В сложившейся в настоящий момент региональной геополитической и экономической ситуации наиболее справедливым разрешением молдавско-приднестровского конфликта является "цивилизованный развод". Об этом заявил вечером 4 ноября в ходе прямого эфира на Первом приднестровском телеканале и Радио-1 глава приднестровского государства Евгений Шевчук.

"На протяжении 23 лет страны-гаранты, представители международного сообщества ищут формулу, как разрешить противоречия между Тирасполем и Кишиневом, - отметил Шевчук. - Было предложено несколько формул. Не будем вдаваться в историю, но они не привели к разрешению конфликта. В ситуации, когда активизировались внешние процессы по Зоне свободной торговли, переговоры на Украине и в Кишиневе, выбирались определенные векторы экономического развития, что является базовым элементом для политики, нужно отдавать себе отчет, что есть на нашей территории неурегулированный конфликт. Нужно найти формулу эффективного и справедливого, на наш взгляд, решения. Я действительно считаю, что в сложившейся ситуации наиболее справедливым разрешением данного конфликта является "цивилизованный развод". Если мы можем встречаться, аргументированно излагать свою позицию как цивилизованные люди, то почему мы не можем зафиксировать фактическое положение дел?"

Президент ПМР обратил внимание на то, что "есть соответствующие прецеденты в других частях мира, когда страны, ранее находящиеся в рамках одной территории, разъединялись, мирно существовали и дружили". "Например, Чехия и Словакия. Я также приводил примеры Гибралтара и Южного Судана и т.д. Поэтому для того, чтобы устранить весь комплекс противоречий, который сегодня существует, на мой взгляд, во главу угла надо поставить волю людей, проживающих на конкретной территории. Если большинство людей так желает, то эту формулу необходимо поддерживать. Поэтому такое предложение было озвучено. Кстати, это было озвучено не впервые. Когда премьер-министр Юрий Лянкэ пребывал с визитом в Тирасполе, ему было сказано примерно то же самое", - отметил президент ПМР.

"На мой взгляд, на сегодняшний день пытаются использовать изменение правил внешнеэкономической деятельности как инструмент давления на Приднестровье, - продолжил Шевчук. - Мне кажется, что нельзя по этому пути идти, потому что это можно расценить как санкции, как попытку ухудшения соответствующих условий Приднестровья. Зачем нам идти по пути конфронтации? Поэтому и была предложена формула цивилизованного развода: определить наши противоречия вдоль границы и наладить соответствующие отношения на другом цивилизованном уровне".

По словам президента ПМР, попытка молдавской стороны использовать соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС для давления на Приднестровье является несправедливым подходом к урегулированию. "Нигде в мире блокированием и экономическими санкциями не добились справедливого урегулирования. История некоторых учит, а некоторых - нет. Я не знаю, как себя будут вести Украина и Молдавия, подписывая соглашение, искать себе партнеров, определять режимы торговли. Но если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, как Украина будет этот сценарий реализовывать в отношении своих же граждан, проживающих в Приднестровье? В Приднестровье проживает более 80 тысяч граждан Украины. Она их оставит без работы? Доведет ситуацию до гуманитарной катастрофы? Это не подходы урегулирования, это конфликтные подходы! Я хочу сказать, что негативный подход даст негативный результат, в первую очередь, тем, кто эти сценарии пишет. А мы крайне не хотели бы, чтобы у наших соседей были проблемы экономического, социального и политического планов. Мы с нашими соседями желаем жить в добрососедских отношениях, организовывать торговлю", - заявил Евгений Шевчук.

Он также не исключил, что подобные односторонние и несогласованные действия могут вовсе подорвать переговорный процесс между Молдавией и Приднестровьем. "Я хотел бы сказать то, о чем говорил в кулуарах Баварии: если в результате односторонних шагов будет развиваться негативный сценарий для Приднестровья без поиска компромисса и этот негативный сценарий начнет негативно влиять на экономическую жизнь Приднестровья, то смысл ведения консультаций может быть утерян. И не хотелось бы, чтобы стимулом к подрыву переговорной площадки были именно соглашения, которые предполагаются к подписанию в конце ноября", - отметил президент.

Возвращаясь к вопросу статуса ПМР, Шевчук подчеркнул, что Приднестровье никогда не было в составе Молдавии. Он добавил, что ни продвигаемый Кишиневом проект "автономизации" ПМР, ни варианты конфедерации, не являются жизнеспособными. "Есть пример автономизации Гагаузии (мы даже помним и знаем, как руководителей Гагаузии чуть ли не в багажниках доставляли в Кишинев в начале 2000-х годов, были такие факты). И мы знаем, как развивается Гагаузская автономия. И это не является, мягко говоря, позитивным примером. Более того, варианты конфедерации, автономии уже были на столе переговоров, в то или иное время пытались обсуждать эти формулы, пытались найти какие-то взаимоприемлемые решения, но мы видим, что результатов нет", - отметил глава приднестровского государства.

"Говорить о том, что на сегодняшний момент формулы, предлагаемые нашими молдавскими партнерами, жизнеспособны, не приходится, потому что прошло много времени, - продолжил Шевчук. - Приднестровье международно непризнанное, но фактически существует как государство. Да, есть соответствующие проблемы. Но есть институты и органы государственной власти. И, более того, Приднестровье в отличие от наших молдавских коллег проводило неоднократно референдумы по важнейшим внешнеполитическим направлениям развития своего государства (по итогам последнего из них, прошедшего в ПМР 17 сентября 2006 года, более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM). И свои государственные решения базирует на воле людей. Воля граждан должна являться приоритетом для всех органов государственной власти и управления. И у меня нет сомнений, я думаю, что и у молдавских партнеров нет сомнений в том, что даже если мы еще один референдум проведем в таком же самом направлении и по тем же самым вопросам, то результат будет таким же. И молдавские партнеры об этом знают".

"Я говорил в Баварии, что, по нашему мнению, вопрос признания или непризнания - это вопрос применения силы. Есть силы и желание признать - признают! Нет сил и желания признавать волю народа, значит, не признают. Тогда давайте будем определяться в целях. Нам что важнее? Люди или какие-то догмы? Людям очень сложно в Приднестровье, потому что внятного ответа на международных площадках нет. Почему в Косово и Гибралтаре референдум учитывать можно, а в Приднестровье нет? А почему нельзя? Потому что приднестровцы имеют российские и украинские паспорта? Или есть другая причина? Может они ростом или весом не вышли? Я думаю, что политические права от рождения есть у каждого. По-моему, корень проблемы во многом в том, что создаются различные формулы, как обойти мнение людей и сформировать обстановку вынужденного принятия решения. Пользуясь случаем, хочу ответить некоторым экспертам в Молдавии: там, где много рисков, там очень много и шансов. И Приднестровье будет стараться и делать все возможное, чтобы эти шансы использовать", - подвел итог Евгений Шевчук.