Хотя сообщения о задержанных во время "Русского марша" поступают из разных городов и регионов России, задержание четверых участников Крестного хода в Казани стоит особняком в общем новостном потоке на эту тему. Это уже вторая полицейская операция, которую местные представители Общества русской культуры республики еще год назад не без оснований назвали акцией "устрашения русского и русскоязычного населения в республике".

Почему у них есть основания говорить об этом? Ну, во-первых, в Казани все так же регулярно проводится акция татарских национал-сепаратистов "День памяти и скорби", которая в этом году хоть и была вынесена из центра города в Старо-Татарскую слободу, но не встретила столь яростного противодействия казанского горисполкома, как в случае с "Русским маршем". Никто из участников "татарского марша", на котором звучали традиционные призывы к сепаратизму, не был задержан и наказан.

Во-вторых, характер действий полиции по отношению к участникам даже несостоявшегося "Русского марша" в Казани не отличается "соблюдением буквы закона", о чем так любит напоминать глава МВД по Татарстану Артем Хохорин, а напротив - свидетельствует о желании продемонстрировать силу, не слишком задумываясь о последствиях.

Понятно, что накануне выступления русских националистов по всем регионам прошла команда "не пущать" (это, с одной стороны, вызвано испугом властей РФ масштабами протестов, а во-вторых, отсутствием внятного плана действий для решения перезревшего "национального вопроса"). Однако в Татарстане ситуация с "Русским маршем" принципиально иная. Национальный вопрос здесь никак не связан с "засильем мигрантов" или этнической преступностью.

В республике, где почти 40% населения составляют русские, растет недовольство сложившимся режимом этнократии и продолжающейся политикой этнической дискриминации (яркие примеры - состав правительства республики и отсутствие русских на ключевых постах, невозможность обучения русскому языку как родному в школах республики, принудительное и поголовное обучение школьников татарскому и т.д.). Таким образом, попытки проведения "Русских маршей" в Татарстане выглядят не "выходками распоясавшихся русских националистов", а вынужденными акциями, "маршами отчаяния".

Тем не менее, робкие проявления недовольства со стороны наиболее активных представителей русского населения, проявляющиеся в родительских митингах, довольно беспомощных "русских пробежках" и запрещаемых год от года "Русских маршах", этнократия в Татарстане стремится не канализировать, а грубо и жестко подавить. Для этого она использует все ресурсы силовых ведомств, с начала 1990-х годов лишь по определению являющихся федеральными, но на деле вынужденными служить все той же этнократической верхушке.

Совершенно недопустимой в данном случае выглядит и позиция президента Татарстана Рустама Минниханова, который упорно не желает реагировать на обращения русской общественности (последнее письмо к нему подписали представители около двух десятков общественных организаций, среди которых есть татары, евреи, казаки и даже немцы), демонстративно заменяя попытки контакта провокационными "полицейскими операциями". В этом плане можно согласиться с мнением того же координатора реготделения Российского общенародного союза Витольда Филиппова, который обоснованно считает, что при такой политике ряды молодых сторонников русских националистических организаций в Татарстане год от года будут только расти.

Александр Давлетшин, политолог