Нововятский лыжный комбинат (НЛК) потерял поставщиков, решивших, что с предприятием рискованно иметь дело. Губернатор Кировской области Никита Белых обещал поддержку, однако часть производства все же была законсервирована, а почти 400 работников (из 900) уволены".

Газета "Солидарность" со ссылкой на профсоюз предприятия.

Сложная ситуация в экономиках ряда российских регионов заставляет их руководителей действовать. Центр ожидает от властей на местах повышенной дисциплины и эффективности расходования средств. А еще - точной информации о процессах в подведомственных регионах. Степень ответственности губернаторов возрастает прямо пропорционально уменьшению финансовых возможностей и росту недовольства местного населения. В такой ситуации им не остается ничего как затянуть ремни потуже и решать проблемы по мере их поступления. Другой вариант - представлять центру искаженную информацию по принципу "все хорошо, прекрасная маркиза" и рассчитывать на скорое завершение миссии в регионе и переезд на новое теплое место уже в Москве.

7 ноября президент России Владимир Путин пригласил на "ковер" губернатора Кировской области Никиту Белых. Президент поинтересовался социально-экономическим положением в области и ходом выполнения поручений, содержащихся в прошлогодних указах. Губернатор Белых заверил главу государства, что ситуация в его регионе развивается в соответствии с общероссийскими трендами, то есть, надо понимать, в сторону ухудшения. Однако, по словам Никиты Белых, "по некоторым показателям, например, лесопромышленному производству мы выше средней статистики". Губернатор Кировской области заверил, что последние два года показатель роста инвестиций значительно выше среднероссийского. На уточняющий вопрос президента, за счет каких отраслей обеспечен рост, Белых упомянул лесопереработку. Ниже представляем информационную справку, наглядно свидетельствующую о реальной ситуации в Кировской области в целом и в "передовой" отрасли лесопереработки, в частности.

Лесное хозяйство занимает важное место в структуре валового регионального продукта Кировской области, древесина является одним из основных природных ресурсов региона. Отсутствие качественного администрирования лесного хозяйства привело к тому, что потенциал перспективной для региона отрасли не используется полностью.

По данным налоговых органов Кировской области, при росте объемов производства лесной отрасли в 2011 на 9%, поступления в бюджет увеличены лишь на 4%. Долги перед бюджетом за 2011 год увеличились на 107 млн. рублей. Это связано с тем, что лес зачастую предоставляется под вырубки компаниям, у которых нет имущества и работников, затем бесконтрольно передается в последующую субаренду, ни одно из ведомств не ведет учет и не располагает достоверной и полной информацией о фактических заготовителях и игроках рынка в лесной отрасли региона. В результате невозможно установить фактического собственника заготовленного леса и лиц, получающих реальных доход.

В ходе налоговых проверок выявлено несоответствие налоговой нагрузки лесной и деревообрабатывающих организаций в Кировской области отраслевым показателям: налоговая нагрузка в этих отраслях в Кировской области на 40% ниже, чем в среднем по РФ. Налоговыми органами зафиксированы факты выделения кировских лесов распоряжениями правительства без проведения аукциона, что привело к значительным потерям бюджета.

Как результат, в области остро стоит проблема банкротства предприятий, в том числе преднамеренного. На 1 января 2012 года в процедурах банкротства находилось 238 организаций и индивидуальных предпринимателей с реестровыми долгами 1,7 млрд рублей. Накопленные долги банкротов имеют тенденцию роста. По данным налоговых органов, собираемость НДФЛ формирует бюджет Кировской области практически на 50%, при этом зафиксированы многочисленные факты задолженности и невыплаты НДФЛ. Задолженность по НДФЛ составила 515 млн рублей. Из них 16 млн рублей накопили 47 муниципальных предприятий.

Основной неплательщик НДФЛ - лесопромышленный комплекс. 80 предприятий этой отрасли не перечислили в бюджет 114 млн рублей.

Такому положению дел способствовала реализация схем с признаками коррупционности в интересах отдельных бизнес-структур. Отсутствие администрирования лесной отрасли региона, по ряду оперативных данных, способствовало переходу в данной отрасли на "серые" схемы деятельности (в частности особенно распространены расчеты наличными, неучтенными деньгами за отгружаемую продукцию).

Самый крупный должник среди предприятий лесного и деревообрабатывающего комплекса - КОГУП "Кировлес", который находится в процедуре банкротства с декабря 2010 года, при этом продолжая осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. За последние два года невыплата налога на доходы физических лиц составила 29 млн рублей. Общая задолженность предприятия по налогам, по данным налоговых органов, составляла в 2012 году 104 млн рублей.

Планировалось, что для освоения лесного потенциала региона унитарное предприятие "Кировлес" будет реализовывать инвестпроект, предусматривающий получение объемов леса в размере более 700 тысяч куб. метров без аукциона по минимальной цене. Однако получателем леса стало не КОГУП "Кировлес", а ООО "Лесохозяйственная управляющая компания "Кировлес", зарегистрированная по тому же юридическому адресу, что и государственное предприятие. Данная компания является частной и принадлежит владельцу ОАО "НЛК". Передача леса закреплена документально. Аналогичное распоряжение правительства Кировской области от 27.01.2010 г. № 12 за подписью губернатора "Об утверждении заявки ОАО "Нововятский лыжный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства", согласно отчету департамента лесного хозяйства привело к выделению 667,26 тысяч куб.метров леса без проведения аукциона. В итоге 1 млн 402 тысяч 870 куб метров (15% от объемов заготовки в 2011 году в регионе) были выделены в интересах одной группы лиц.

Согласно отчету департамента лесного хозяйства, "средняя начальная цена предмета аукциона за 1 куб. метр составила 59,2 руб., окончательная средняя цена предмета аукциона за 1 куб. метр - 202,1 руб., что в 3,4 раза больше начальной цены предмета аукциона". В случае проведения аукциона, областной бюджет, по официальным данным департамента лесного хозяйства, мог бы получать почти 283,5 миллиона рублей ежегодно, фактически получает 28,5 млн рублей, т.е. потеря бюджета за четыре года составит почти миллиард рублей.

Прямой ущерб бюджету Кировской области через КОГУ "Управление по обеспечению топливом" нанесен группой бизнесменов, контролирующих ОАО "НЛК" и ООО "Лесохозяйственная управляющая компания "Кировлес". Под контролем данных лиц находится предприятие ООО "Эликон" (учредители с 26 апреля 2012 года - иностранные юрлица: акционерное общество "Ханс Кунц", Люцерн, Швейцария). За счет бюджета Кировской области для предприятия был оплачен мазут и т.п. а сумму около 128 млн рублей.

Также ООО "Эликон" получила от КОКП "Управление по обеспечению топливом" партию топлива на общую сумму 18 млн 100 тыс. рублей и не произвела оплату за него. Арбитраж удовлетворил требование КОКП в полном объеме. 14 февраля 2013 года в отношении директора ОАО "НЛК" В.П. Сысолятина УМВД по Кировской области возбудило уголовное дело по подозрению в незаконном возмещении НДС и мошенничестве при покупке оборудования для лыжного комбината. Предполагается, что в результате применения преступной мошеннической схемы стоимость приобретения оборудования была искусственно увеличена с 68 млн рублей до 317 млн рублей - и незаконно был возмещен НДС в размере 38 млн рублей.

Распоряжением №212 от 17 августа 2011 года под договор со "Сбербанком России", выдавшим ОАО "НЛК" кредит в 250 миллионов рублей, правительство области внесло залог в виде части площадей Филармонии (Ленина 102б), двухэтажного здания детского санаторно-оздоровительного лагеря в поселке Митино, административного здания на улице Короленко 31, части площадей здания на Воровского 73 и строения на Ленина 25. Залогодателем имущества выступил областной департамент госсобственности. Имущество Кировской области было отдано в залог под кредит частного акционерного общества для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция производства ДСП и организация производств ОСП". Источником возврата кредита должна была стать выручка от реализации продукции. Показательные запуски на площадке НЛК были поведены в 2011 году, а также летом 2012 года для зампреда Правительства РФ Аркадия Владимировича Дворковича и полпреда по ПФО Михаила Викторовича Бабича. Однако предприятие не вышло на проектную мощность. В результате, кредит, взятый частными структурами в коммерческих банках под гарантию региона, выплачивается из регионального бюджета.

Между тем госдолг Кировской области на начало 2014 года составит 16 млрд 785 млн 600 тыс. рублей (69% от максимально возможного объема займов), сообщается в заключении КСП на проект бюджета-2014. При сохранении тенденции к займам, к концу 2016 года госдолг может вырасти до 27 млрд 37 млн 900 тыс. рублей (91% от максимально возможного объема займов). Соответственно, увеличатся расходы на выплату процентов банкам, предоставивших кредиты. Как отмечают в Контрольно-счетной палате Кировской области, увеличение кредитов и расходов на их обслуживание (выплату процентов) может негативно сказаться на обеспечении денежными средствами различных областных программ в дальнейшем. Кроме того, подобная финансовая политика "усиливает зависимость бюджета от кредитов коммерческих банков и выставляемых ими процентах за обслуживание займов".

Как в такой ситуации может наблюдаться рост инвестиций в экономику Кировской области, а, тем более, в коррумпированную отрасль лесопереработки, остается непонятным.