Рискованную политическую игру ведут в Челябинской области местный олигарх Александр Аристов и дружественный ему депутат областного Заксобрания Андрей Барышев. Как отмечают СМИ, их противостояние местной власти, начинавшееся как локальный конфликт, постепенно приобретает признаки создания на Южном Урале широкой антипутинской коалиции, с вовлечением в нее раскрученных столичных политиков, популярных блоггеров и политологов.

Причины нынешней оппозиционной активности Аристова и Барышева "Аргументы Недели" видят в том, принадлежащий Александру Аристову Челябинский Электрометаллургический Комбинат (ЧЭМК) был поставлен перед необходимостью укрепить налоговую дисциплину и повысить отчисления в региональный бюджет. Произошло это сразу после того, как в 2010 году губернатором области стал Михаил Юревич. Новое руководство региона, в частности, представило в компетентные органы документы, свидетельствующие об отрицательной налоговой нагрузке этого предприятия. Сообщалось, что на протяжении нескольких лет ЧЭМК не просто не платил налогов в бюджет, а бюджету еще приходилось ему доплачивать.

Кроме того, в области с приходом губернатора Михаила Юревича было усилено внимание к экологическим проблемам. Жители Челябинска при поддержке областных властей потребовали от владельцев экологически вредного, расположенного в центре города ЧЭМК принятия реальной, а не бумажной программы перевооружения производства, суммарной стоимостью в несколько миллиардов рублей. В ответ, комбинат пригрозил массовыми протестами работников. Это, по предположениям СМИ, было воспринято руководством области как прямой агрессивный шантаж не только региона, но и федерального центра.

Помимо экономических мотивов, местные наблюдатели называли еще и криминальную подоплеку нынешней оппозиционной активности в регионе. Сообщалось, что за оппонентами властей может стоять полноценное преступное сообщество - так называемая "калининская семья", претендующая на возврат себе влияния на местную политику и экономику. Сообщалось, что у Александра Аристова имелась судимость - по сведениям журнала "Власть", в ноябре 1976 года он был осужден по статьям 147 и 196 УК РСФСР (мошенничество в особо крупных размерах и подделка документов), а в начале 90-х Аристов обвинялся в незаконных операциях с металлами и вымогательстве, некоторое время провел в следственном изоляторе.

В качестве особенности ведущейся против руководства Челябинской области информационной кампании, наблюдатели обращают внимание на тот факт, что она осуществляется в основном силами столичных оппозиционеров, политологов и СМИ. "Странная коалиция", собранная Александром Аристовым и Андреем Барышевым под своими знаменами, включает в себя, как отмечает Полит.ру, разномастных "оппозиционных" политиков с московской пропиской (Дмитрий Гудков), эпатажных столичных блоггеров (Лена Миро) и политологов, часть из которых пользуется "антипутинским" статусом (Михаил Делягин), а другая часть, напротив, претендует на близость к Кремлю (Алексей Мухин). Не менее странно выглядит и подборка СМИ, оказывающих этой коалиции медийную поддержку - известная своей агрессивной политической позицией московская "Новая Газета" соседствует в ней с развлекательным телеканалом СТС.

Как отмечают наблюдатели, аналогичную тактику вовлечения в сферу своего влияния представителей самых разных политических взглядов уже использовал в начале 2000-х годов предприниматель Михаил Ходорковский. При этом, начатая Аристовым и Барышевым кампания постепенно уже превращается из заурядной антигубернаторской в полноценную оппозиционную. "Аргументы Недели" указывают, к примеру, что в сюжетах подконтрольного Барышеву и Аристову телеканала СТС-Челябинск уже проскальзывает недовольство полпредом президента в УрФО Игорем Холманским и Уралвагонзаводом. А посетивший Челябинск оппозиционный политик Дмитрий Гудков, по показаниям очевидцев, вовсе не ограничился обсуждением идеи возврата к прямым выборам мэра областного центра, а прямо обсуждал с местными активистами возможность формирования в области широкой антипутинской коалиции.

Переход оппонентов губернатора Михаила Юревича от его персональной критики к атаке на российскую власть в целом наблюдатели объясняют тем, что прямые удары по руководству региона никакого результата их инициаторам не принесли. По оценкам некоторых наблюдателей, соответствующий прессинг даже пошел главе Южного Урала на пользу, поскольку позволил продемонстрировать хорошие бойцовские качества, особенно востребованные с учетом возврата к прямым губернаторским выборам. В текущих обстоятельствах, лишь разрастание в регионе оппозиционной активности, по логике инициаторов этого процесса, теоретически может создать для руководителя достаточно серьезные аппаратные проблемы в диалоге с Москвой.

Однако, констатирует Полит.ру, в отличие от столицы, в которой "белоленточная" электоральная группа изначально была представлена довольно широко, в Челябинской области рейтинг Владимира Путина никогда не опускался ниже 63%, а протестные митинги никогда не пользовались популярностью. Противоестественность нынешнего создаваемого Аристовым и Барышевым на Южном Урале "оппозиционного пулла" выдает не только включение в него исключительно московских "гастролеров", но и тот факт, что у этого проекта один, легко определяемый источник финансирования. И антиправительственные телевизионные сюжеты, и выходящие сейчас в Челябинской области 500-тысячными тиражами оппозиционные газеты финансируются напрямую через структуры Андрея Барышева. А, к примеру, директором "СТС-Челябинск" числится сегодня некий Гия Лухуташвили, который по совместительству является руководителем дворца культуры принадлежащего Александру Аристову ЧЭМК. При этом, процессы, происходящие сейчас с телеканалом СТС в Челябинске, очень напоминают наблюдателям историю канала ТВ-6, который в начале 2000-х пытался переформатировать из развлекательного в общественно-политический его тогдашний владелец Борис Березовский.

СМИ констатируют, что даже сами участники формируемой Александром Аристовым и Андреем Барышевым "широкой оппозиционной коалиции" могут оказаться очень недовольными соседством друг с другом, а также теми задачами, которые им могут продиктовать реальные интересанты разворачивающихся на Южном Урале процессов. Рискованная политическая игра, начинавшаяся как заурядная атака малоизвестной ФПГ на среднестатистического российского губернатора, может завести всех ее участников слишком далеко.