"Прошедшие в Минске саммиты глав стран Таможенного союза и СНГ подтвердили, что проекты евразийской интеграции подошли к очередной контрольной точке, когда необходимо критически оценить уже сделанное и очертить перспективы ", - заявил 30 октября корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, комментируя итоги прошедших в Минске 24-25 октября переговоров глав государств СНГ о будущем Содружества и перспективах постсоветской евразийской интеграции.

"Назревшие проблемы и противоречия предварительно были озвучены властями наших стран, причем в довольно резкой форме. Они касались, прежде всего, неравных хозяйственных условий для предприятий постсоветского пространства, массы ограничений, изъятий, тарифных и нетарифных барьеров, уже похоронивших множество интеграционных инициатив, начиная с 1990-х годов, - сказал Синкевич. - Действительно, разрыв хозяйственных связей после распада СССР так и не излечился: даже в самой интегрированной части постсоветского пространства - Таможенном союзе - объем торговли между странами-союзниками составляет всего 12% от общего объема внешней торговли, тогда как в ЕС этот показатель превышает 40%".

"Второй претензией является нынешний хаос незавершенных интеграционных проектов, давно вышедших за пределы идеологии "разноскоростной интеграции", поскольку они во многом дублируют или противоречат друг другу: СГ Белоруссии и России, ЕврАзЭС, ТС, ВТО, ЗСТ СНГ и т.д.", - отметил белорусский эксперт.

По мнению Синкевича, главным итогом минского саммита можно считать заявление Владимира Путина о готовности России выровнять условия ведения бизнеса для всех субъектов хозяйствования в странах Таможенного союза. При этом эксперт отметил: "Не следует, однако, строить иллюзии по поводу скорости и полноты реализации этого намерения: российская экономика сейчас с трудом пытается преодолеть стагнационные процессы, и мнение финансово-сырьевого лобби здесь может оказаться решающим, в очередной раз затормозив сближение стран бывшего СССР".

"Снятие внутренних барьеров - это лишь первый необходимый шаг, - подчеркнул белорусский экономист. - Дальше потребуется запускать наднациональные инвестиционные проекты, замкнутые технологические цепочки, начинать инновационную реиндустриализацию и т.д. А ведь про это речь пока даже не ведется. Зато вместо этого будируется вопрос привлечения новых членов в будущий Евразийский союз, включая довольно экзотические варианты с Индией и Турцией. При этом характерно, что на данный момент работа с самым ценным кандидатом - Украиной - полностью провалилась, а страны, решившие вступить в ТС (Армения и Киргизия) могут оказаться непосильным бременем для нового интеграционного объединения".

"Таким образом, саммит породил больше вопросов, чем ответов. Реальные выводы можно будет сделать лишь в ближайшие месяцы в зависимости от появления (или непоявления) адекватной дорожной карты по снятию внутренних барьеров и дальнейшему расширению Евразийского союза", - резюмировал Синкевич.

Как сообщало ИА REGNUM, 24 октября в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, а 25 октября - саммит глав государств стран СНГ.

По итогам состоявшегося саммита было решено передать председательство в СНГ с 1 января 2014 года Украине, одобрить все 14 вынесенных на обсуждение вопросов и утвердить проекты решений по ним - от борьбы с криминалом до поощрения молодёжных программ. Участники саммита СНГ утвердили программы сотрудничества в сферах борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 годы, сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и противодействии наркомании на 2014-2018 годы, а также совместных мер по борьбе с преступностью на 2014-2018 годы и с торговлей людьми на этот же срок. Согласно итоговым документам саммита, 2014 год в СНГ объявлен Годом туризма, а 2015 год - Годом ветеранов Великой Отечественной войны. "Культурными столицами" СНГ в 2014 году назначены Алма-Ата в Казахстане и Ош в Киргизии. Президент Киргизии на саммите отсутствовал.