В Армении идут достаточно оживлённые (хотя и беспредметные) дискуссии относительно решения Еревана вступить в Таможенный союз. Пока звучат лишь общие цифры или дилетантские комментарии в контексте того, какое влияние будет иметь на экономику Армении присоединение к Таможенному союзу. Мало кто внятно говорит о том, как изменится жизнь простых граждан при вступлении в Таможенный союз, как это повлияет на бюджет каждой семьи, какие возможности отрываются перед бизнесом и, наконец, изменится ли структура внутреннего рынка страны. Об этих и других вопросах корреспондент ИА REGNUM побеседовал с первым замминистра экономики Армении Карине Минасян. Она уверена, что быстрое скорое в Таможенный союз может послужить хорошим импульсом для развития бизнеса в Армении и увеличения его конкурентоспособности. "Затягивание этого процесса, наоборот, может привести к негативным последствиям", - считает Минасян.

ИА REGNUM: Ереван заявил о намерении вступить в Таможенный союз (ТС). Уже создана соответствующая комиссия по подготовке этого процесса. Скажите, пожалуйста, какие работы ведутся сейчас, что уже сделано в этом направлении, и в целом на каком этапе находится процесс?

Процесс необходимо разделить на две части. После заявления президента Армении Сержа Саргсяна о намерении Еревана вступить в Таможенный союз, мы создали специальную комиссию из семи рабочих групп под руководством премьер-министра Тиграна Саркисяна. Они работали над планом мероприятий по вступлению Армении в Таможенный союз. Эта была инициатива армянской стороны, чтобы мы, не дожидаясь каких-то официальных шагов, начали проработку всех вопросов, связанных с ТС. После недавней встречи глав государств (Армении, России, Казахстана и Белоруссии) в Минске, когда было подписано заявление по вступлению Еревана в Таможенный союз, в решении высшего Евразийского совета было также зафиксировано, что будет создана рабочая группа по присоединению Армении к Таможенному союзу. В этой рабочей группе будут участвовать все четыре страны. Мы надеемся, что указанная рабочая группа будет создана на предстоящем заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

После этого уже начнутся формальные работы по разработке дорожной карты вступления Армении в ТС. Буквально несколько дней назад в Армении находилась делегация Евразийской экономической комиссии (под руководством председателя коллегии ЕЭК Виктора Христенко - ред.). В рамках визита был подписан меморандум о сотрудничестве. В составе делегации были также эксперты ЕЭК, которые провели встречи с нашими специалистами для подготовки информационной базы для рабочей группы. Армянская сторона не раз на уровне президента и премьер-министра заявляла о том, что настроена на присоединение к Таможенному союзу в кратчайшие сроки. Это значит, что от нас требуется провести очень большой объём работы. В рамках наших обсуждений были обозначены необходимые условия, которые должны быть выполнены до подписания договора. Мы их уже выявили, и сейчас оцениваем, какие ресурсы и консультации для этого необходимы, чтобы в кратчайшие сроки провести все мероприятия. Мы также выявили, что Армения по некоторым направлениям интеграции имеет накопленный положительный опыт, который может быть использован в ТС.

ИА REGNUM: Что вы имеете виду под фразой "кратчайшие сроки"? Можно конкретизировать, когда Армения ориентировочно вступит в Таможенный союз?

Я бы не хотела давать оценки по конкретным срокам вступления Армении в ТС. Мы настроены на то, чтобы завершить подготовительные работы в ближайшее время и в декабре текущего года на саммите Высшего Евразийского совета представить уже разработанную дорожную карту. Именно в этом документе должны быть обозначены сроки мероприятий, которые должны будут осуществлены как до подписания договора по присоединению Армении к ТС, так и после него. Ориентировочно, Армения настроена на присоединение к Таможенному союзу уже в 2014 году.

ИА REGNUM: Много говорится об экономических дивидендах, которые Армения получит при вступлении в Таможенный союз. Можете детализировать, о каких дивидендах идет речь, какие преференции получит Армения, как это повлияет на ее экономику в целом?

Таможенные союзы - высшая форма интеграции в современном мире. Естественно, мы вступаем в ТС потому, что с экономической точки зрения это выгодно. Вступление в ТС, прежде всего, означает снижение барьеров на пути торговли. В данном случае, когда уже действует договор о свободной торговле со странами-участниками СНГ, речь идет о снятии, в основном, технических барьеров. Таможенный союз - это отсутствие границ и, как следствие, таможенного оформления и существующих на сегодняшний день всевозможных требований, предъявляемых на границе. Например, сегодня на границе Таможенного союза, при ввозе товаров требуется, чтобы предприниматель внес определенную сумму в качестве гаранта таможенных платежей. Помимо этого, при ввозе товара на территорию ТС обязательно представляется сертификат соответствия товара техническим регламентам ТС, который предприниматель должен заранее получить, послав предварительные образцы в страну ТС, куда он экспортирует товар. Он должен провести экспертизу, потратить на это большие средства, чтобы при ввозе предъявить сертификат. При экспорте товаров в Таможенный союз необходимо обеспечить соответствие действующей на пространстве ТС маркировке упаковки товара. Когда мы станем членом Таможенного союза, все правила станут едиными, а все технические требования, вызывающие сложности и затраты для бизнеса, резко снизятся. Предполагается, что транзакционные расходы также снизятся. Помимо этого обнулятся экспортные таможенные пошлины на импортируемые из ТС сырьевые товары (газ, уран, алмаз), что также очень важное обстоятельство.

С другой стороны, естественно, меняются тарифы на внешних границах ТС для импортируемых товаров. То есть, при вступлении в ТС мы должны будем взять на себя обязательство по применению пошлин Таможенного союза. В настоящее время, мы досконально изучаем разницу между таможенными пошлинами Армении и ТС. Есть существенная разница особенно в сфере сельхоз и сырьевых товаров. В принципе, они строились таким образом, чтобы защитить производителей. Мы присоединяемся к пошлинам ТС, в чем заинтересованы также местные производители, поскольку конкурентоспособность производимых ими товаров повысится, в том числе на внутреннем рынке. Например, после повышения таможенных пошлин на импортируемое мясо птицы, местным производителям будет выгодно работать.

ИА REGNUM: Нет опасений на счет того, что это может вызвать дефицит на внутреннем рынке, и как следствие привести к повышению цен на многие товары?

Это, конечно, вопрос. С другой стороны, если наши производители на сегодняшний день в состоянии производить по существующим на внутреннем рынке ценам и обеспечить спрос, ожидать повышения цен не стоит. Я уверена, что местные производители и производители ТС могут обеспечить спрос внутреннего рынка по основным видам товаров. В плане конкуренции местные производители получат достаточно серьезные преимущества по отношению к импортерам из третьих стран. В целом это касается тех отраслей экономики (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность), которые в Армении имеют потенциал развития.

ИА REGNUM: Недавно министр финансов Армении Давид Саркисян заявил о том, что в 2014 году вступление Армении в Таможенный союз окажет скорее нейтральное воздействие на ее экономику. Страна будет находиться о переходном периоде, когда с одной стороны обнуляются, а с другой (для товаров с третьих стран) повышаются таможенные пошлины. Скажите, пожалуйста, какое влияние оставит вступление Армении в Таможенный союз на ее экономику в будущем?

Для армянской экономики одним из ключевых условий развития является привлечение инвестиций. По оценкам экспертов, с которыми мы находимся в постоянном контакте, при вступлении в Таможенный союз инвестиционные риски Армении существенно снижаются. Это значит, что инвестиционная среда в Армении существенно улучшается, поскольку в ТС расширяются объемы рынка. Если к этому также прибавить снижение политических рисков с точки зрения экономики, это существенно повышает инвестиционную привлекательность. Мы активизируем нашу работу по привлечению инвесторов из стран Таможенного союза. В том числе речь идет о создании новых кооперационных связей между армянскими предприятиями малого и среднего звена с аналогичными предприятиями других стран ТС.

В связи с этим, действительно, на сегодняшний день очень трудно оценить какое влияние оставит вступление в Таможенный союз на экономику Армении в 2014 году, поскольку это переходный этап. Появляются новые правила и условия для бизнеса, и если даже все наши прогнозы осуществятся, все равно, положительный эффект мы не увидим сразу. С другой стороны, в финансовом смысле эффект будет ощутим в плане снижения цен на импортируемые из стран ТС сырьевые товары. Присоединение к Таможенному союзу - новое окно возможностей. Успех зависит от того, сможем ли мы правильно выстроить нашу политику, поддержать бизнес-сообщество, чтобы оно могло эффективно использовать эти возможности. Мы настроены на это. В целом потенциал роста ВВП Армении при вступлении в ТС в среднесрочной перспективе оценивается до 4,5%.

ИА REGNUM: Политики и эксперты, говоря об интеграции Армении в ту или иную структуру, часто оперируют общими цифрами, что непонятно простым гражданам страны. В связи с этим вопрос. Как повлияет на бюджет простых граждан вступление Армении в Таможенный союз, как они от этого выиграют?

Знаете, наверное, правильно было бы говорить об этом уже на следующем этапе, поскольку многие документы еще в процессе обсуждения. Что касается выгоды простых граждан: например, в Таможенном союзе нет ограничений по ввозу товаров со стороны физических лиц для личного пользования, как у нас. В Армении условия ввоза товаров таковы: если человек для личного пользования завозит товары, превышающие в цене 150 тыс. драмов (около $380), он должен их растаможить. В составе ТС нет таких требований. Речь идет о ввозе товаров в частом порядке для личного пользования не только из стран-участниц Таможенного союза, но и из третьих государств. Здесь исключением являются только транспортные средства.

ИА REGNUM: Экономика России, основного торгово-экономического партнёра Армении, переживает не лучшие времена. Международные профильные организации пересматривают ожидания роста на следующий год в сторону снижения. Армения учла эти факторы до того, как заявить о намерении вступить в ТС? Как ухудшение экономики России, повлияет на Армению уже в составе Таможенного союза?

Я бы не стала связывать эти два процесса. Экономика Армении связана с экономикой России. Около 20% всего товарооборота армянской экономики приходится на Россию. Безусловно, экономические показатели России оказывают влияние на Армению в основном по трем каналам. Первое, экспорт наших товаров на российский рынок. Замедление роста российской экономики может привести к сокращению потребления. Второе, частные трансферты - замедление экономического развития может привести к их сокращению (они составляют около $3 млрд в год - ред.). Третье, инвестиции. Хотя на сегодняшний день это довольно сложный вопрос, поскольку после глобального экономического кризиса, дефицит инвестиций ощущается везде. В этом плане для нас очень важна ситуация в российской экономике, вне зависимости от того, Армения в Таможенном союзе или нет.

На самом деле, когда мы закладывали в проект госбюджета на 2014 год показатели экономического роста, мы учли все эти факторы. Если в среднесрочной программе прогнозировался на следующий год 6% рост экономики, то в бюджете 2014 года уже заложен показатель роста в размере до 5,2%. Здесь учтены все факторы, в том числе положение дел в экономике России. А скорое вступление в Таможенный союз может послужить хорошим импульсом для развития бизнеса и увеличения его конкурентоспособности. Затягивание этого процесса, наоборот, может привести к негативным последствиям.

ИА REGNUM: При вступлении в Таможенный союз экспортные пошлины России на многие сырьевые товары резко снизятся или вообще буду обнулены. Помимо газа и урана, Армения импортирует из России также алмазы для переработки. Присоединение к ТС как повлияет на эту отрасль промышленности?

Российская экспортная пошлина на необработанные алмазы составляет 6,5%. Это достаточно высокий процент, поскольку в алмазном бизнесе 2% считается достаточно хорошим уровнем доходности. После вступления в ТС экспортная пошлина будет обнулена для ввозимых на переработку алмазов, и это еще одна возможность дать толчок развитию промышленности по переработке алмазов. С учетом того, как развивается ювелирный рынок, это дополнительная поддержка нашей ювелирной промышленности. Мы уделяем существенное внимание этому кластеру, учитывая его потенциал развития. Ни для кого не секрет, что экспорт ювелирных товаров - одна из важных статей армянского экспорта. Здесь также должна существенно упроститься экспортная процедура.

ИА REGNUM: Нагорный Карабах и Армения, на самом деле, одна экономическая и таможенная зона. С экономической точки зрения, в каком статусе будет находиться Нагорный Карабах при вступлении Армении в ТС? Как-то Степанакерт будет кооперировать с Таможенным союзом? Эта тема обсуждается в переговорах?

Скажу так: в этом вопросе необходимо смотреть на европейский опыт. В Европе есть несколько примеров решения подобных вопросов.

ИА REGNUM: Обсуждается ли вопрос установления КПП между Арменией и Карабахом при вступлении Еревана в Таможенный союз?

Этот вопрос не обсуждается.

ИА REGNUM: По оценкам экспертов, монополисты и олигархи имеют существенное влияние на рынок Армении. Как повлияет присоединение Армении к ТС на структуру ее внутреннего рынка?

Естественно, мы ожидаем изменения структуры рынка при вступлении в Таможенный союз. Ожидается приток товаров из других стран ТС. Население беспокоит возможное повышение цен на ввозимые из третьих стран определенные группы товаров из-за увеличения таможенных пошлин. Это предмет переговоров. Мы не раз говорили, что необходимы определенные изъятия из таможенных пошлин для групп особо чувствительных для населения товаров на определённый период времени, чтобы это не повлияло негативно особенно на граждан с низким уровнем доходов.

Когда сравниваем таможенные пошлины Армении и ТС, мы видим примерно следующую картину. Например, разница в пошлинах товаров бытовой техники - мизерная. По части товаров легкой промышленности - вновь разница мизерная. По транспорту разница ощутима. Думаю, что эта тема в будущем будет еще обсуждаться. С дугой стороны Россия является членом ВТО, и она взяла на себя определенные обязательства. В рамках этих обязательств она постоянно снижает пошлины на импорт транспортных средств. В принципе, к 2017 году, при сравнении с действующими в Армении пошлинами, ситуация станет более сбалансированной. Конечно, повышения цен по отдельным группам товаров, которые в основном потребляются населением с более высокими доходами, не избежать. Относительно того, как повлияет вступление в ТС на структуру рынка в целом, здесь мы должны посмотреть на пример уже вступивших туда государств. В определенном смысле может усилиться конкуренция, в том числе и с операторами рынка Таможенного союза. Это пока достаточно неопределённая тема, поскольку, с одной стороны, наш рынок маленький, нет общей границы, а с другой - в рамках договора о свободной торговле со странами СНГ (кроме подакцизных товаров и экспортных пошлин на сырье - ред.), давно уже сняты таможенные пошлины на импорт. В связи с этим возникает вопрос, почему до сих пор операторы из стран ТС не вышли на наш рынок и не конкурируют с местными хозсубъектами?

ИА REGNUM: Последний вопрос. По оценкам экспертов, в свое время Армения вступила в ВТО по не выгодным для себя условиям хотя бы по части политики установления таможенных пошлин и субсидирования в сельском хозяйстве. Эксперты считают, что присоединение Еревана к ТС - шанс для исправления ситуации. Иными словами, в составе ТС Армения имеет возможность начать переговоры с ВТО и изменить условия членства в этой организации. Это так?

Вступление в Таможенный союз означает, что мы берем на себя обязательства ТС. Наши обязательства перед Таможенным союзом и ВТО не совпадают. В основном это связано с тарифным регулированием. При вступлении в Таможенный союз субъектность с точки зрения ведения переговоров с ВТО перемещается в ТС, а именно в Россию. Конечно, как государство мы будем вести переговоры со странами ВТО, но мы уже будем это делать как государство-участник Таможенного союза.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян