Испанская газета Libertad посвятила одну из своих публикаций проблемам дистрибуции iPhone на российском рынке телекоммуникаций. Ниже представляем русский перевод статьи:

"Ни для кого не секрет, что high-tech гигант Apple предъявляет крайне жесткие требования к дистрибуции iPhone в Европе. В частности, есть среди них и требование, касающееся того, что все рекламные кампании, проводимые дистрибутором (и за его счет), должны контролироваться Apple. Более того, на дистрибутора могут налагаться и обязательства по полной технической поддержке устройств.

По всей видимости, российский рынок телекоммуникаций уже столкнулся с негативными последствиями такой политики. В результате на российском рынке продукции Apple явно не хватает, хотя запуск каждого нового продукта вызывает чуть ли не массовую истерию. Поскольку в собственной стране купить новые iPad и iPhone оказывается невозможным, россияне охотятся за ними по всей Европе и США с пылом австралийских туземцев, выхватывающих друга у друга бусы и ожерелья, привезенные Джеймсом Куком.

К несчастью для фанатов iPhone, Россия никогда не была для Apple приоритетным рынком. Это легко объясняется при помощи цифр: согласно данным GfK, за первые два квартала 2013 года в России было продано только 670 тысяч iPhone. По сведениям IDC, за тот же самый период во всем мире было продано 68,6 миллиона этих устройств. Таким образом, доля России в общемировых продажах iPhone составляет менее одного процента. Для сравнения, в Китае с 14 по 16 декабря 2012 года было продано 2 миллиона этих устройств.

Легальные поставки смартфонов iPhone в России начались в конце 2008 года с модели iPhone 3G. В то же время три крупнейших российских сотовых оператора, "Вымпелком", МТС и "Мегафон", подписали с Apple договоры на поставку в общей сложности 4 млн. смартфонов. Однако ни один из операторов взятых обязательств не выполнил. "Мегафон", обязавшийся продать за два года более одного миллиона смартфонов, перестал закупать устройства Apple после запуска iPhone 4 в 2010 году. МТС за три года должны были продать 1,5 миллиона смартфонов, но к концу 2011 года этот план был выполнен всего на 28,6%. "Вымпелком" за два года закупил только 23,4% от планируемых 1,5 миллионов смартфонов. Весной 2011 года компании удалось продлить договор с Apple еще на два года. По новым условиям к весне 2013 года "Вымпелком" должен закупить оставшиеся 940 миллионов смартфонов. Стоит отметить, что Apple ни разу не применял штрафные санкции ни к одному из российских операторов.

Новый договор о прямых поставках смартфонов "Вымпелком" и Apple заключили всего за три дня до старта официальных продаж новых продуктов Apple. На настоящий момент это делает "Вымпелком" единственным оператором мобильной связи, обладающим правом на прямую закупку iPhone.

Гаджеты поступили в розничную сеть "Вымпелкома" 25 октября, в день официального запуска продаж iPhone 5S и iPhone 5C. Однако "Вымпелком" получил для продаж всего лишь 1000 устройств! В то же время одна только "Евросеть", крупнейшая российская розничная сеть по продаже сотовых телефонов и аксессуаров, за первые три дня продаж реализовала 1600 iPhone. "Вымпелком" также успешно распродал все полученные устройства за первые три дня, однако сейчас новых смартфонов iPhone в салонах нет, и не вполне ясно, когда они появятся вновь.

Зачем "Вымпелкому" нужны эти унижения? Не из-за мифа ли, распространяемого самим Apple, что сотрудничество с ним автоматически поднимает статусность партнера? Такие старания "Вымпелкома" улучшить свой имидж в глазах абонентов выглядят особенно нелепо с учетом грядущего запуска услуги MNP, которая позволит абонентам переходить от одного оператора к другому, сохраняя за собой тот же телефонный номер.

Как показывают последние исследования EPSI, за последний год уровень удовлетворенности абонентов "Вымпелком" услугами оператора упал на 9% по сравнению с 2012 годом. Очевидно, "Вымпелком" отчаянно ищет любые способы, которые могли бы помочь вернуть расположение абонентов. Однако вопрос остается открытым: принесет ли такая тактика желаемые плоды?"