Градозащитники Москвы поддерживают саму идею создания парка на месте гостиницы "Россия", но победивший в конкурсе проект вызывает у них ряд сомнений. "Безусловно, позитивны и сам факт проведения масштабного международного конкурса, и экспозиция проектов, и их широкое общественное и экспертное обсуждение. Но результаты конкурса заставляют беспокоиться о судьбе Зарядья как второго по древности, после Кремля, района Москвы, - сообщили корреспонденту ИА REGNUM координаторы общественного движения "Архнадзор". - По нашему мнению, победивший проект, как и другие проекты-лауреаты, не могут быть реализованы без серьезной корректировки. Решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов".

Проект-победитель, впрочем, как и все остальные, совершенно игнорирует исторические владения сохранившихся архитектурных памятников Зарядья, считают общественники. "Так, владение бывшего Знаменского монастыря на Варварке, 8 в советское время сокращено на треть. Проектировать сегодня улицу (тундру, тайгу, степь) под стенами монастырского собора 17 века - значит продолжать дело проектировщиков 1960-х, окруживших монастырь подъездным пандусом. Старый Английский двор (Варварка, 4, филиал Музея истории Москвы) был именно двором; однако современное владение музея не простирается дальше линии проезда, спроектированного при строительстве гостиницы "Россия". Никто из проектировщиков не помышляет о восстановлении исторического участка знаменитого памятника, фасад Английского двора XVI-XVII веков вновь оказывается на линии никогда не существовавшей улицы", - пояснили в "Архнадзоре".

Необходимое восстановление границ владений сохранившихся древних зданий Зарядья тесно связано с восстановлением трассировки исчезнувших переулков, полагают градозащитники. "Южной границей Старого Английского двора, Знаменского монастыря и его предшественника - Романова двора (родового гнезда царской династии) служил Большой Знаменский переулок. Обозначение его трассы, как и трасс других переулков, возможно средствами ландшафтной архитектуры - и проектируемый парк визуально обрел бы историческую "глубину". Легче всего восстановить устья переулков, выходивших на Варварку: Малого Знаменского, к которому обращены Святые ворота Знаменского монастыря, и Псковского, к которому обращены ворота Музея "Палаты Романовых". Большинство проектировщиков игнорировали эти подсказки местности, - отметили эксперты. - Особенно важно обозначить ландшафтными средствами трассу бывшего Мокринского переулка, пролегавшего параллельно Москве-реке. Изначально это главная улица раннесредневековой Москвы - Великая улица, впервые упомянутая в XV столетии, но существовавшая еще раньше. Великая связывала первоначальный город (Кремль) с главной московской пристанью - тысячелетним центром речной коммуникации, определившим место самой Москвы на карте страны. Трасса Великой улицы была сохранена даже при строительстве гостиницы "Россия": ее стилобат примерно соответствовал северной линии уличной застройки. Перспективу исчезнувшей улицы до сих пор "держат" на западе - колокольня Ивана Великого и на востоке - церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5). Восстановление самой речной пристани, предусмотренное техническим заданием проекта, во многом теряет смысл без восстановления исторической улицы, ведущей к этой пристани".

Зарядье - часть охранной зоны ансамбля Московского Кремля, и действующий правовой режим его застройки утвержден соответствующим Постановлением правительства Москвы от 17 июня 1997 г. N440, напомнили общественники. Этот режим предусматривает регенерацию не только исторических градостроительных характеристик, но и исторического рельефа. "Игнорируя и этот нормативный акт, авторы проекта-победителя предлагают фантастический рельеф, - отметили в "Архнадзоре". - Так, "Псковская гора" нарисована проектировщиками не на своем историческом месте и в результате заслоняет собой от Москвы-реки палаты Романовых и церковь Георгия, исторически стоявшую на вершине подлинной Псковской горы. Неясно, как сочетаются откровенно современные архитектурные формы с режимом охранной зоны Московского Кремля. Большинство проектировщиков забыли о существовании богатого археологического наследия XVI-XVII веков в приречной части Зарядья. Это фундаменты церкви Николы Мокрого и крепостные стены и башни Китай-города, сохранившиеся, по некоторым данным, на треть высоты. Никольская церковь - знак старого Зарядья, храм над той самой пристанью, которая столетиями была главными речными воротами города. Восстанавливать пристань, забывая об этом храме - это нонсенс; между тем, у одних проектировщиков на месте храма нарисован ресторан, у других - водоем, у третьих - подземный паркинг. Раскрытие Китайгородской стены вдоль набережной предусмотрено лишь в одном проекте. Подземное строительство на ее месте, предлагаемое другим финалистом, - недопустимое варварство. В новом техническом задании следует предусмотреть по меньшей мере сохранение, а лучше - экспонирование фундаментов Никольского храма и Китайгородской стены, что не исключает и возможность реставрационного воссоздания этих памятников в будущем".

Градозащитники считают, что при выработке технического задания на рабочее проектирование нового парка в Зарядье, о котором объявили городские власти по итогам архитектурного конкурса, необходимо привести проект в соответствие с законодательством и нормативными актами Правительства Москвы, определяющими градостроительные режимы на территории охранной зоны Московского Кремля, обеспечить визуализацию при воплощении проекта исторической подосновы района: находясь в новом парке, посетитель не должен забывать, что он - в московском Зарядье, а также до начала любых строительных работ провести полноценное археологическое обследование территории Зарядья, чтобы сохранить и по возможности экспонировать все археологическое наследие.