"Российско-германские отношения в 2030 году": Германия откровенно предлагает России очередную революцию

Москва, 8 ноября 2013, 01:28 — REGNUM  

Отношения между Россией и Германией после начала нового президентского срока Владимира Путина стали предметом интенсивных обсуждений в Германии. 31 октября 2013 года германский Фонд им. Фридриха Эберта представил в Российском совете по международным делам (РСМД) в России свой проект "Российско-германские отношения в 2030 году: четыре сценария". Напомним, что Фонд Эберта является вспомогательной структурой Германской социал-демократической партии. Означенный проект был выполнен под патронажем экс-министра иностранных дел Германии и нынешнего председателя фракции СДПГ в Бундестаге Франка-Вальтера Штайнмайера и экс-министра иностранных дел Российской Федерации Игоря Иванова. Публикация проекта была сделана при поддержке Министерства иностранных дел Германии. В рамках означенного проекта была задействована группа из двадцати российских и немецких экспертов, которые разработали четыре возможных сценария развития взаимоотношений между Россией и Германией. В проект для демонстрации академического баланса были приглашены: Уральский федеральный университет из Екатеринбурга и Европейский университет Виадрина из Франкфурта-на-Одере.

Авторы проекта заранее оговорили условие, что не берутся предсказывать будущее. Однако четыре сценария, по мнению авторов проекта, предлагают нам различные картины возможного и правдоподобного будущего. Представленные варианты развития событий являются своеобразными картами для действий политиков, которые ведут к тому или иному сценарию российско-германских отношений в 2030 году. Сценарии, таким образом, показывают, каким может быть это будущее, если выбрать определенный путь.

* * *

Для начала перечислим предложенные нам сценарии в кратком изложении самих авторов проекта.

Сценарий 1: Круизный лайнер - альянс, основанный на ценностях. В 2030 году германо-российские отношения находятся на самом высоком уровне за последние десятилетия. Сотрудничество между двумя странами очень тесное. Германия поддерживает правительство России в усилиях по модернизации политической и экономической сфер. Обе страны также активно сотрудничают по вопросам безопасности, поскольку эти вопросы касаются их общих соседей.

Сценарий 2: Торговое судно - прагматичное партнерство. Отношения в 2030 году характеризуются прагматизмом: доминируют общие интересы, в то время как политика, основанная на ценностях, потеряла свое значение. Германия находится у руля в блоке европейских государств, которые пережили распад Еврозоны. России удалось построить Евразийский Союз. НАТО потеряло былое значение, поскольку США теперь больше интересуются Азиатско-Тихоокеанским регионом. Москва и Берлин поддерживают тесные экономические отношения и имеют общие интересы в области безопасности на Балканах и на Ближнем Востоке.

Сценарий 3: Береговая охрана - новый ледниковый период. Германия и Россия к 2030 году отвернулись друг от друга. Россия решительно следует антидемократическим курсом, установив жесткую внешнюю политику и разорвав стратегические связи с Западом. ЕС - и Германия в особенности - стали жестче и громче критиковать Кремль. Но, принимая во внимание новый геополитический ландшафт, это практически не имеет воздействия на Россию, которая экономически и политически переключила свое внимание на Азию.

Сценарий 4: Парусник - бизнес как обычно. Характер отношений и диапазон ключевых вопросов практически не изменился. Крепкая экономическая база и достаточно интенсивные социальные контакты все еще сопровождаются ценностной пропастью между Россией и Германией. Отношения характеризуются обычными взлетами и падениями: незначительные кризисы выводят вопросы, связанные с ценностями на первый план, и обычно вызывают спад в отношениях, в то время, когда реальная политика, основанная на интересах, хотя и не бесспорная, помогает преодолеть периоды более натянутых отношений.

* * *

При подготовке сценариев авторы проекта исходили из восьми "движущих сил" германо-российских отношений:

- отношения в торговле и энергетике;

- экономическая модернизация России;

- политические события внутри России;

- будущее Европейского Союза;

- вопросы безопасности;

- изменения климата;

- глобальный поворот к Азии;

- общие соседи ЕС и России.

Авторы проекта обозначили и "критические неопределенности", которые препятствуют точному прогнозу:

- распад Российской Федерации;

- распад Европейского Союза (еврозоны);

- региональные войны;

- глубокий экономический кризис.

Сразу заметим, что самые "интересные" "неопределенности", как то - распад РФ и глубокий экономический кризис авторы вывели за скобки предложенных сценариев. Из всех "критических неопределенностей" авторы проекта допустили в свой прогноз только одну - распад еврозоны Европейского Союза, да и то с тем условием, что Германия создает на ее месте вокруг себя ядро, "поставив перед собой в качестве новой цели федеративное европейское государство" (сценарий 2. Прагматичное партнерство). С нашей точки зрения, в означенном варианте просматривается классическая германская геополитическая доктрина Срединной Европы - Mitteleuropa, с подключением к последней под германской эгидой еще и Франции. В данном сценарии 2, по-видимому, для равновесия авторы проекта допустили, что "России удалось создать Евразийский Союз, объединив такие интеграционные механизмы, как Содружество независимых государств, Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество в союз с общими институтами в области экономики, политики и безопасности". В сценарии предусмотрено, что в 2022 году в Евразийский Союз якобы вступят Украина и Грузия, а Болгария и Сербия наладят тесные связи с ним. Это означает, что Россия не только восстановит свою гегемонию на пространстве бывшего СССР, но и вернет влияние на Балканах.

Поскольку авторы сценариев постарались избежать в них "критических неопределенностей", несколько искусственно выглядят веденные ими постоянные константы. Так, например, все сценарии исходят из того, что в Германии спустя 17 лет будет господствовать система либеральной демократии, а немецкие элиты будут действовать, исходя из "ценностей". Нынешняя реальность демонстрирует, что немецкое руководство в практической деятельности исходит все-таки из "интересов". Идущие сейчас назойливые разговоры немцев о "ценностях" в отношениях с Россией прекрасно соседствуют с прагматикой "интересов" в отношениях с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии - мирами, "ценностями" в либерально-европейской их трактовке не озабоченными. Поэтому, с нашей точки зрения, нынешнее указание на приоритет "ценностного" подхода в отношениях с Россией призван маскировать геополитический интерес Германии к нашей стране и вообще ко всему пространству восточнее Вислы. Что касается господства в Германии либеральной демократии, то в ней происходит явная диффузия традиционной партийной структуры с утратой гражданами страны партийных смыслов текущей политики. Кроме того, беглый контрактник АНБ Эдвард Сноуден в последние месяцы чуть приоткрыл истинную кухню, действующую за кулисами официальной либеральной демократии.

Из других констант, предложенных нам, обращает внимание, что во всех четырех сценариях России обещают цены на энергоносители: низкие, снижающиеся или неустойчивые. При этом три сценария из четырех исходят из допущения, что "сланцевая революция" в США удалась. Только сценарий 4 исходит из того, что "сланцевая революция", о которой много говорилось в 2013-2014 годах, так и не материализовалась". Здесь заметим, что сама Германия в настоящий момент показательно "не бежит" за сланцами.

Далее мы критически рассмотрим предъявленные нам сценарии состояния германо-российских отношений в 2030 году. Сразу же отметим, что сценарий 4 под названием "Бизнес как обычно" - это пролонгированное до 2030 года нынешнее состояние отношений России и Германии. Подобный уровень отношений обусловлен тем, что "российский газ остается важной частью поставок энергоносителей в Германию". "Имена и лица меняются, но суть остается неизменной", поскольку "российский политический класс разработал метод передачи президентской власти, который оказался важным для сохранения основной модели власти до 2030 года", - предполагают авторы проекта. Российская внешняя политика в 2030 году, по-прежнему, предпочитает контактировать напрямую с Берлином, "чем идти по сложному и непонятному пути через Брюссель". Между Германией и Россией сохраняется буфер государств "Восточного партнерства", за который идет перманентная борьба. По-видимому, подобного рода отношения вполне устраивают Германию, и немцы "обещают" нам появление в России "нескольких анклавов модернизации", при том условии, что "усилия по развитию высокотехнологичных отраслей промышленности оказались бесплодными".

Сценарий 2 "Прагматичное партнерство" исходит из допущения восстановления военно-политической и экономической гегемонии России на пространстве СНГ. В условиях торжества России "политика, основанная на ценностях, потеряла свое значение". Россия и Германия взаимодействуют как два центра двух соседствующих союзов. При этом граница раздела между ними проходит по линии Керзона с тем условием, что Польша остается под властью Германии. США удалились из Европы, а НАТО потеряло былое значение. В этих условиях Москва стала стабилизирующим фактором в Евразийском регионе. Это привело к тесному сотрудничеству по вопросам безопасности между Турцией и Россией. В текущей торговле и инвестициях Москва ориентируется на Азию. "Возможность финансирования проектов из Азии освободила средства для модернизации производственного сектора и сектора услуг в России". В этих условиях Германия и руководимый ею союз вынуждены "стать основным партнером российской программы по модернизации". Заметим, что реализация подобного рода сценария обеспечивается политическими факторами: крахом еврозоны, уходом США с континента Евразия и всеобъемлющим успехом интеграционных усилий России на постсоветском пространстве.

Сценарий 1 "Альянс, основанный на ценностях" и сценарий 3 "Новый ледниковый период" (под последним выражением следует прямо понимать новую холодную войну) при ближайшем рассмотрении являются подлинным умозрительным выбором, предлагаемым России Германией.

За исходную точку сценария 1 "Альянс, основанный на ценностях" берется внутриполитический кризис в РФ, который возникнет уже в ближайшее время в течение трех лет. "Столкнувшись с сокращениями зарплат и пенсий рабочие, пенсионеры и другие группы вышли на улицы. Так зародилось социальное движение, которое постепенно переросло в политическое и потребовало изменить традиционное управление и прекратить коррупционную деятельность. Получив неожиданное подкрепление, связанное с поколенческими изменениями внутри общества, прогрессивные и нацеленные на реформы группы среди элит завоевали популярность и встали у руля. Харизматичный лидер оппозиции был избран президентом". Т. е. в данном сценарии речь идет об "оранжевой революции" в России даже с такой деталью, как "харизматический лидер". Германские сценаристы полагают, что "новое правительство ввело ряд мер, направленных на экономическую модернизацию посредством проведения фундаментальных реформ. В их число вошли: борьба с коррупцией, установление верховенства права, разработка более четких экономических правил, привлечение прямых иностранных инвестиций благодаря прояснению вопросов, связанных с правом на земельную собственность, поддержка создания стартапов, а также малых и средних предприятий и инвестирование в науку и образование. Это привело к созданию инновационного климата". Так значится в проекте. На практике же речь пойдет о переделе и захвате государственной собственности по знакомым уже лекалам 1990-х годов. Авторы сценария полагают, что процессу гипотетических реформ в России будет оказано сопротивление. "Длительному и иногда болезненному процессу реформирования в России время от времени угрожали традиционные элиты, ищущие альянса с движениями и лидерами популистов, националистов и коммунистов. Подобные трудности перед правительством реформаторов были встречены столь же решительными усилиями людей, которые снова и снова выходили на улицы, чтобы выразить свой протест и оказать давление, а их движение было еще лучше организованным и более уверенным". Германские сценаристы предлагают России рецепты уличного массового действия. Подобный вариант на практике весьма напоминает историю 1905 года с его крестными ходами черносотенцев против демонстраций "прогрессивной общественности" и революционеров, и 1917 год с его чередой демонстраций и контрдемонстраций. Самим немцам должно быть известно, чем закончились уличные баталии эпохи Веймарской республики. Ставка германских аналитиков на смену поколений также явно несостоятельна. Поколение рожденных в 90-е даст больший прирост рядов левых и националистов, чем креативного класса. Неясно, как посмотрят германские сценаристы на перспективу избрания на "честных выборах" в большинстве левых и националистов против представителей либеральных кругов.

Тем не менее, авторы сценария № 1 полагают, что уличное действо обернется позитивом, за который Германия тут же обещает России массу бонусов. Перечислим их: "Берлин стал пунктом назначения первого зарубежного визита нового президента России"; Германия стала основным союзником России в ее усилиях по модернизации, что привело к значительному увеличению инвестиций из Германии (и других стран); новый завод компании "Фольксваген" был открыт лично президентом России; было заключено соглашение о технических стандартах и начались переговоры по соглашению о свободной торговле с Европейским Союзом (мы с ВТО не знаем, что делать); по инициативе Германии визовый режим между Россией и ЕС был отменен, а вместо него был введен режим свободного перемещения от Лиссабона до Владивостока; Россия еще ближе придвинулась к Европе (правда, заметим, Европой не стала), а европейцы стали больше доверять россиянам; совет "НАТО-Россия" был укреплен и создана совместная система противоракетной обороны; государства Центральной Европы постепенно забыли о своем традиционном недоверии по отношению к России, которая стала вторым покровителем "Восточного партнерства". Особенно "радуют" следующие прописанные детали: Германия "поддержала сектор "зеленых" технологий в России пилотными проектами по солнечной энергии на юге. Совместные научные исследования привели к прогрессу в развитии сельского хозяйства в России, где основной акцент был сделан на новые земли на юге Сибири и возделывании энергетических культур". Оказывается, реформированное по германским проектам сельское хозяйство России предназначено для производства биотоплива - метанола, который, разумеется, пойдет на покрытие энергетических нужд Германии и Европы. Наивные детали вроде "визита в Берлин" и открытия завода "Фольксваген" просто умиляют.

А теперь для сравнения взглянем на сценарий 3 "Новый ледниковый период". Согласно ему, "Россия решительно следует антидемократическим курсом, установив жесткую внешнюю политику и разорвав стратегические связи с Западом". Она экономически и политически переключила свое внимание на Азию. В России вновь вводится собственная ценностная идеология - идея уникальной Евразийско-российской цивилизации. Российский президент "запустил кампанию против некоторых олигархов", национализировал основные отрасли промышленности, выдавил западных инвесторов из стратегических секторов и централизовал экономику. На этом пути германские авторы сценария "гарантируют" России невозможность технической модернизации. Москве обещают падение прямых зарубежных инвестиций (они и так не впечатляют), бегство капитала (оно идет постоянно) и снижение государственных доходов. При подобном варианте, полагают исследователи, Москве удастся создать Евразийский Союз, но гарантированно без Украины и Молдавии. Основанная "на ценностях" внешняя политика Германии по отношению к Кремлю будет более решительной и найдет поддержку более сильного и экономически восстановившегося Европейского Союза, в том числе его союзников - Украины и Молдавии. Следовательно, Германия и Европа для противодействия суверенной России намерены надежно контролировать буфер "Восточного партнерства". Германские сценаристы полагают, что НАТО повысит свои гарантии государствам Центральной Европы, в том числе, путем увеличения присутствия ВМФ и ВВС в Балтийском регионе и развертывания системы ПРО в Польше, Румынии и Чехии. Европейская комиссия заблокирует все попытки российских энергетических компаний занять значительные позиции на рынке в Европе. "Подобно ситуации с холодной войной перед распадом Советского Союза, в 2030 году два силовых блока противостоят друг другу", - подытоживают авторы сценария. России тем самым намекают на судьбу Советского Союза. По мелочам Москве обещают визовые запреты против высших чиновников России, обвиненных в нарушениях прав человека и коррупции. Однако и общий визовый режим между странами ЕС и Германией, с одной стороны, и Россией, с другой, будет ужесточен по инициативе европейцев. Здесь, заметим, что большинство предъявленных в сценарии 3 враждебных мер по отношении к России уже осуществляются авансом ЕС и США.

Тем не менее, отметим очевидное: для Германии, как оказалось, абсолютно неприемлемы обретение Россией собственной цивилизационной идентичности и мобилизационный проект новой индустриализации с концентрацией ресурсов на стратегических направлениях. Между тем, с нашей точки зрения, было бы наивно верить в сценарий 1, который обещает "Альянс, основанный на ценностях" с помощью Германии в модернизации российской экономики, вплоть до создания при участии немцев российского хайтека. Межгосударственные союзы строятся, заметим, в первую очередь, на "интересах", которые часто подаются, как "ценности". Между тем, какой резон Германии создавать в России конкурента для своих предприятий в высокотехнологичной сфере? Кто поверит в такую искренность намерений германской стороны? Что касается Германии, то у нее был шанс продемонстрировать "идеализм" подобного рода по отношению к России в 1990-е годы после объединения страны. Германия им тогда не воспользовалась. Публикация сценариев 1 и 3 демонстрируют, что в действительности нужно Германии на Востоке, а что для нее абсолютно неприемлемо. Опубликованные прогнозы являются ярким свидетельством того, что Германия в отношениях с Россией преследует свои геополитические интересы по внешнеполитической классической программе Ostpolitik, насчитывающей уже 130 лет своего воплощения. В этой связи Россия интересна для Германии, как рынок сбыта продукции своей высокотехнологичной промышленности и поставщик дешевого сырья. Собственная индустриальная политика России в этот период находила враждебный отклик Германии, вплоть до запуска военных конфликтов. Нынешние дискуссии в Германии относительно политики России, в целом, а опубликованные сценария, в частности, демонстрируют все те же традиционные геополитические амбиции Германии на Востоке. Германию волнуют, она не приветствует и, более того, демонстрирует враждебность объявленным евразийским программам российского руководства. Декларации и первые шаги пока не отразились в России в realpolitik с кардинальными мерами. Германия своими заявлениями пытается предотвратить их, а действиями в отношении Украины и Молдавии блокировать усилия Москвы по созданию действенного Евразийского Союза. В 2013 году Германия явственно обозначила себя геополитическим противником России.

Итак, социал-демократический Фонд Эберта в своих "четырех сценариях" предъявил нам в пропагандистской форме новую старую программу германской Ostpolitik. Авторы "четырех сценариев" при их подаче исходили из сугубо германских геополитических интересов. О том, что это именно так, свидетельствует то, что в этом аспекте программа германских социал-демократов в принципе не отличается от того, что нам могут предъявить по этому направлению германские христианские демократы из того же фонда Конрада Аденауэра. И в заключение отметим еще одно важное обстоятельство. Подготовка германскими социал-демократами сугубо идеологического и пропагандистского проекта четырех сценариев "Российско-германские отношения в 2030 году" отмечена участием в нем Уральского федерального университета и его ректора Виктора Кокшарова. Заметим, что 70 лет назад именно Урал - главный индустриальный центр СССР сломал хребет германскому Руру. Теперь же Урал в лице Уральского федерального университета как будто бы всерьез намерен прокатиться на обещанном немцами "круизном лайнере" мнимого "альянса, основанного на ценностях". Откуда такая доверчивость, неверие в собственные силы и заведомое капитулянтство, Урал?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.03.17
Берлин и НАТО: «Германия останется страной с ограниченным суверенитетом»
NB!
30.03.17
Россия—НАТО: «США заинтересованы лишь в диалоге всадника с лошадью»
NB!
30.03.17
США: Асад может не уходить
NB!
30.03.17
Работающие финны выстраиваются в очереди за бесплатной едой
NB!
30.03.17
«Нефтегазовый спор могут разрешить теперь только лично Путин и Лукашенко»
NB!
30.03.17
Рождение новой Британской империи
NB!
30.03.17
«Война за сельхозземли Ставрополья разрушает крупные хозяйства»
NB!
30.03.17
Путин напомнил президенту Исландии, что его страна многим обязана СССР
NB!
30.03.17
Обстрел генерального консульства Польши в Луцке: кто виноват?
NB!
30.03.17
Глава Финляндии решил узнать, как выглядит мир с точки зрения Путина
NB!
30.03.17
Киев — Польше, Словакии и Румынии: «Грузия научит ВСУ воевать в горах»
NB!
30.03.17
«Дефицит госбюджета вырос на 50% из-за блокады»: обзор экономики Украины
NB!
30.03.17
Умирающая углепромышленность Украины: Свой уголь стоит, как импортный
NB!
30.03.17
Украинский капкан
NB!
30.03.17
The Daily Express: «Британия вновь стала самостоятельной»
NB!
30.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 30 марта
NB!
30.03.17
Эстония: Русофобия – стержень государства
NB!
30.03.17
Министры из Прибалтики просили США вооружить Украину против России
NB!
30.03.17
Швед получил письмо, адресованное Путину
NB!
30.03.17
Влияние курса нацвалюты на экспорт по оценке Нацбанка Казахстана: отчет
NB!
30.03.17
«Посол Испании в Киеве за свои слова о России не ответил»
NB!
30.03.17
Путин высказался о несогласованных митингах 26 марта