Пока еще большинство горожан абсолютно не заинтересовано в отдыхе на воде - это и следствие сложной экономической ситуации, и низкая информированность о такой форме проведения своего досуга. Как сообщает сегодня, 7 ноября, корреспондент ИА REGNUM, - таков общий итог дискуссии о развитии яхтинга и водной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, состоявшейся накануне.

Изначально планировали говорить о развитии инфраструктуры, эффективном использовании водного пространства Петербурга, набережных, стоянок для маломерных судов, но из городских чиновников на обсуждение никто не пришел, лишь поздно вечером сообщив о своем отказе от участия. Поэтому пришлось представителям бизнеса самим еще раз поговорить, как сейчас живется в городе, что мешает и что помогает яхтингу.

Директор Речного яхт-клуба профсоюзов Николай Норнов откровенно сказал: "Мы не зря развиваем детский спорт - это последний шанс удержаться". В клубе бесплатно занимаются парусным спортом дети и подростки, сейчас команда готовится к очередной регате в Монако, где будет представлять Россию.

Конечно, Норнов немного лукавит, не только детский спорт держит Речной яхт-клуб профсоюзов на Петровской косе - старейший в России, основанный в 1860 году - намоленное место яхтсменов. До 1980 года он был крупнейшим в СССР. Здесь, кстати, а не в Таллине, первоначально собирались проводить регату Олимпиады-80. До сих пор сооружения, созданные тогда, остаются одними из лучших в стране. На территории клуба - элитные рестораны и т.д.

И сейчас Норнов откровенно признается: "За последние годы состав владельцев яхт изменился - это не только богатые, но и влиятельные люди, что отпугивает местных чиновников от необдуманных поступков".

Речной яхт-клуб профсоюзов готов развиваться дальше - ЗАО "Петроинжиниринг" создало проект застройки фасадной части клуба, что позволит создать эллинги для крупных яхт водоизмещением до 50 тонн - им не придется идти зимовать в Испанию, Котку, Таллин.

С согласованиями строительство займет полгода, общая инвестиционная стоимость - 100 млн рублей, окупаемость - от 6 до10 лет. Пока Речной яхт-клуб находится в стадии переговоров с потенциальным инвестором.

Генеральный директор яхтенного порта "Терийоки" Роман Крыжный считает, что основная проблема не в том, что у нас инфраструктура для яхтинга развивается не слищком быстрыми темпами, а в том, что в Петербурге, задуманном изначально как город морской, "люди абсолютно не заинтересованы в отдыхе на воде".

Секций для детей, где бы они с ранних лет приучались к водным видам спорта, мало, а взрослые замучены экономическими проблемами. Хотя, по мнению Романа Крыжного, вполне можно было бы заниматься яхтенным спортом и отдыхом, даже не имея больших средств: "Пройти обучение и наняться капитаном, обучиться немного и пойти в экипаж, - есть много способов активного отдыха на воде, но увы - спроса нет".

Роман Крыжный привел в пример Финляндию, где 40 лет назад была специальная госпрограмма, что-то типа "Лодку - в каждый дом". Так удалось научить людей отдыхать на воде. И сейчас в финских клубах с членством в 200-300 человек люди платят взнос по 10 евро в год, понемногу скидываются на причалы, добровольно работают. Но это при условии более-менее стабильной экономической ситуации.

"Не решив глобальных вопросов региона и страны, смешно надеяться на местечковый яхтенный рай", - говорит Роман Крыжный. Кстати, инвесторы порта "Терийоки", вложившие средства еще в докризисные 2005-2006 годы и открывшие клуб в 2009-м, сейчас и не надеются на скорый возврат инвестиций, радуясь, что комплекс хотя бы себя окупает.

Петербург активно строится, многоэтажные корпуса выходят к Финскому заливу и даже агрессивно вытесняют намывами воду. Но возможно ли соединить жилье и причал для яхты или катера? Первый опыт подобного рода в Петербурге осуществляет девелоперская компания "Леонтьевский мыс", проект создала архитектурная "Студия 17" Станислава Гайковича.

Генеральный директор Игорь Оноков сразу оговаривается, что строители возводят здания, а причалы должны создавать профессионалы этого дела, строители лишь подготовят место. Кстати, 600 метров набережной комплекса и собственно марину на 50 мест девелоперская компания все еще надеется сделать вместе с городом - в рамках ГЧП, соответствующее соглашение о подготовке договора было подписано, но договора все еще нет.

"Мы взяли набережную и делаем сами, надеемся, что сюда еще войдет город", - сообщил Оноков. Уже сделан эскиз и сдана на согласование предпроектная документация, весной будущего года компания надеется все же начать стройку, от города пока никаких вестей не поступало - ни хороших, ни плохих.

Игорь Оноков как девелопер относительно яхтинга рассуждает так: "Город по развитию еще до этого не дозрел, пока мы строим жилье по норме чуть более 20 кв.м на человека, хотя в Европе нормы уже гораздо больше, нам не до зрелищ - был бы хлеб".