В сегодняшних экономических и политических условиях России не стоит "распылять" свою помощь по всему миру, ей необходимо сосредоточиться на важнейших регионах, первым из которых является Центральная Азия, считают авторы доклада "Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия", который представлен в Москве 8 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Именно Центральная Азия является тем регионом, где оказание помощи наиболее соответствует нашим интересам, - говорится в докладе. - Ведь именно в этом регионе проблемы развития наиболее тесно связаны с разного рода трансграничными нетрадиционными угрозами безопасности России".

В этой связи авторы доклада призывают российские власти переориентировать сюда помощь, предоставляемую другим регионам мира, прежде всего - Африке, по линии международных организаций (ООН, Всемирный банк и прочие).

По мнению одного из составителей документа - заместителя декана факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова по научной работе, директора Центра проблем безопасности и развития Владимира Бартенева, речь идет не только и не столько о прямой финансовой помощи странам Центральной Азии. Он считает, что им в первую очередь необходимо содействие в развитии таких сфер как безопасность, образование, микрокредитование, энергетика. По мнению эксперта, России необходимо сосредоточиться на подготовке местных специалистов, создании рабочих мест: это позволит увеличить стабильность на южных рубежах России, а также снизить миграционные риски.

У России в плане обеспечения своих интересов в Центральной Азии есть два важных преимущества перед остальными игроками, борющимися за влияние на этот регион, считает директор Центра глобальных проблем МГИМО (У) МИД России Виктор Сергеев. Во-первых, масштабная трудовая миграция, которая является одним из проводников "мягкой силы", во-вторых - опыт сосуществования в одном государстве. По его словам, киргизы и таджики адаптируются в России лучше, чем выходцы с Северного Кавказа, имеющие российские паспорта. У Китая при несопоставимых финансовых возможностях таких преимуществ нет, кроме того, отметил директор Аналитического центра МГИМО (У) МИД России Андрей Казанцев, Китай никогда не стремился участвовать в создании систем безопасности в Центральной Азии.

Последнее обстоятельство, по мнению экспертов, приобретает особую актуальность в свете предстоящего в 2014 году ухода из Афганистана сил западной антитеррористической коалиции. Учитывая угрозу экспорта нестабильности из этой страны, России необходимо усилить как собственное военное присутствие в среднеазиатских республиках, так и активизировать сотрудничество с партнерами по ОДКБ в сфере обеспечения безопасности, в первую очередь - на таджикско-афганской границе, которая в силу ряда геополитических причин является наиболее уязвимой с точки зрения проникновения боевиков, оружия и наркотиков.

Напомним, доклад "Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия" был подготовлен в рамках проекта Российского совета по международным делам под общим названием "Ситуация в Центральной Азии после возможного вывода коалиционных войск из Афганистана". По мнению его составителей, данное событие, намеченное на 2014 год, может оказать негативное влияние не только на граничащие с Афганистаном Туркмению, Узбекистан и Таджикистан, но и на Киргизию, которая является объектом внимания экстремистских организаций, участвующих в афганском противостоянии.