Издание Latvijas Avīze сообщает, что создаваемый Министерством обороны Латвии Центр НАТО по вопросам стратегической коммуникации вызывает большой интерес со стороны разведок третьих стран. Как объяснил госсекретарь министерства Янис Сартс, существование на территории страны подобного органа позволит Латвии играть более важную роль в НАТО - даже с учетом того, что государство не тратит на оборону 2% от ВВП. К тому же, по его словам, проблема иностранного влияния на информационное поле весьма актуальна для Латвии.

Как пишет Latvijas Avīze, в задачи данного центра входит обеспечение адекватного ответа на попытки других государств влиять на информационное пространство стран-членов НАТО. По словам руководителя Департамента военных публичных отношений Министерства обороны Каспара Галкина, обеспечение стратегической коммуникации помогает участникам НАТО защищать свою территорию и население без применения военных средств. Сотрудник министерства отметил, что мысль о создании подобного центра возникла еще в 2010 году - однако тогда Латвия не могла обеспечить его деятельность у себя ввиду экономического кризиса. Но позже идея все же дождалась воплощения - работу над созданием центра Министерство обороны начало в конце 2012 года.

Инициативу Латвии по созданию центра одобрили как эксперты из структур НАТО, так и эксперты стран-участниц и партнёров альянса, сообщает портал melkon.lv. В конце апреля 2013 года Командование НАТО по вопросам трансформации (Allied Command Transformation - ACT) поддержало предложение создать в Латвии Центр НАТО по обмену передовым опытом в сфере стратегических коммуникаций, как соответствующее интересам и задачам Альянса, а 13 мая предложение было поддержано Кабинетом министров Латвийской Республики. С этого момента Министерство обороны во взаимодействии с Министерством иностранных дел активно сотрудничало с экспертами альянса, чтобы усовершенствовать концепцию центра и определить будущих основных партнёров, наметив их возможный вклад. Таким образом, Центр НАТО по вопросам стратегической коммуникации начнет работать в Риге уже в следующем году.

Начата также дискуссия с членами академического с частного сектора, с целью проведения по возможности более широкой экспертизы. Было заявлено, что одновременно с развитием коммуникационного и виртуального пространства возросла также скорость обмена информации, изменилась её форма, качество и содержание, возросло участие общества в создании информационного пространства. Поэтому НАТО и страны-участницы всё больше внимания уделяют совершенствованию коммуникаций и их соответствию новым реалиям. На данный момент Латвия уже участвует в работе Центра НАТО по обмену передовым опытом в сфере энергобезопасности в Литве, Центра НАТО по обмену передовым опытом в сфере кибербезопасности в Эстонии и Центра НАТО по обмену передовым опытом в сфере гражданско-военного сотрудничества в Нидерландах.

Глава Комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнар Латковскис ("Единство") подтвердил, что иностранные спецслужбы уже проявляют интерес к новому центру. По его мнению, это свидетельствует об актуальности идеи. Данные об интересе зарубежных разведок к центру подтвердил и Сартс. Латковскис, со своей стороны, считает, что Латвии очень повезло с созданием этого органа - особенно с учетом того, какие стратегии используют государства, переживающие по поводу распада СССР.

Свою точку зрения высказал и политолог Карлис Даукштс. Он считает, что Латвия является самым слабым звеном для российской "мягкой власти". В связи с этим усиленое внимание НАТО в стратегической коммуникации оценивается им положительно. Сообщается, что в новой структуре будут работать 20-30 сотрудников. На содержание центра стратегической коммуникации Латвия в следующем году выделит 4,5 млн. евро. Добавим, создание Центра НАТО по обмену передовым опытом в сфере стратегических коммуникаций стало предметом прошедшей в Риге с 22 по 23 октября конференции. Ее целью являлось ознакомление представителей стран НАТО с концепцией центра и процессом его создания, а также обсуждение его целей и направлений деятельности. В конференции приняли участие эксперты коммуникаций и политики обороны из структур НАТО и из 11 стран-участниц и партнёров Альянса.