На пресс-конференции министр внутренних дел по Татарстану Артем Хохорин высказался по теме задержаний и судов над националистами в республике. Его объяснения вызвали ответную реакцию, передает корреспондент ИА REGNUM.

"На меня обижается "Русский марш" - почему два года подряд его участники привлекаются, а остальные - нет. Готов поспорить: привлекаются все, - объявил журналистам министр Хохорин. - И сторонники мечети "Аль-Ихлас" точно так же привлекались, и националисты татарские. Одинаковая реакция идет по всем. У нас абсолютно ровное отношение ко всем". Кроме того, глава МВД объяснил, отчего правоохранители не отреагировали сразу на автопробеги исламистов с флагами запрещенной экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами", которые прошли в Казани год назад. По словам Хохорина, виной всему несовершенство федерального законодательства, в котором не было предусмотрено наказаний за подобные акции: "Сам автопробег не требовал никаких согласований и формально не нарушал каких-либо законов".

"Странно слышать слова главы МВД по Татарстану о том, что законодательство не позволяло задерживать исламистов. Ведь ХТИ в России признана террористической организацией еще в 2003 году, уже этого достаточно, чтобы всех арестовать, - прокомментировал ИА REGNUM заявление министра сопредседатель Казанского гражданского союза Борис Бегаев. - При этом в МВД и в прокуратуре просто не хотели признавать, что в Казани по улицам ходят и ездят хизбутчики, ссылались не отсутствие экспертных заключений по флагам. Я считаю, что это просто непрофессионализм.

На фоне резвящихся в соцсетях национал-сепаратистов и ваххабитов редкие задержания и судебные процессы над ними в Татарстане выглядят попыткой соблюсти баланс с "главным направлением борьбы" - "русским экстремизмом", которого на самом деле в республике, на мой взгляд, просто не существует. Все выступления русской молодежи (среди которой есть и татары, кстати) - это ответная реакция на дискриминацию. Преследования активистов выглядят настолько искусственными, что создаётся впечатление о намерении властей Татарстана совершенно зачистить "русскую поляну", чтобы запугать молодежь. Возможно, это нужно, чтобы сохранять систему этнократии в республике. Впрочем, лично я все подобные действия лично к Артёму Хохорину склонен относить в последнюю очередь".

"Артем Хохорин, несомненно, умный человек и адекватно оценивает ситуацию, в которой вынужден работать, - анализирует слова и поведение министра представитель Российского общенародного союза в Татарстане Витольд Филиппов. - Проблема заключается в том, что при новом министре осталась старая команда, в большинстве своем руководители ведомств и подразделений не сменились, оставшись верными "прежней администрации". Со стороны этих "представителей закона" идет откровенная дезинформация вышестоящего руководства. И при встречах с руководством МВД видно, что они не владеют ситуацией, либо крайне далеки от ее понимания.

Хохорин, как бывший начальник информационно-аналитического отдела, должен начать "просеивать" информацию, которую ему кладут на стол, и сравнивать с тем, что происходит в действительности. Министру необходимо дистанцироваться от этнократического татарстанского режима, поскольку в данном случае получается, что его ведомство используют как аппарат по борьбе с неугодными. Крайним же останется сам Хохорин. Руководство республики использует формулировку известного диктатора "Друзьям - все, врагам закон". Это ярко было видно 4 ноября при задержаниях на Крестном ходе в Казани.

Иногда неумеренное усердие татарстанских правоохранителей просто граничит с глупостью. Сегодня, например, СУ СКР сообщило, что в Нижнекамске 18-летний Рамиль Мазитов "обвиняется в разжигании межнациональной розни". Внимание следствия привлекло то, что весной прошлого года Рамиль выложил на свою страницу в соцсети песню группы "Коловрат" под названием "Знак судьбы" и еще несколько подобных аудио. В следственном управлении рапортуют, что парень уже "признал свою вину и теперь находится под подпиской о невыезде". При этом в той же соцсети спокойно функционируют националистические и сепаратистские ресурсы типа "Правых татар" или "Уян татар!", на которых поводов для реагирования гораздо больше.

В любом случае, должен отметить, что все больше молодых татар в Татарстане примыкают к русскому движению, разделяя его цели и идеи. По нашим данным, татар сейчас в русском движении региона около 40%. У нас есть и марийцы с чувашами. Поэтому "правое движение" Татарстана было бы уже уместнее называть интернациональным".