5 ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложен головной универсальный атомный ледокол нового поколения. Новый ледокол станет самым большим и мощным в мире. Как заявил гендиректор ФГУП "Атомфлот" (входит в ГК "Росатом") Вячеслав Рукша, с вводом нового атомного ледокола в эксплуатацию Северный морской путь будет открыт для судоходства в круглогодичном режиме. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

"Состоявшаяся закладка нового атомного ледокола, безусловно, является знаковым событием и для отечественного судостроения, и для атомной отрасли, и для страны в целом, - уверен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Это было ожидаемое событие и отрадно, что оно наконец состоялось. Важность его не только в том, что будет построено новое уникальное судно, и Россия в очередной раз подтверждает свой статус лидера атомного судостроения, но и в том, что оно поможет активнее осваивать Арктику, причём не только российскую её часть, ведь фронт работ для данного судна уже фактически создан и он огромен. Нет никаких сомнений в том, что Арктика нуждается в нашем внимании, и не только с позиций освоения имеющихся там природных богатств, но и с точки зрения её защиты, изучения климата, флоры и фауны региона. И на борту нового атомного ледокола можно будет проводить такие исследования, а кроме того, он сможет осуществлять проводку научных судов в полярные и приполярные области нашей планеты, будет способствовать наиболее полному их изучению, что имеет огромное значение для всех землян".

"Ещё один вид деятельности в Арктике будет активно развиваться благодаря вводу в эксплуатацию нового атомного ледокола - это проводка караванов по Северному морскому пути (СМП), перевозка грузов и пассажиров по нему, - отметил он. - Северный морской путь - одна из важнейших транспортных артерий страны и даже в самое непростое время, пусть и в меньших объёмах, но он использовался и государством, и бизнесом. В настоящее время СМП активно используют в своей деятельности такие компании, как ГМК "Норильский Никель", Росатом, Газпром, Лукойл, Роснефть. Без работы СМП может остановиться жизнь в северных районах Красноярского края, в Якутии, на Чукотке. Свидетельством важности СМП не только для страны, но и для остальных стран может служить сразу несколько фактов. Во-первых, летом 2012 года Госдумой РФ было одобрено создание администрации СМП, а 15 марта 2013 года Дмитрий Медведев подписал Распоряжение № 358-р о создании федерального государственного казённого учреждения "Администрация Северного морского пути". Согласно этому распоряжению, основными целями деятельности учреждения являются организация плавания судов в акватории Северного морского пути, обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути. Во-вторых, постепенно увеличиваются объёмы грузов перевозимых по СМП, так в 2012 году было перевезено свыше 1,2 миллиона тонн грузов, проведено почти пять десятков судов. Уже неоднократно было подсчитано, что проводка караванов через СМП на маршруте Европа - Азия оказывается, как минимум на неделю - полторы быстрее традиционных маршрутов, а кроме того, здесь могут двигаться суда практически любого водоизмещения. Но, очевидно, без ледоколов на этом маршруте не обойтись, причём именно атомные ледоколы, как наиболее эффективные, могут осуществить проводку судов на всём СМП, даже в сложных ледовых условиях. Собственно, наиболее известные проводки на СМП были осуществлены именно с помощью атомных ледоколов Росатомфлота - "50 лет Победы" и "Ямал". Так, осенью 2011 года танкер типоразмера суэцмакс "Владимир Тихонов" прошёл по Северному морскому пути и перевёз более 120 тысяч тонн газоконденсата в Таиланд, в порт Маптапхут. Был поставлен и ещё один рекорд на СМП в 2011 году, после "Владимира Тихонова" по нему проследовал японский крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути, оно перевезло более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на Ковдорском ГОКе. Продолжать развитие этого транспортного коридора, конечно же необходимо, а с новым ледоколом, которым начинается новая серия таких судов, и который значительно превосходит своих предшественников по многим показателям, проводить суда по СМП можно будет быстрее и проще. Так что с ним развитие СМП пойдёт гораздо эффективнее, с большей выгодой для России и всех стран, кто воспользуется услугами Росатомфлота".