Школа США не может переварить детей иммигрантов. Такое мнение высказывает один из читателей Газеты.ru, чье письмо опубликовала сегодня, 7 ноября, редакция в рубрике "Личный опыт". Предлагаем полный текст письма вашему вниманию.

"Школьный округ Лос-Анджелеса начал проводить в жизнь идею разделения учеников на разные классы в зависимости от уровня владения английским языком. Наплыв испаноговорящих учеников, плохо владеющих английским, создает сложности в учебном процессе, разный уровень знания языка не позволяет учителю уделять внимание каждому ученику в равной степени. Дети иммигрантов, плохо знающие английский, хуже усваивают материал, страдает дисциплина в классе и т.д.

Методически все верно, но в такой мультикультурной и многонациональной стране, стране - магните для иммигрантов со всего мира, любое подобное решение становится политическим.

Патриция Грэм в своей знаменитой книжке "Америка за школьной партой" немало внимания уделила социализирующей роли школы, причем акцент делала именно на социализации детей иммигрантов. Значение школьного образования, приобщающего детей из разных этнических общин к американским ценностям и к английскому языку, оказалось в конце XIX - в первой половине XX века так велико, что школу вполне можно назвать важнейшим институтом национального строительства в США, одним из факторов формирования американской государственности.

Я могла наблюдать процесс адаптации ребенка иммигранта в американской школе на примере собственной семьи: моя племянница окончила первый класс в России, а во второй класс пошла в Филадельфии, зная не более десятка английских слов.

Она посещала специальные уроки английского языка, организованные для нее и двух других учеников-иммигрантов. Кроме того, учительница вовлекала ее во все дела класса, во все обсуждения, "не замечая" ее проблем с языком. Уже к новому году Юлия почти случайно обнаружила, что откликнулась на замечания одноклассника, безо всяких усилий поняв его и составив ответную фразу.

Наивно было бы утверждать, что в США всегда с распростертыми объятиями и благостными улыбками принимали иммигрантов. Каждая новая волна "понаехавших" нередко вызывала раздражение у представителей предыдущей, уже укоренившихся и обзаведшихся местной кредитной историей. И все же сколько-нибудь организованный наезд на иммигрантов всегда разбивался о стену общественного мнения. Идеология "свободной страны", "страны больших возможностей", разделяемая большинством населения, служила своего рода иммунитетом от ксенофобии.

Но консервативный поворот последнего времени, совершающийся в американском обществе, настолько силен, что бьет даже по базовым этическим принципам, по национальной идее "процветания и справедливости для всех", о которых американские школьники повторяют в своеобразном заклинании каждое утро перед началом занятий.

И моя племянница повторяла, положив, как и все, правую руку на сердце. Повторяла слова о свободной и справедливой стране, не понимая ни одного из произносимых слов. Но запомнила она их накрепко.

Пожалуй, именно интеграционный воспитательный момент, технологии гражданской социализации, порой примитивные, но всегда действенные, являются единственной объединяющей традицией и самой сильной стороной американской школьной системы. Однако ситуация в Калифорнии отличается от той, которая описана в книге Грэм, и от той, в которой оказалась моя племянница. У детей из семей иммигрантов, о которых рассказывается в "Америке за школьной партой", и у тех, которые оказались в одной школе с моей племянницей, был только один язык для общения между собой - английский, они ведь принадлежали к разным этническим общностям. У тех же, кого сегодня в Калифорнии предлагают разделить на разные группы в зависимости от уровня владения английским, есть свой язык внутригруппового общения - испанский.

Полного погружения в языковую среду не происходит, дети выучивают английский язык медленно, и пока выучивают, успевают основательно отстать по всем школьным предметам. Организовать же специальные языковые курсы для такого количества учеников, давать им в соответствии с существующим законом образование на их родном испанском языке, при этом качественно обучая английскому, у Калифорнии, штата-банкрота, просто нет средств.

Выход один - сегрегация. Казалось бы, решение вполне экономически и методически обосновано, но только теперь школа будет не интегрировать иммигрантов, а сразу маркировать их как "других". И этот режим исключенности наложится на процесс кризисной дифференциации, который сейчас наблюдается в США.

Американское общество вообще отнюдь не может похвастаться сколько-нибудь равномерным распределением благосостояния, а сегодня имущественное расслоение усиливается за счет роста бедности. В самой богатой стране мира всегда было немало людей, которых непредвиденный расход в сто-двести долларов ставил на грань катастрофы, а то и сталкивал за эту грань.

Необходимость срочно обратиться к врачу, поломка машины, любая другая неприятность грозили семье финансовым кризисом, а то и крахом. Поэтому неудивительно, что в период рецессии это шаткое равновесие пошатнулось, бедность стала расти. В докладе The National Opportunity Group говорится, что в 45 штатах снизился доход домохозяйств, а в 49 возросло число семей, живущих за чертой бедности.

Более того, в США и в предкризисные годы существовал заметный слой людей, о котором сами американцы говорили, что их от потери дома отделяет только одна зарплата. Кризис и последующая за ним рецессия уничтожили это препятствие во многих американских семьях. Сегодня по данным министерства образования США из 55,5 млн учащихся школ и воспитанников детсадов 1 168 534 не имеют крыши над головой.

Лидирует по этому печальному показателю штат Северная Дакота, где число бездомных детей в младших и средних образовательных учреждениях возросло на 212%. Причем в статистику всех штатов попадают не все бездомные дети, так как многие из них просто не посещают образовательные учреждения. И эта статистика вряд ли улучшится в ближайшее время, так как в условиях падения доходов многие семьи уже не могут позволить себе иметь такие дома, как раньше.

Снижается и субсидирование жилья для семей с невысокими доходами. Сокращение бюджета приведет к тому, что эта программа не будет распространяться на 140 000 домохозяйств, что заставит многие семьи оставить свои дома, содержание которых станет непосильным.

Кризис бьет по заветной американской мечте, которая много значит для стабильности в стране, большая часть бедных граждан которой уверены, что однажды разбогатеют, и поэтому не стремятся поддержать налоги на богатых. Для значительной части молодежи в США американская мечта все больше становится иллюзией. По данным уже упомянутого мной доклада, 6 млн молодых американцев в возрасте от 16 до 24 лет не учатся и не работают. Это 15% всех жителей США данной возрастной группы.

Значительная часть молодых людей оказываются на обочине экономической и социальной жизни, не получая доступа к социальным лифтам и не имея возможности преодолеть свое маргинальное состояние. Оказавшийся под ударами кризиса рынок труда не может абсорбировать массу молодых людей, и он просто исключает их из оборота.

Политика исключения, отбраковки всего, что оказывается "ненужным" рынку, вообще характерна для современных буржуазных экономик, работающих под парами неолиберальной идеологии. Однако люди за бортом рыночного моря - это не только попусту растраченный человеческий потенциал, это еще и подготовка нового кризиса в будущем, когда основную трудовую, социальную и политическую нагрузку в стране должно будет нести поколение, заметная часть которого в настоящем нигде не может найти себе применения. Исключая, сокращая, дифференцируя и "оптимизируя" во имя экономии, общество теряет стратегически, теряет в будущем гораздо больше, чем приобретает в настоящем.

В этих условиях именно система образования, гибкая и адекватная сложившимся общественным потребностям, могла бы дать этим молодым людям шанс. Но американская школа не в силах справиться с такой задачей, она никогда не была ориентирована на стратегические социальные цели, на формирование трудового и человеческого потенциала общества. Сегодня американская школа не справляется и с задачей гражданской интеграции, не может переварить детей иммигрантов. И в школе также вводится режим исключения.

Но не получится ли так, что эти исключенные из англоговорящей среды иммигранты станут однажды объектом ненависти исключенных из рынка "настоящих американцев", не знающих, кого обвинить в крахе американской мечты. Не тех ли, кто плохо говорит по-английски?

А вот семья моей племянницы осуществила самую что ни на есть американскую мечту: моя сестра и ее муж имеют прекрасные позиции в хорошем университете, сама Юлия уже окончила Йельский университет и аспирантуру в Гарварде, работает в Йеле. Мечта-то американская, да только багаж у них был советский и российский: родители окончили МГУ, а моя племянница 10-й класс специально проучилась в русской школе, чтобы получить необходимые для университета знания, недоступные в большинстве обычных американских школ.