12 ноября маршрутная сеть Республики Коми пополнилась еще одним направлением, связавшим Сыктывкар с Нижним Новгородом. Это четвертый по счету после Нарьян-Мара, Перми и Казани межрегиональный маршрут, осуществляемый на новых самолетах L-410 республиканского авиаперевозчика - компании "Комиавиатранс". О том, появятся ли еще маршруты, и чем обусловлен столь стремительный взлет малой авиации в республике, рассказал нашему корреспонденту ИА REGNUM глава Республики Коми Вячеслав Гайзер:

- Действительно, после свыше 20-летнего забвения малая авиация в стране постепенно становится на крыло, и наша республика стала одним из регионов-пионеров, взявшихся собственными силами и средствами возрождать авиасообщение. Это особенно актуально для труднодоступных и отдаленных районов Крайнего Севера, где есть сложности с транспортировкой пассажиров и грузов, а в межсезонье основная нагрузка ложится на вертолётные перевозки.

Первым шагом в рамках реализации программы развития транспортной инфраструктуры республики стало приобретение авиакомпанией "Комиавиатранс" под гарантии Правительства Республики Коми трёх новых современных самолетов L-410 для выполнения местных и региональных социально-значимых пассажирских перевозок. Воздушные суда были приобретены в лизинг на 10 лет. Вместе с этим мы заложили в бюджете региона средства на ремонт взлетно-посадочных полос и восстановление наземной инфраструктуры аэропортов. Помимо этих вложений, наш авиаперевозчик также инвестировал в мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в ряде действующих аэропортов республики.

Уже в июле 2013 года стартовали полеты на L-410 из Сыктывкара в Ухту, в Воркуту через Ухту, Усинск, Печору, Усть-Цильму, а также из Усть-Цильмы в Нарьян-Мар. В августе после ремонта взлетно-посадочных полос и технического оснащения аэродромов наши самолеты полетели в город газовиков - Вуктыл, а октябре - в шахтерскую Инту.

После заключения соглашения между республикой и Пермским краем в августе этого года были открыты новые межрегиональные авиарейсы из Сыктывкара в Пермь и обратно. С ноября перекинут "воздушный мост", связавший Сыктывкар с Казанью и Нижним Новгородом.

ИА REGNUM: Почему выбор пал на импортные самолеты?

- К сожалению, сегодня нет отечественных аналогов такого рода воздушным судам. L-410 - универсальный двухмоторный самолет, который хорошо зарекомендовал себя на местных воздушных перевозках и имеет вместимость 19 пассажиров, наиболее подходящую для нашей республики. При этом дальность полётов - до тысячи километров.

Кроме того, один из самолётов изготовлен по нашему заказу в конвертируемой версии и может использоваться для нужд санавиации и переброски пожарных десантов для тушения возгораний в лесу. Этот самолет в текущем году принял участие в Международном авиакосмическом салоне "МАКС" в городе Жуковский и вызвал большой интерес у экспертов и представителей профильных ведомств, которые отметили возможности его использования в экстренных ситуациях.

Предвидя вопросы скептиков, отвечаю - вложения региона в пополнение авиапарка обернулись реальной отдачей. Помимо открытия новых направлений, эксплуатация трех единиц современной экономичной воздушной техники позволила почти в 3 раза увеличить количество авиарейсов, выполняемых на территории Республики Коми - с 13 до 34 рейсов в неделю. Эта цифра ещё возрастёт, после того как заработают взлётно-посадочные площадки в Ижме, Кослане и Троицко-Печорске. К сожалению, в этом году их не успели подготовить к приёму новых самолетов. Но в 2014 году с этими населенными пунктами будет налажено авиасообщение.

Что касается межрегиональных рейсов - в ближайшие три года мы планируем начать прямые полёты из аэропорта Сыктывкар в Салехард, Уфу, Вологду, Киров, Архангельск, Челябинск, Тюмень и Самару.

ИА REGNUM: Насколько доступны для жителей Республики Коми цены на билеты. Ведь самолет считается не совсем бюджетным видом транспорта?

- Изначально, взявшись за возрождение авиатранспорта в республике, мы ставили главной задачей - доступность для жителей республики. Поэтому стоимость самого дальнего рейса из Сыктывкара в Воркуту - составляет 4 тысячи рублей, цена билета Сыктывкар-Ухта - всего полторы тысячи рублей. Это сопоставимо с ценой билета в купейном вагоне поезда по аналогичным направлениям. Говоря о реализуемых мерах в области повышения доступности в республике услуг воздушного транспорта отмечу, что в этом году за счет средств республиканского бюджета оказывалась финансовая поддержка предприятиям воздушного транспорта, действующим в республике, в виде возмещения выпадающих доходов от осуществления такого рода перевозок. Общий объём поддержки - свыше 120 миллионов рублей. Это сделано с целью сохранения приемлемых цен на билеты на социально-значимых пассажирских маршрутах.

ИА REGNUM: Вы упомянули об инвестициях авиаперевозчика в поддержание инфраструктуры аэропортов. Но этого недостаточно...

- Безусловно. Оценка технического состояния аэропортов в городах Сыктывкар, Ухта, Усинск, Воркута, входящих в состав Национальной опорной аэропортовой сети, а также аэропортов в городах Печора, Инта и в селе Усть-Цильма показала, что до идеального состояния - ещё далеко. Практически все комплексы требуют немалых вложений для проведения мероприятий по обеспечению их функционирования в соответствии с сертификационными требованиями обеспечения безопасности полетов.

Как я уже говорил, аэропорты Республики Коми крайне необходимы для транспортного обслуживания населения городов, обеспечения неразрывной связи районов республики с центром России и ее регионами. Поэтому мы выполнили необходимые условия и вошли в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" и подпрограмму "Гражданская авиация" мероприятий по реконструкции к 2018-2019 годам трех аэропортовых комплексов - "Ухта", "Усинск", "Воркута". Реконструкция данных комплексов позволит в будущем расширить спектр и объём работ аэропортов Республики Коми и снизить себестоимость их услуг. Кроме того, это станет дополнительным стимулом для привлечения в республику новых авиакомпаний. ИА REGNUM: Не секрет, что уже не первый год рассматривается возможность организации на базе Сыктывкара крупного международного хаба. Для этого есть потенциальная площадка в местечке Соколовка под Сыктывкаром.

ИА REGNUM: Почему этот проект до сих пор не заработал?

- Проект строительства нового аэропорта в Сыктывкаре действительно до сих пор не завершен. Первоначально запуск первой очереди строительства аэропорта был предусмотрен в 2008 году. Заказчиком строительства являлось Федеральное агентство воздушного транспорта. Однако финансирование инвестиционного проекта из федерального бюджета в рамках программы было прекращено в 2007 году. Строительство аэропорта было "заморожено" на неопределенное время. По предварительной оценке ориентировочная стоимость достройки всего проекта в ценах второго квартала 2012 года составляет около 4 миллиардов рублей.

Правительство Республики Коми готово принять участие в софинансировании строительства аэропорта с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Так как реализация проекта даст возможность осуществлять прямые авиарейсы для транспортировки оборудования и доставки специалистов, занятых на строительстве новых крупных производств, позволит увеличить пассажиропоток не менее чем в 3 раза, и создать на базе аэропорта логистический центр. Но пока этот проект рассматривается для реализации в долгосрочной перспективе. Сегодня перспективным считаю проект дальнейшей реконструкции действующего аэропортового комплекса в Сыктывкаре путем создания полноценного международного терминала. Перспективы реализации этого проекта обсуждались в ходе недавней встречи с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. В настоящее время воздушный пункт пропуска через государственную границу международного аэропорта "Сыктывкар" имеет ограниченные площади и малую пропускную способность. Поэтому и продвижение региональных туристических продуктов на рынок услуг, и увеличение пассажиропотока на курорты стран ближнего и дальнего зарубежья затруднены. Правительство Республики Коми готово совместно с компанией "Комиавиатранс" взять на себя строительство нового терминала. Мы попросили Президента дать соответствующие поручения Правительству России. Владимир Владимирович дал ход этому процессу, приложив к нашим документам свою визу. Впереди работа с соответствующими министерствами. Дело это не быстрое. Только подготовка проекта может занять не меньше года, но мы поставили перед собой цель и будем к ней идти.

ИА REGNUM: Вы упомянули скептиков. Кого больше сторонников развития местных воздушных авиалиний или противников?

- Жители Республики Коми, живущие в 21 веке, как и все, стремятся к большей мобильности. Это особенно актуально, учитывая размеры территории нашего региона, на карте которого могут поместиться несколько европейских государств. Поэтому возможность оперативно, с комфортом и по приемлемой цене добраться до нужного места жизненно необходима. Я уверен, что усилия регионального правительства в сфере развития транспортной инфраструктуры обернутся в перспективе конкретными результатами - расширением возможностей участия инвесторов в развитии экономики региона за счет сокращения общих издержек. С развитием новых производств появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые поступления, что даст возможность реализовывать новые социальные программы, направленные на улучшение благосостояния жителей региона и страны в целом. Конечно, можно называть региональную авиацию малой, но у этой "малой" авиации - большое будущее!

На территории Республики Коми воздушным транспортом за 9 месяцев 2013 года перевезено 283,1 тысячи человек, что на 28 тысяч больше, чем за аналогичный период 2012 года (за 9 месяцев 2012 года перевезено 255,1 тысячи человек).

На территории Республики Коми функционируют 7 аэропортов: 2 аэропорта федерального значения ("Сыктывкар", "Воркута") и 5 аэропортов республиканского значения("Ухта", "Печора", "Усинск", "Инта", "Усть-Цильма"). Кроме того, для обслуживания пассажирских перевозок в труднодоступных населенных пунктах эксплуатируются 32 вертолетные площадки. За период 2010-2012 и 9 месяцев 2013 года на развитие воздушного транспорта из бюджета Республики Коми было выделено 440,7 млн. рублей. Из федерального бюджета в 2010-2012 годах в рамках действующей ФЦП на проведение программных мероприятий в Республике Коми было выделено 177,1 млн. рублей, в 2013 году ожидается 71,4 млн. рублей.

Инвестиции предприятий воздушного транспорта в 2010-2012 годах составили 319,1 млн. рублей