С кем в ЕС конкурирует Калининградская область: интервью ИА REGNUM с губернатором Цукановым

Калининград, 13 ноября 2013, 18:17 — REGNUM  

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов в интервью ИА REGNUM проанализировал развитие самого западного региона России в международном аспекте.

"Советник Горбачёва был прав"

ИА REGNUM: Для россиян Калининградская область, так или иначе, ассоциируется с заграницей. И самый животрепещущий вопрос у наших соотечественников - это транспортная доступность в Калининград из "большой России". Например, моя мама, живущая на Урале, не может приехать ко мне и своей внучке, потому что у неё нет загранпаспорта для путешествия на поезде. Будет ли в обозримом будущем скоростной поезд Калининград-Москва, где пассажиры едут по внутреннему паспорту России?

Сегодня мы говорим не просто о скоростном поезде, а об экспрессе. То есть когда состав движется без остановки. Люди сели в Калининграде - вышли в Москве. И наоборот. Нет ни паспортного, ни таможенного досмотра. Это идеальный вариант. Но, обсуждая его, мы столкнулись с ограничениями. Прежде всего, на территории Литвы. Согласно законодательству ЕС, транспортный коридор через шенгенскую зону может быть организован только в том случае, если поезд движется со скоростью не менее 190 км/ч. Однако в Литве к этому не готовы транспортные пути. Железная дорога на этом участке на сегодня не электрифицирована (протяжённость железнодорожного пути между Москвой и Калининградом составляет 1285 км, из которых на Литву приходится всего 219 км. - ИА REGNUM) плюс сами рельсы нуждаются в модернизации.

ИА REGNUM: Вильнюс предлагает это сделать за наш счёт?

Этот вопрос обсуждался и при определённых обстоятельствах РЖД готовы создать акционерное общество, возможно, совместное ведение бизнеса с Литвой. Но Литва пока от этой идеи воздерживается. Хотя буквально недавно в Москве на одной из российско-литовских встреч представители Вильнюса выразили готовность обсуждать этот вопрос уже на политическом уровне. У них нет такого резкого высказывания, как, скажем, по атомной станции.

Но кроме Литвы, у нас есть ещё Белоруссия, через которую также идут поезда Калининград-Москва (протяжённость железнодорожного пути через Белоруссию достигает 400 км. - ИА REGNUM). Минск не против такого экспресса, но одновременно заинтересован в том, чтобы была связь с Москвой. А значит, нужна остановка в Минске. Это не совсем экспресс, но тоже вполне приемлемое решение, которое сократило время в пути, минимум, на пять часов.

На последней встрече с президентом и премьером Белоруссии мы обсуждали этот вопрос. Я просил поддержать Калининградскую область в переговорном процессе с Литвой. В свою очередь сейчас между Литвой и Белоруссией, насколько я понимаю, начались активные переговоры по поводу создания экспресса между Минском и Вильнюсом. Это нам на руку. Это часть пути, по которому идут и наши поезда.

Пока это, повторюсь, переговорные процессы, но мы не сидим сложа руки, понимая, что уже сегодня - путём уменьшения таможенных и пограничных процедур - можно сократить время следования поезда. Этот вопрос в ближайшее время будет обсуждаться на Пограничной комиссии, которую возглавляет вице-премьер Рогозин. Думаю, что уже с 2014 года время будет сокращено, как минимум, на три часа.

ИА REGNUM: Может быть, есть смысл в этом вопросе вести переговоры не Калининградской области с Литвой, а Москве с Брюсселем?

Когда я говорю "мы", то имею в виду не Калининград, а Россию. Безусловно, правительство Российской Федерации понимает проблемы региона, понимает, что железнодорожная артерия - это единственный путь, который сегодня позволяет качественно, а при снятии барьеров достаточно быстро доезжать до основной территории страны. И МИД, и Минтранс России озадачены этим вопросом и работают. Но мы и сами не даём им спокойно жить, инициируя рассмотрение этой проблемы.

ИА REGNUM: Чисто гипотетически, возможно в будущем создание экстерриториального коридора через пространство ЕС, где и железнодорожный, и автомобильный транспорт россиян мог бы беспрепятственно добираться из Калининграда до материковой части России?

Мне сложно давать такие прогнозы, поскольку это не моя компетенция. Но, тем не менее, выскажу мнение, что если бы этот вопрос обсуждался в момент принятия решения Литвой стать самостоятельным государством, тогда шансов на такое соглашение было бы гораздо больше.

ИА REGNUM: Кстати, несколько лет назад я общался с бывшим советником Горбачёва, который сказал, что в начале 90-х годов, если бы Москва потребовала от Вильнюса предоставить "калининградский коридор", то они с радостью согласились, лишь бы им дали независимость.

Полностью согласен с этим мнением. Тогда шансы были.

"Бензиновый туризм" - объективная реальность

ИА REGNUM: Хочу услышать ваше мнение о реальности визовых послаблений между Россией и Евросоюзом. Я только что вернулся из Балтийска, где проходил международный форум о первом опыте реализации российской инициативы "72 часа без виз" для иностранных туристов, прибывающим морским путём. Тем не менее, ЕС не спешит симметрично вводить этот шаг для россиян. Вы можете прогнозировать подвижки в этом направлении?

Начну с того, что Калининградская область прекрасно себя показала при реализации режима местного приграничного передвижения (МПП). На недавнем российско-польском совете по сотрудничеству северо-восточных регионов Польши с Калининградской областью мы констатировали, что за время годового действия МПП не возникло серьёзных нарушений, не было и жалоб. И это говорит о том, что Польша может выступать нашим лоббистом на переговорах с ЕС в части дальнейшего облегчения визового режима. И я говорил об этом с сопредседателем совета замминистра внутренних дел Польши Петром Стаханьчиком.

С другой стороны, считаю, что для привлечения иностранцев в Калининградскую область недостаточно льготного режима "72 часа без визы", который сейчас распространяется только на паромы и круизные суда. Такие суда к нам редко заходят, потому что на сегодня нет современного пассажирского порта. Поэтому мы обратились в правительство России с просьбой включить наш аэропорт "Храброво" в список аэропортов, где будет действовать режим "72 часа без визы". Этой привилегии удостоились всего на всего семь регионов России. Уверен, что эта льгота подхлестнёт иностранных туристов посещать Калининградскую область, а турбизнес Калининграда подтолкнёт развивать свой сервис. Для этого создана Корпорация развития туризма в Калининградской области, которая чётко понимает приоритеты туристов. Причём, не только иностранных, но и российских.

ИА REGNUM: Логично Калининград включить в такой список...

Логично, но первоначально мы там вообще не стояли! Это инициатива была предложено только для Москвы, Петербурга, Сочи, где будет Олимпиада, и Казани, где будет Чемпионат мира по футболу. Но у нас тоже будут матчи ЧМ-2018. Поэтому мы постарались убедить руководство страны включить Калининград в этот список.

ИА REGNUM: А вам не кажется, что Россия играет в одни ворота, введя сначала безвизовый режим на трое суток для морских туристов, теперь - для авиапассажиров? Почему, по вашему мнению, Евросоюз не идёт навстречу, делая подобные преференции для россиян?

Этот вопрос вам надо задать в Евросоюзе. Со своей стороны я спросил об этом главу представительства ЕС в России, который недавно приезжал в Калининград. Я высказал озабоченность двойными стандартами. У меня с ним был достаточно открытый диалог. Он сказал, что готов поддержать идею скорейшего облегчения визового режима. Я думаю, что это вопрос не такой долгой перспективы.

ИА REGNUM: Возвращаясь к режиму МПП с Польшей, оцените его эффективность с точки зрения спекулятивной торговли подакцизными товарами. Насколько, по вашему мнению, "бензиновым туризмом" подорван дух Соглашения о местного приграничного передвижения?

Начну с того, что так называемый "бензиновый туризм" - это объективная реальность, и я не считаю это явление негативным, хотя, очевидно, он подрубает рынок Польши. Ведь деньги остаются в России, а поляки меньше покупают на своих заправках горючее. Помимо бензина, есть табачный рынок, который также является подакцизным товаром и Польша теряет доходы в бюджет, когда поляки везут из России сигареты. Но надо понять и тот факт, что экономика государств не даёт возможность в той или иной степени жить комфортно всем жителям. Не всегда есть рабочие места, не всегда эти рабочие места высокооплачиваемые. А людям надо содержать свои семьи. И, конечно, приграничное передвижение не исключает приграничной торговли. Другой вопрос, что, по данным статистики, из 1 млн. пересечений в рамках МПП за полгода более 700 тысяч - это жители Польши, которые как раз и занимаются этим "бизнесом". А если мы возьмём другое приграничное направление - литовское - то увидим, что и там, несмотря на то, что нет льготного приграничного режима, челночный бизнес работает, и в нём преобладают литовцы, нежели россияне из Калининградской области.

Поэтому мы с пониманием относимся как к социально-экономическим проблемам наших соседей, так и к мерам Польского государства по защите своих рынков, когда оно ужесточила в этом году правила ввоза бензина из Калининграда.

Но, разумеется, у приграничной торговли есть громадный минус. Это очереди, в которых страдают простые граждане по обе стороны границы. Как решить эту проблему? Недавно мы специально встречались с польскими коллегами, не приглашая журналистов, где откровенно, без купюр, высказали друг другу претензии и пути решения проблем.

ИА REGNUM: На повышенных тонах шло общение?

Достаточно открыто, но под протокол. Например, польская сторона заявляет нам, что у нас мало кабинок на границе. Мы им в ответ - у вас восемь кабин, а таможенников всего двое. Главное - мы услышали друг друга, и как с российской, так и с польской стороны есть понимание решать эти вопросы. Мы договорились модернизировать переход Мамоново-2 - Гжехотки, поскольку там есть узкое горлышко. Мы готовы его расширять, и правительство Калининградской области готово выделить региональные средства, несмотря на то, что это не наши полномочия. Думаю, что в 2014 году мы этот переход расширим, и там появится настоящий, работающий зелёный коридор. Сегодня он, к сожалению, работает неполноценно, потому что физически потоки людей - тех, кто занимается приграничной торговлей, и остальных - не разделяются.

Два юбилея

ИА REGNUM: Поговорим о Литве. Скажите, недавний российско-литовский приграничный конфликт, а затем "молочная война", сказались на межрегиональных отношениях Калининградской области с литовскими регионами? В частности, на носу юбилей поэта Кристионаса Донелайтиса, главные памятные места которого есть в Калининградской области. Вмешается ли политика в празднование 300-летия литовского поэта?

Мы чтим литовскую культуру и с трепетом относимся к Донелайтису. Музей, который посвящен этому поэту, находится в Калининградской области. Сегодня этот музей содержится за счёт бюджета региона. Более того, мы проводим реконструкцию мемориального комплекса в поселке Чистые Пруды Нестеровского района, и вместе с нашими литовскими партнерами-музейщиками создаем новую экспозицию в музее. У нас есть совместный российско-литовский план мероприятий к празднованию юбилея поэта, а есть еще "внутренний", областной план, согласно которому мы ремонтируем дороги, будет развиваться туристическая инфраструктура. Мы хотим сделать этот комплекс новым центром туристической привлекательности в регионе. В программе празднования 300-летия Донелайтиса - издательская деятельность, выставки, конференции, профессиональные и творческие обмены. И независимо ни от чего, мы проведем это мероприятие на высоком уровне.

ИА REGNUM: А калининградское празднование 300-летия совпадет с литовским? Или, как говорится, на их улице будет свой праздник?

Нет-нет, это полностью синхронизированная программа, в которой участвуют министерства Литвы и правительство Калининградской области. Эта программа согласована с внешнеполитическими ведомствами России и Литвы. Предлагаю еще шире посмотреть на наше сотрудничество с Литвой. На уровне муниципалитетов наши отношения все более укрепляются, на уровне студенческого обмена идет серьезный рост.

ИА REGNUM: Пару лет назад я присутствовал на совете по культуре при губернаторе. И вы, обсуждая подготовку к юбилею Донелайтиса, бросили реплику - давайте посмотрим, как Литва покажет себя во время празднования Россией 150-летия Петра Столыпина - отреставрирует ли его усадьбу под Каунасом, которая находится в крайне заброшенном состоянии. Дом Столыпина так и стоит полуразрушенным... Вам по душе такой литовский "подарочек"?

Хочу повторить, что мы свои обязательства по юбилею Донелайтиса исполним с лихвой. Чего нельзя сказать про литовскую сторону. В качестве примера, вернусь к Донелайтису: в Гусевском районе есть дубовая аллея, высаженная в память о поэте ещё во времена СССР. Так вот, два года назад мне литовские коллеги сделали замечание, мол, за аллеей никто не ухаживает. Я не поленился и нашёл это соглашение, где чётко оговорено, что содержание аллеи ведётся на паритетных с Литвой условиях. Я написал об этом письмо литовскому правительству. К сожалению, никаких решений и уж тем более никакого бюджета на эти цели мы не увидели. Наши муниципалитеты за свой счёт продолжают содержать памятные места литовского поэта.

Кто лидер инвестиций в ЧМ-2018

ИА REGNUM: Вопрос касается будущего Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Тема обширна, но наши читатели просили задать один конкретный вопрос: как Калининград - из-за своей эксклавности - сможет одновременно принять десятки, а может и сотни тысяч болельщиков? Очевидно, что сухопутным путём "не переварить" огромное количество европейских футбольных туристов, и надо делать ставку на морской путь. Но пассажирского порта у нас нет...

Пока нет. Строительство современного пассажирского порта включено в Федеральную целевую программу. Сейчас мы чётко понимаем, где он будет располагаться. Это город Пионерский. Сегодня мы закладываем в техзадание возможность причальной стенки принять одновременно до трёх круизных лайнеров. Мы начнём строить порт в 2014-2015 годах, и это строительство чётко вписано во временные рамки нашей общей стратегии подготовки к ЧМ-2018. Кстати, этот порт даст нам в полной мере использовать привилегии льготы для иностранных туристов "72 часа без визы". Это, без преувеличения, сотни тысяч туристов.

Но не надо забывать об авиасообщении. Сегодня наша задача - найти к чемпионату лоукостера, который предложил билеты, рассчитанные на разный бюджет пассажира. Аэропортовый комплекс к тому времени, уверен, станет современным транспортным узлом, способным принимать до 5 млн человек в год.

ИА REGNUM: Звучит, как из "12 стульев" про Нью-Васюки...

Я хочу напомнить, что ещё три года назад ни о каком субсидировании перелётов в Калининград не было и речи. Не было и речи о ремонте аэропорта, который находился в состоянии развала, грабежа и банкротства. Об инвесторе вообще никто не заикался. Это мне досталось по наследству. Сегодня же идёт чёткая системная работа. Есть инвестор. Проведена реконструкция станции обеспечения полётов. Есть деньги, и проектируется удлинение взлётно-посадочной полосы. Есть техническое задание на строительство современного аэропорта с торговой зоной, зоной отдыха, гостиницами. Есть транспортные схемы, которые позволят быстро добраться до Калининграда или приморских городов.

ИА REGNUM: Скажите, при строительстве объектов к ЧМ-2018 отслеживается соотношение российских и иностранных инвесторов?

Конечно.

ИА REGNUM: И каков баланс?

Я недавно докладывал президенту, что в структуре иностранных инвестиций одно из лидирующих мест занимают литовцы. Это порядка 25-30%. Затем идёт Кипр.

ИА REGNUM: То есть наши люди.

Да, это наши, только через оффшорную зону. Но, тем не менее, деньги возвращаются в Россию, инвестируются в калининградскую экономику. Дальше идут Германия и Польша.

ИА REGNUM: Надо же. А послушать поляков, так они только и говорят об интересе к ЧМ-2018...

Поляки отнюдь не лидеры. Ими рассматриваются только несколько проектов. Лидеры среди иностранных инвесторов - литовцы. Ну и, безусловно, к чемпионату есть интерес у белорусского бизнеса.

ИА REGNUM: Теперь я понимаю, почему вы предприняли массу усилий, чтобы погасить пограничный торговый конфликт с Литвой...

Я вам объясню, почему литовцы наиболее свободно чувствуют себя на территории России и, в частности, в Калининградской области с точки зрения ведения бизнеса. Во-первых, литовцы хорошо говорят по-русски. Во-вторых, они думают по-русски. Мы жили в одной стране - Советском Союзе, и я уверен, что литовцы душой и сердцем - там. В-третьих, это близость границ.

Если же говорить о событиях на границе с Литвой - об ограничениях, которые ввела российская таможня, то речь здесь идёт о челноках, о тех "бензовозах", которые вывозили из Калининграда в Литву горючее. Более того, литовская сторона сама неоднократно обращалась к российским коллегам с просьбой ограничить шквальный ввоз сигарет и бензина, который обрушает литовские рынки. Когда я встречался с сопредседателем российско-литовского совета, с руководством МИДа Литвы, все мне постоянно говорили об этом. И сами литовцы не раз вводили подобные режимы для российских автомобилей, по-русски сказать, трясли калининградцев, заставляя откручивать панели в машинах. Они таким образом тоже с чем-то боролись.

Но вот наша таможня ограничила, и что мы увидели? Это решение бумерангом отозвалось по нашему бизнесу. И вот здесь, когда наш бизнес стал нести убытки, я совместно с Калининградской торгово-промышленной палатой попытался помочь в каждом отдельном случае, но понял, что глубина проблемы гораздо шире. Поговорив с Бельяниновым (главой ФТС. - ИА REGNUM), я понял, что организовать работу теми силами, что есть, таможня не может. У них физически не хватает рабочих рук. Поэтому я принял решение обратиться к президенту страны для того, чтобы было принято единственное верное решение. И это решение президент принял.

Был ли розыгрыш?

ИА REGNUM: Как вы отнеслись к флэшмобу калининградских блогеров, которые поменяли свои фотографии на этикетки литовских творожков?

Мне непонятна их обида. Да, пропал литовский кефир или сметана и, слава богу, что мы сами себя можем накормить. Но вы найдите в Литве хоть один творожок калининградского производства. Литовцы не пускают на свой рынок нашу продукцию! Они просто запретили такой импорт, несмотря на то, что находятся в ВТО, несмотря на то, что калининградская и в целом российская продукция очень высокого качества и конкурентоспособна. Литва даже не обсуждает вопрос о возможности экспорта Россией молочной продукции, а мы подняли такую истерию.

Очевидно, что страны борются за рынки. Россия и Литва не исключение. Недавно в Москве был форум "Открытые инновации", куда пришёл посол Литвы в России. И я сказал послу - давайте отходить от двойных стандартов. Почему сегодня тонна/километр по железной дороге в сторону Калининградского порта на 60% дороже, чем в сторону Клайпедского порта. Где справедливость? Посол отвечает - мы защищаем свой рынок. А почему мы не должны защищать свои? Ведь мы - калининградцы - страдаем именно из-за решения Литвы повысить тарифы на грузы, идущие в Калининград. У нас дороже уголь, бензин, удобрения - только из-за того, что литовцы задирают эту цену. Цена за транзит газа в Калининград по территории Литвы также завышена.

А давайте поговорим, кто против местного приграничного передвижения с Литвой, аналогичному тому, что происходит сейчас с Польшей. Литва против! Не Россия. Поляки работают, экономически счастливы. Литовцы, отказывая в режиме местного приграничного передвижения, тем самым защищают свои рынки.

Для меня очевидно, что Калининградская область в определённой степени зависит от политики Литвы. Вспомните недавнее заявление высокопоставленного лица Литвы о том, что "теоретически мы можем перекрыть Калининграду и газ, и железную дорогу". Это что? Раз это говорится, значит это в голове. Так, получается, мы живём под постоянным риском? Тогда где же демократия, права человека, которые декларируются в Евросоюзе.

ИА REGNUM: Касаясь блогосферы, откройте секрет: насколько ваша встреча с президентом была постановочной? В соцсетях многие писали, что Путин с Цукановым разыграли перед камерами спектакль...

Я благодарен блогосфере, что так высоко оценила мои возможности, что я смог договориться с Владимиром Владимировичем разыграть сцену (смеётся). Хочу вам сказать правду - впервые я обозначил проблему, возникшую на границе с Литвой, когда президент на вертолёте прилетел в Калининградскую область на учения "Запад-2013". Выслушав меня, он был крайне озабочен. Он сказал, чтобы я подготовил документы. И была назначена встреча - обратите внимание на временные рамки - предельно быстро. Никакого розыгрыша не было.

Мы просто привыкли, что постоянно просим - дай-дай-дай и получаем это, как само собой разумеющееся. Но так не бывает. Значит, где-то страна берёт это. Сейчас строится транс-европейский коридор Мамоново-Гжехотки-Советск, федеральная трасса Калининград-Чернышевское, мост через реку Неман, Берлинский мост, Северный обход, Приморское кольцо. Таких дорог вы в России не найдёте. Ладно Россия. Возьмите дороги в Латвии - это чёрт знает что. Их просто физически нет. Наш регион зарабатывает крохи по сравнению с тем, что мы сегодня получаем. Это десятки миллиардов рублей, которых, понятно, у региона нет. Это деньги, которые выделяет федеральный центр, понимая проблемы Калининградской области. В сложных экономических условиях, во время кризиса в 2008 году правительство России продолжало оказывать финансовую поддержку Калининградской области, прежде всего, на инфраструктурную поддержку и социальную сферу. Поэтому тот, кто говорит, что федеральный центр не уделяет достаточного внимания Калининградской области, он просто не знает, не видит либо не хочет знать того, что реально происходит.

Если быть объективным, то мы сегодня конкурируем уже не с Прибалтикой, а Польшей. Но полякам помогает весь Евросоюз. Миллиарды выделяются полякам на инфраструктурные объекты на протяжении более десяти лет.

"Мы были, есть и будем"

ИА REGNUM: У вас нет ощущения, что калининградцы платят федеральному центру чёрной монетой потому, что региональные и муниципальные власти комплексно не занимаются разъяснением - условно говоря, куда движется Калининградская область? Не работают с менталитетом калининградцев...

Ну калининградцы всегда отличались более современным виденьем жизни, требованием к жизни. Они больше, нежели остальные россияне, имеют возможность видеть, как живут люди в Европе. Но не стоит забывать, что калининградцы - это ещё и представители 130 народов. Калининградцев, родившихся здесь, всего-навсего треть. Это область мигрантов! Причём, как правило, самая активная часть мигрантов. И они приезжают сюда, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они верят только в свои силы.

Но мне очень бы хотелось, чтобы они пытались изменить жизнь в нашем регионе. Как первые переселенцы, отстраивающие полвека назад Калининградскую область заново. Мне бы очень хотелось, чтобы нынешние калининградцы сказали сами себе, что для того, чтобы жить по-европейски, в чистом городе, с хорошим здравоохранением, образованием, я сделал то-то и то-то. Лично, сам.

Возможно, в плане "работы с менталитетом" мы - и правительство, и муниципалитеты - не дорабатываем в СМИ, на встречах с гражданами, но я убеждён, что это движение должно быть навстречу друг к другу.

ИА REGNUM: И последний, "наивный" вопрос. Спрогнозируйте для потомков, что произойдёт с Калининградской областью, скажем, к 2025 году, когда вам исполнится 60 лет. Насколько изменится политическая, экономическая модель региона, менталитет калининградцев...

Безусловно, мы будем жить уже в другом городе, в другой области. Чемпионат мира по футболу и Госпрограмма развития Калининградской области кардинально изменят облик Калининграда и районных городов, а также транспортную и социальную инфраструктуру. Но это внешняя оболочка. Всем нам, проживающим в регионе, независимо от национальностей, предстоит наполнить Калининградскую область внутренним содержанием.

Уверен, что к тому времени Россия и ЕС найдут точки соприкосновения и примут решение о взаимном безвизовом режиме.

Если говорить о политической составляющей, то считаю, что никаких изменений не произойдёт. Оголтелого сепаратизма в регионе нет. Все социологи об этом говорят. Есть отдельные люди, которые об этом заявляют, не понимая элементарных вещей в экономике. Прежде всего, экономическую зависимость Калининградской области от материковой территории. Мы были, есть и будем.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.04.17
Юань проседает третий день подряд по отношению к доллару США
NB!
27.04.17
Машина, делающая из людей деньги
NB!
27.04.17
Олигарх-социалист: свежо предание, да верится с трудом
NB!
27.04.17
Предсказуемость и интрига в одной губернаторской кампании
NB!
27.04.17
Гробокопательский законопроект: разброд и шатание
NB!
27.04.17
Административный ресурс против популизма — кто кого?
NB!
27.04.17
Новосибирцы отстояли свои права. Кто победитель – и кто проигравший?
NB!
27.04.17
Украина наращивает экспорт своих товаров в Россию. Вот такая «война»
NB!
27.04.17
Азербайджан и ЕС: о чем задумался Баку
NB!
27.04.17
Майдан головного мозга как комплексное расстройство психики и интеллекта
NB!
27.04.17
Когда театр не «для души», а о душе
NB!
27.04.17
Что Польша может предложить Штатам
NB!
27.04.17
«Бронзовый апрель» и слабость России: начало санкций и войны
NB!
27.04.17
Фабрика законов: как строится новая Государственная дума — 3
NB!
27.04.17
Поздравляем памперсы с 52-летием и желаем им...
NB!
27.04.17
«ПСЖ» не оставил шансов «Монако» в 1/2 финала Кубка Франции
NB!
26.04.17
«Боруссия» (Дортмунд) одолела «Баварию» в шикарном противостоянии
NB!
26.04.17
Озонгейт: данные можно не подделывать, а просто не замечать
NB!
26.04.17
Джаред Кушнер — универсальный солдат администрации Трампа
NB!
26.04.17
В комитете Совфеда по обороне назвали гарантию от ядерного удара США
NB!
26.04.17
Модульный человек и его конструкторы
NB!
26.04.17
«Депопуляция в Русской Арктике угрожает инвестициям в ресурсы и транспорт»