинства имеют своих представителей в парламенте страны (меджлисе) и свободны в отправлении культа. В качестве неафишируемого примера приведу следующий факт: в пятимиллионном Исфахане действуют семь синагог.

Иран обеспечивает свою безопасность, в том числе дистанционно. У него сложились дружественные отношения с Арменией и руководством Иракского Курдистана. Он поддерживает стабильность в провинции Герат (Афганистан), в населенных шиитами провинциях Ирака, а также правительственные силы в Сирии. Иными словами, у Ирана - хороший оборонительный ресурс по периметру и нет оснований для агрессии по отношению к государствам региона. Израиль не исключение. Более того, на фоне современной ситуации именно Иран становится гарантом всяческих меньшинств на Ближнем и Среднем Востоке.

Иран, будучи чужаком в религиозно-культурном плане в суннитском окружении и в этнокультурном - в арабском и тюркском, стратегически заинтересован в наличии еврейского государства, заметьте, тоже "изгоя" этого макрорегиона. Так что, несмотря на жесткую политическую риторику со стороны иранских властей в адрес Израиля, реальные опасения не очень-то и обоснованны. Так кому же выгодна антииранская позиция Израиля и его совместные с Францией лоббистские усилия, недавно увенчавшиеся успехом в Женеве? В регионе - Саудовской Аравии и Катару, а в мире... Тем, кого судьба Израиля и его народа беспокоит меньше всего.

Каринэ Геворгян - востоковед (Москва), специально для ИА REGNUM