12 ноября российские эксперты, входящие в международную инициативу "Постглобализация", представили аналитический доклад "Непрозрачная Америка: слежка, репрессии и закрытость правительства в США". Это исследование посвящено сокращению свободы слова в Соединенных Штатах и борьбе правительства США с независимыми журналистами. По некоторым оценкам, "открытое правительство" Барака Обамы сегодня является самым закрытым за всю историю страны и активно применяет в отношении СМИ и их информаторов такие репрессивные меры, как слежка и аресты. Проблемам со свободой слова в США посвятил свою авторскую колонку известный американский ученый, профессор социологии Университета Олбани, эксперт инициативы "Постглобализация" доктор Ричард Лахманн, чью статью публикует "Комсомольская правда". Предлагаем ее полный текст вашему вниманию.

С каждым днем количество информации о внешней политике американского правительства, доступной СМИ, стремительно уменьшается. Решение администрации Барака Обамы о привлечении к ответственности государственных служащих, предоставивших журналистам информацию, касающуюся вопросов национальной безопасности, а также завуалированные угрозы преследовать самих журналистов, несомненно, будет и дальше сокращать количество публикаций о допущенных правительством ошибках и неправомерных действиях.

В этом смысле я полностью поддерживаю авторов доклада о свободе СМИ в США из Международной неправительственной организации Комитет по защите журналистов. В данном документе говорится о том, что в американском обществе наметилась тенденция называть открытое освещение деятельности правительства шпионажем, что в корне неверно. Я согласен с рекомендациями защитников журналистов о том, что США следует "гарантировать соблюдение прав журналистов получать конфиденциальные или секретные данные от источника информации, не подвергаясь при этом риску быть привлеченным к ответственности, в том числе и уголовной". Кроме того, необходимо "положить конец практике привлечения к ответственности по обвинению в шпионаже лиц, передающих СМИ секретную информацию". Я убежден, что ограничения, введенные администрацией Обамы, действительно могут привести к "застою, а также будут существенно препятствовать потоку информации по интересующим общество проблемам".

Между тем тенденции, описанные в докладе, безусловно, тревожны, однако пока нам не следует преувеличивать влияние подобных преследований. Напомню, что у большей части недавних разоблачений было два источника: Челси (Брэдли) Мэннинг и Эдвард Сноуден. Оба сознательно рисковали быть приговоренными к длительным срокам тюремного заключения, предавая гласности информацию о неправомерных действиях, которую они обнаружили, имея доступ к обширным базам данных правительства. Мы можем предположить, что в будущем будут и другие Мэннинги и Сноудены, особенно учитывая тот факт, что сотни тысяч государственных служащих и контрактников имеют доступ к важным правительственным секретам. Однако нет сомнений, что подобные искатели правды последуют скорее примеру Сноудена, чем Мэннинга, и тщательно спланируют свой побег из-под юрисдикции США, прежде чем раскрывать ставшие известными им тайны.

Именно поэтому администрация Обамы в данном вопросе не так страшна, как коммерческие корпорации, контролирующие большинство СМИ в Соединенных Штатах. Это они являются самой большой угрозой для журналистов, которые выполняют свою работу, а значит, и для общества, которое хочет знать о действиях своего правительства. Сегодня американские телевизионные каналы, газеты и журналы резко сократили число профессиональных журналистов, направляемых ими в зарубежные командировки. В стремлении максимизировать прибыль независимо от воздействия на права и потребности общества в информации, эти корпорации сокращают бюджеты, выделяемые ими на развитие и поддержку журналистов - экспертов в политике, культуре и языке других стран. Вместо этого они отдают предпочтение ведущим и обозревателям новостей о знаменитостях или же просто сокращают новостные бюджеты, забирая себе разницу в качестве прибыли.

Это особенно опасно для свободы слова в США, ведь большинство важных разоблачений об Ираке и Афганистане, о Центральной Америке, Вьетнаме, Корее, а также о малоизвестных эпизодах ошибочных и преступных действий правительства США за рубежом были сделаны не чиновниками, как Сноуден или Мэннинг, а хорошо осведомленными профессиональными журналистами. Да, потеря разоблачителей из администрации Обамы под угрозой преследования со стороны правительства будет болезненной, но потеря настоящих честных репортеров, способных понять значение таких разоблачений и подать их в контексте, основанном на глубоком понимании американской военной и внешней политики, представляет собой гораздо большую опасность.

Больше всего нас должен беспокоить тот факт, что, по сути, в Соединенных Штатах осталось единственное средство массовой информации - газета New York Times, обладающая командой серьезных зарубежных обозревателей, способная задействовать достаточные ресурсы для содержания своих корпунктов по всему миру. Остальные телевизионные каналы, крупнейшие общественно-политические журналы и все другие американские газеты больше не вкладывают в это деньги.

Очевидно, что одного объективного источника новостной информации, пусть даже самого опытного и действующего исключительно в интересах общества, недостаточно. Мы видели неудачные попытки New York Times опровергнуть явную ложь администрации Буша во время подготовки вторжения в Ирак и в первые пять лет ведения этой войны. Все это наглядно демонстрирует, насколько опасной для американской демократии может быть нехватка информированных и критически настроенных журналистов в стране.

Задолго до того как администрация Обамы предприняла попытку запретить критические репортажи на тему национальной безопасности, большинство американских СМИ покинули это поле битвы. Закон, освобождающий журналистов от обязанности раскрывать источники конфиденциальной информации, имеет значение только тогда, когда есть кого освобождать. Кроме угрозы правительственного преследования репортеров и лиц, раскрывающих секретную информацию, американцев и народы других стран заботит будущее американской демократии, которая должна оказать давление на информационные компании, с тем чтобы заставить их снова взять на себя обязательство заниматься серьезной международной журналистикой или же финансировать некоммерческие журналистские представительства. Мы также должны поддерживать и делать доступными в США серьезные расследования журналистов из других стран мира.