Экскурсовод Ижорского музея: Нам надо сохранить привычку вышивать и родной язык

3

Тихвин, 14 ноября 2013, 21:52 — REGNUM  В старинной фольклорной истории малого народа - ижора, проживающего на территории Ленобласти, говорится про ласточку, которая свила медное гнездо и снесла золотые яйца, а когда налетел сильный ветер, и они разбились, постаралась собрать их, и вышло, что желток стал солнцем, белок - месяцем, а осколки скорлупки - звездами. Как считает экскурсовод Ижорского музея в деревне Вистино Никита Дьячков, сохранение языка, традиций, исконных занятий - примерно то же, "ласточкино" дело - собрать и сохранить то, что ещё возможно. Для того чтобы этим заняться, он оставил Санкт-Петербург и уехал на землю предков. Об этом его интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Когда по-настоящему почувствовали тягу к истокам?

Родился в Санкт-Петербурге, но с местами, где работаю, связывает прошлое семьи и дом, в котором живём с бабушкой Светланой Ивановной Дьячковой. Правда, настоящую тягу к истокам почувствовал, когда был уже достаточно взрослым. Как-то смотрел передачу "Пироги бабы Веры" - точнее, это был цикл из двух передач под названием "Не придуманные истории Ижорской земли". Помню, как меня удивило то, о чём там говорилось - рассказ о народе ижора был мистическим, завораживал. Учился тогда, в 2006 году, на втором курсе Университета водных коммуникаций.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Что вам рассказывали близкие о народных традициях, может быть пели песни, рассказывали сказки?

Моя бабушка - ижорка, папа родился в деревне Краколье, где я в детстве проводил каждое лето. Но как-то не принято было тогда говорить об истоках - если всерьез узнавать об этом, неизбежно пришлось бы вспоминать о трудной истории с небольшой и в силу известных теперь обстоятельств "таящей" численностью - то, что связано с такими знаниями, замалчивалось, да и большой город к этому не располагал. Папа - водитель-дальнобойщик, мама работает в торговле. Единственное, что помню: дед бабушке говорил: "Что ты всё талапанишь!" Талапанцы - обидное, дразнящее название ижор и води. Правда, идея поближе познакомиться с культурой, чему-то научиться появилась раньше.

ИА REGNUM: Когда и чему в первый раз удалось научиться?

Мне было 14 лет, когда одноклассник, ингерманландский финн, в первый раз привел меня в Санкт-Петербургское добровольное общество ингерманландских финнов "Инкерин Лиитто". Там мы занимались у Ольги Игоревны Коньковой традиционными ремеслами: расписывали глиняные кружки, плели на пальцах пояса, делали ангелочков на Рождество и так далее. А в 17 лет решил пойти на курсы финского языка. Учеба давалась легко, видимо, обнаружилась склонность к языкам. Примерно тогда же в Доме национальностей открылся Мобильный музей коренных народов Петербургской земли. Это была пора, когда во второй раз оказался в числе учеников Ольги Игоревны Коньковой.

ИА REGNUM: Когда начали изучать ижорский язык?

Чуть позже, но помню, что перед новым 2007 годом сказал Ольге Игоревне о желании изучать ижорский язык. Она посоветовала сначала познакомиться с фольклором в составе ансамбля "Корпи". Потребовался костюм для выступлений, и я сам его сшил. И стал посещать занятия Мехмета Муслимова - сотрудника Института лингвистических исследований, который находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Это человек, прекрасный знаток языков, предложил заняться изучением водского языка. Учебу в вузе, который, понятно, давал другие знания, сочетал с этими настоящими увлечениями, которые занимали все больше времени.

ИА REGNUM: Как оказались в Ижорском музее деревни Вистино?

Когда заканчивал учебу в университете, мы много выступали, не раз приезжали в Вистино, где два дома культуры, две библиотеки и Ижорский музей стали объединять в один культурно-досуговый центр. Директор центра и одновременно руководитель детского фольклорного ансамбля "Рыбачка" Елена Ивановна Кострова пригласила, объяснив, что есть вакансия в музее. К тому времени, а был 2010 год, я был готов проститься с большим городом и переехать к бабушке, в деревню. Мне было 22 года.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, об Ижорском музее.

Ижорский музей в Вистино находится в небольшом здании бывшей начальной школы постройки 60-х годов прошлого века. На первом этаже экспозиция, на втором - рабочее помещение для занятий и мастер-классов. Посетители музея имеют возможность познакомиться с историей и культурой ижор, начиная с каменных орудий труда и заканчивая изделиями традиционных занятий. Представлены археологические находки, имеется каменный крест XVI столетия, предметы быта, одежда, а также изделия, связанные с распространенным в наших краях рыболовным промыслом.

ИА REGNUM: Что за люди в числе посетителей музея?

Особенно много посетителей летом. Местные жители часто приводят дачников, очень много школьников приезжает, особенно из Кингисеппа, Соснового Бора, Ивангорода. Бывают экскурсанты из Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии. Среди гостей нередко встречаются потомки выходцев из наших мест. Люди иногда приходят и приносят старые вещи из своих домов, которыми пользовались их родители, тем самым пополняя коллекцию музея.

ИА REGNUM: Эксперты говорят, что при возрождении народных традиций наибольшая сложность возникает с языком... К сожалению, по данным мониторинга, число признающих ижорский язык родным невелико - всего 123 человека.

Уменьшается количество носителей языка. Причем главная беда заключается в том, что почти отсутствует его естественная передача. Сложности связаны ещё с тем, что не существует у нас учебных пособий, хотя в Вистино и других деревнях с коренным населением в этом явно есть большая потребность. Значит надо готовить и выпускать в свет такие издания. Об этом шла речь в Сыктывкаре, где проходила III Международная конференция "Родной язык в современных условиях двуязычия". Делегация Ленинградской области состояла из представителей Кингисеппского, Лодейнопольского и Подпорожского районов.

ИА REGNUM: И что общими усилиями решили?

Все зависит от нас, от семьи, в которой растет ребенок. Родители, к несчастью, часто говорят о непомерной нагрузке детей - основные предметы плюс иностранный язык - тяжело. Специалисты такой позиции не разделяют, утверждая, что дополнительные занятия по изучению языка, тем более, того, на котором говорили предки - дело полезное, развивает способности, уже не говоря о том, что возвращает людям семейные истории, без которых они, как деревья без корней. В помощь ещё, может быть, использование для таких занятий Интернет-пространства, целевых Интернет-страниц. Есть положительный пример республики Коми, где людям предложена раскладка клавиатуры, позволяющая писать на родном языке.

ИА REGNUM: Значит, у разных представителей финно-угорского мира - проблемы разные?

Верно. Где-то речь идет о необходимости переиздать учебники большим тиражом или выделить в учебной программе больше часов на изучение языка, а у нас нет учебников ни водского, ни ижорского языка - о том, чтобы они были надо подумать.

ИА REGNUM: Кто теперь обучает детей исконным занятиям, ремеслам?

Раньше, когда рыбы было в достатке, люди занимались рыболовством и ещё активно - гончарным ремеслом. Не так давно у нас в центре стал работать с детьми и взрослыми замечательный гончар Дмитрий Ткачев. Школьники его хорошо знают - он работает учителем рисования и черчения в Вистинской школе. А ещё в нашем центре обучают прикладному искусству - вышивать полотенца, плести и ткать пояса.

ИА REGNUM: Как вы считаете, с какого возраста следует учить ремеслам детей?

Думаю, что первые уроки мастерства надо давать детям с самого раннего возраста - детского сада. Непросто освоить нашу особую, двухстороннюю технику вышивки - таким образом украшают одежду, простые и иконные полотенца - хорошо владея этим мастерством, можно создавать целые полотнища.

ИА REGNUM: Говорят, у вепсов, например, песни, припевки, перекликания светлые. А сказки практически все - страшные и почему-то с плохим концом. А ижорские и водские - какие?

В наших - добро обязательно побеждает зло. Многие сказки перекликаются с русскими. Часто их герои - животные: лисы, медведи, зайцы, мыши. Очень много сказок про сирот, которых обижают мачехи. Но выход находится: например, горемыка превращается в красавицу и выходит замуж за пригожего, да богатого парня. Или, случается, неожиданно дорогую, шитую золотом одежду, благодаря верным помощникам, сирота справит. Бывает, медведь восстанавливает справедливость - съедает кого-нибудь из героев, поступающих неправедно. А мышка, как правило, в добрых делах - помощница.

ИА REGNUM: А есть ли фундаментальные, из древних времен фольклорные истории?

Конечно. Про дуб, который закрыл солнце, про добывание светил и даже сотворение мира. Чудные истории с увлекательным ожерельем событий. Вот, например: братец срубил дуб, из дуба - церковь, а потом много-много разных полезных предметов. Про добывание светил - такая сказка: жили люди без света, не было у них Солнца, в потемках ловили рыбу в ручье, и однажды узнали, что далеко все же есть Солнце. Отправили девушку за светилами, снабдив её сонным клубком, и она, коварная, усыпила жителей деревни и стащила это самое Солнце.

Когда люди проснулись и пустились в погоню, похитительница бросила гребешок, вырос непроходимый лес, но обиженный, обделенный светом народ снова бросился догонять её, чтобы вернуть Солнце. Тогда девушка бросила камень, и выросли горы. Когда отстала погоня, добралась она до своей деревни, где людям сразу стало светло.

ИА REGNUM: Про светила не очень позитивная сказка, одни у других увели Солнце, но интересно слушать. А что же у вас с сотворением мира?

Прародительницей мира у соседних народов финнов и карелов считается утка, а у ижор и води - ласточка. Подробности таковы: над бескрайним морем летала ласточка, искала кочку, чтобы сесть, но несколько лет и зим никак не могла найти. А когда нашла, свила себе медное гнездо и снесла золотые яйца. Но налетел сильный ветер, опрокинул гнездо, яйца вылетели из гнезда и разбились. Полетела безутешная ласточка к брату - кузнецу, который выковал железные грабли, и она полетела с этим тяжелым предметом туда, где разбились яйца. Постаралась собрать, и вышло, что желток стал солнцем, белок - месяцем, а осколки скорлупки - звездами. По-моему, очень красивая история.

Евгения Дылева

Справка

На территории региона проживает около 17 тысяч представителей финно-угорских народов. Распоряжением правительства России от 8 мая 2009 года четыре района Ленинградской области утверждены территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов: Подпорожский район - Винницкое сельское и Вознесенское городское поселения, Бокситогорский - Радогощинское сельское поселение, Лодейнопольский - Алеховщинское сельское поселение и Тихвинский - Пашозерское сельское поселениееляется значительное внимание сохранению культуры коренных народов. Картина, сложившаяся в нашем регионе, уникальна для западной части России - на территории области проживают четыре коренных малочисленных народа - ни один из субъектов РФ не имеет такой богатой этнической картины. В регионе насчитывается 17 муниципальных районов и один городской округ, причём в 13 из них имеется компонент коренных малочисленных народов, каждый из которых обладает самобытной культурой, древней историей и яркими национальными чертами характера.

Вепсы (устаревшее - чудь) - малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Финны-ингерманландцы (фин. inkeriläiset, inkerinsuomalaiset, эст. ingerlased, швед. finskingermanländare) - субэтническая группа финнов, проживающая на территории исторической области Ингерманландии.

Ижора (ижорцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) - финно-угорский народ, в древности - основное (наряду с водью) население Ижорской земли. Водь (самоназвание ва́ддялайзыд (водск. vaďďalaizõd), вадьякко, водь, редк. вожане) - малочисленный финно-угорский народ в Российской Федерации, коренное население Ленинградской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.04.17
Удар по Сирии: Как пойдут отношения между США и РФ дальше – The Strategist
NB!
27.04.17
МИД Франции опубликовал «доказательства» вины Асада в химатаке в Идлибе
NB!
27.04.17
На решение всех проблем многодетных семей в бюджете Краснодара денег нет
NB!
27.04.17
Плавали плохо: Глава Хакасии неожиданно отправил в отставку правительство
NB!
27.04.17
Ремонт или снос: Оренбург может потерять здание, где учился Гагарин
NB!
27.04.17
«На рубль надавил Путин»
NB!
27.04.17
Начнет ли Трамп военную операцию США на юге Сирии? – The National Interest
NB!
27.04.17
«Нефть от провала удержит доллар»
NB!
27.04.17
«Рубль не сломлен»
NB!
27.04.17
Первый в России: На Кубани открыли питомник саженцев винограда
NB!
27.04.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 27 апреля
NB!
27.04.17
Послание Лукашенко: вместо споров — переговоры
NB!
27.04.17
Машина, делающая из людей деньги
NB!
27.04.17
Олигарх-социалист: свежо предание, да верится с трудом
NB!
27.04.17
Предсказуемость и интрига в одной губернаторской кампании
NB!
27.04.17
Гробокопательский законопроект: разброд и шатание
NB!
27.04.17
Административный ресурс против популизма — кто кого?
NB!
27.04.17
Война, ставшая результатом беспечности
NB!
27.04.17
Гражданская война на Украине: «Это просто заработок на крови»
NB!
27.04.17
Украина наращивает экспорт своих товаров в Россию. Вот такая «война»
NB!
27.04.17
Азербайджан и ЕС: о чем задумался Баку
NB!
27.04.17
Майдан головного мозга как комплексное расстройство психики и интеллекта