Официальный визит президента Польши в Молдову. Службы безопасности Молдовы и России договорились. Чей человек - кремлевский посланец в Молдове? Кишинев категорически потребует вывода российских войск. Реформирование телерадио столкнуло власть и оппозицию. МВФ предложил Кишиневу и Тирасполю свои услуги. Документ под кредиты ВБ снова не готов. Молдова разочаровалась в ВТО. В Молдове обнаружили новую статью экспорта. Новая разделительная линия между Молдовой и Приднестровьем.

Официальный визит президента Польши в Молдову

Президент Польши Александар Квасневский заявил, что "в качестве будущего члена Европейского союза (ЕС) и НАТО Польша поддерживает проевропейскую ориентацию Республики Молдова". Такое заявление он сделал на прошлой неделе после встречи в Кишиневе с президентом Молдовы Владимиром Ворониным. "Польские эксперты в вопросах европейской интеграции и экономических реформ готовы дать руководству Молдовы все необходимые консультации", - заверил Квасневский.

Он выразил надежду, что "приднестровский вопрос удастся решить с помощью международных организаций, в частности ЕС и ОБСЕ, при сохранении суверенитета и территориальной целостности Молдовы".

Президент Владимир Воронин с удовлетворением отметил, что между Молдовой и Польшей не существует каких-либо разногласий и нерешенных проблем, поэтому партнерство двух государств характеризуется позитивной динамикой. Он сообщил о достигнутой с Александаром Квасневским договоренности об открытии молдавско-польского бюро по поддержке Молдовы в процессе европейской интеграции.

Президент Молдовы сказал также, что обсуждал с польским коллегой вопрос упрощения визового режима между двумя странами. Речь шла о том, чтобы граждане Молдовы могли получать бесплатные визы в Польшу, а граждане Польши - в Молдову.

Квасневский сказал журналистам, что его страна может принять эту инициативу. Документ подобного рода может быть подписан до присоединения Польши к ЕС весной 2004 г.

Президенты Молдовы и Польши решили завершить работу над юридической базой молдавско-польских отношений к концу февраля 2004 г. Стороны подписали Межправительственный договор о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью и другими видами преступлений и Межминистерский договор о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

"С вступлением в Евросоюз в мае 2004 г. Польша не повернется спиной к восточным соседям ЕС. Наоборот, эта дата будет означать начало нового этапа сотрудничества с Молдовой, Украиной, Россией", - сказал президент Польши, выступая в минувший четверг в парламенте Молдовы.

Квасневский отметил, что на пути к демократизации и строительству здоровой рыночной экономики Польша накопила много ценного опыта, которым охотно делится с соседями. "Развитие дружественных отношений с Молдовой будет играть важную роль в проекте регионального взаимодействия. Польша поддерживает стремление Молдовы к строительству гражданского общества, демократических институтов и стабильных государственных структур. Достижения Молдовы в этом плане получили в Европе положительную оценку: подтверждением этому является принятие Молдовы в ОБСЕ, Совет Европы, программу НАТО "Партнерство ради мира", а также подписание Европейским Союзом с Молдовой "Договора о партнерстве и сотрудничестве", - сказал президент Польши.

По его словам, Польша готова играть роль своеобразного адвоката Молдовы на форуме европейских институтов ЕС, оказывать ей всестороннюю помощь в проведении рыночных реформ. "Независимо от принадлежности к разным политическим или военным структурам наши страны должна объединять решимость в строительстве регионального порядка, основанного на диалоге и компромиссе", - подчеркнул Квасневский. Он предложил содействовать научному и культурному обмену, а также личным контактам между гражданами двух стран, направляя "великий потенциал взаимной симпатии обоих народов на конкретные действия".

Руководители Торгово-промышленных палат Молдовы и Польши подписали на первом молдавско-польском экономическом форуме соглашение о создании совета бизнеса "Польша-Молдова". Председатель ТПП Молдовы Георге Куку сказал, что совет станет постоянным органом, способствующим развитию двусторонних экономических и торговых отношений, поддерживающим сотрудничество предпринимателей двух стран.

Молдова и Польша видят большой потенциал для сотрудничества в пищевой, винодельческой, текстильной, фармацевтической промышленности.

Заместитель министра экономики, труда и социальной защиты Польши Кристов Кристовский сказал, что его страна заинтересована в импорте молдавской продукции, а также создании совместных предприятий в Молдове. "Польские предприниматели готовы сотрудничать с молдавскими производителями, но для этого должны быть созданы благоприятные условия, как для привлечения инвестиций, так и для экономического развития", - сказал Кристовский.

Правительство Польши готово предоставить Молдове долгосрочный кредит на $15 млн. для реализации инвестиционных проектов на молдавских предприятиях. Как отметил на форуме Кристов Кристовски, "Польша ждет гарантию на кредит от молдавского правительства. При наличии гарантии мы готовы рассматривать предложения от молдавских компаний по использованию средств из данного кредита".

Президент Польши Александар Квасневский заявил на форуме, что у экономических отношений двух стран в последние годы прослеживается устойчивая позитивная динамика. Более 300 польских фирм сотрудничают с Молдовой. В будущем планируется развивать сотрудничество в области энергетического сектора, поставок польских сельхозмашин, общественного транспорта. "В мае 2004 г. Польша станет членом Европейского союза, что приведет к снижению таможенных пошлин на ввоз товаров из стран третьего мира, к которым относится и Молдова. Это облегчит доступ молдавских товаров на польский рынок", - сказал Квасневский. ("Инфортаг")

Службы безопасности Молдовы и России договорились

Президент Владимир Воронин встретился с находившейся в Кишиневе делегацией Федеральной службы безопасности Российской Федерации, возглавляемой директором ФСБ Николаем Патрушевым. Российская делегация участвовала в совместной коллегии Службы информации и безопасности (СИБ) Республики Молдова и ФСБ.

Президент Воронин подчеркнул на встрече, что сотрудничество молдавской и российской служб безопасности вписывается в диалог, установленный между двумя странами после подписания двустороннего договора. Он сослался на меры, предпринятые молдавскими властями по усовершенствованию судебной системы, борьбе с коррупцией, организованной преступностью, нелегальной миграцией, торговлей наркотиками и людьми. Владимир Воронин подчеркнул необходимость взаимодействия служб безопасности двух стран в целях преодоления пагубных явлений, затрагивающих национальную и международную безопасность.

Николай Патрушев положительно охарактеризовал сотрудничество между структурами безопасности Молдовы и России, отметив достигнутые в этом направлении результаты. Он заявил, что многие проблемы, с которыми Молдова сталкивается в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, актуальны и для Российской Федерации, поэтому важно развивать двустороннее сотрудничество в этой области.

Кишиневские правительственные СМИ сообщили, что директор СИБ Ион Урсу и директор ФСБ Российской Федерации Николай Патрушев подписали в Кишиневе соглашение о сотрудничестве и взаимодействии служб безопасности двух стран. ("БАСА-пресс")

Чей человек - кремлевский посланец в Молдове?

Второй месяц между Тирасполем и Кишиневом курсирует "челночный дипломат" Дмитрий Козак - замглавы администрации президента России. В начале сентября Владимир Путин назначил его своим спецпредставителем в приднестровском урегулировании. Тираспольское агентство "Ольвия-пресс" взялось разобраться, "чьим человеком" является кремлевский посланник и чем занимается Козак в Приднестровье.

И в Молдове, и в Приднестровье представитель путинской администрации ведет консультации о возможных перспективах урегулирования последствий вооруженного конфликта на Днестре. Публичных сведений о деталях этих переговоров практически нет. Как сообщил "Ольвия-пресс" осведомленный источник, внимания прессы не хочет сама Москва.

По сведениям того же источника, главная задача Дмитрия Козака - выдать в качестве результата документ, который должен определить окончательный статус отношений Кишинева и Тирасполя. Сегодня, когда из-за позиции молдавских властей работа над совместной федеративной конституцией практически зашла в тупик, Москва намерена помочь сдвинуть дело с мертвой точки - естественно, преследуя при этом свои, вполне прагматичные интересы.

Есть две противоположные версии того, чего добивается Россия: первая - закрепить свое влияние в Молдавии, вторая - подороже продать Западу неизбежную, по мнению многих, ликвидацию своего присутствия в регионе. Впрочем, для приднестровцев сегодня важнее другое - какую тактику изберут для воплощения своей цели в Кремле.

Как стало известно "Ольвии-пресс", твердой и окончательной позиции Москвы в отношении того, каким должен быть статус Приднестровья, сегодня нет. Все, что есть, - это неофициальный проект некоего совместного меморандума, предложенный Козаком, который в ходе переговоров постоянно трансформируется.

При этом нельзя сказать, что подходы кремлевского представителя и официального Тирасполя в этих консультациях полностью совпадают. На самом деле разногласий немало. Приднестровская сторона тверда в своей позиции, которая была заявлена публично. Это обязательное равенство субъектов в будущей федерации, делегирование общему центру только тех полномочий, которые мы сами не можем исполнять, и право на выход из состава общего государства, пишет обозреватель агентства. Козак, на словах не отвергая таких предложений, на деле не спешит включать их в российский проект, утверждает "Ольвия -пресс".

Впрочем, в Кремле понимают, что навязать сегодня свою позицию Тирасполю нельзя. Поэтому и идут переговоры. Долгое время считавшееся российским протекторатом, на деле Приднестровье уже давно ведет вполне самостоятельную политику.

Сегодня, кроме проекта, который периодически достает из портфеля Козак, есть и неофициальные предложения западных стран. Они тоже по определенным моментам не совпадают с приднестровскими, но, тем не менее, они есть. При этом окончательный выбор не будет означать, что Тирасполь станет проводником интересов либо Запада, либо Востока. У приднестровцев есть вполне понятные интересы - получить надежные гарантии защиты своих прав. Приднестровье, которое уже доказало способность самостоятельно жить и развиваться, не хочет быть пешкой в чужих руках.

Кишинев категорически потребует вывода российских войск

Министр иностранных дел Молдовы Николай Дудэу заявил в интервью кишиневскому корреспонденту радиостанции "Свободная Европа", что на межминистерском совещании ОБСЕ, которое состоится 1-2 декабря в Нидерландах, Кишинев будет категорически настаивать на выполнении Россией взятых перед ОБСЕ обязательств о выводе войск из республики. Глава МИДа высказал предположение, что на форуме в Маастрихте будет установлен новый срок для вывоза боеприпасов, вооружения и Оперативной группы российских войск в целом из Приднестровья.

"Мы готовимся к заседанию и выработали четкие позиции. Мы в курсе всех заявлений российской стороны в этом вопросе. Россия не выполнила своих обязательств в соответствии с резолюциями, принятыми на саммитах ОБСЕ в 1999 г. в Стамбуле и 2002 г. - в Порту. Очевидно, что вопрос будет обсуждаться в Маастрихте. Наверное, будут установлены новые сроки. Мы готовы представить свои аргументы. Для нас важно, что произойдет уже после Маастрихта", - сказал Дудэу.

Он отметил, что между Молдовой и ОБСЕ есть взаимопонимание по этим вопросам, которые обсуждались 11 октября на встрече президента Владимира Воронина с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Нидерландов Яаап де Хоп Схеффером.

Как сообщает "Инфотаг", с марта по июнь 2003 г. из Приднестровья в Россию отправлено более 20 эшелонов. На них удалось вывезти порядка 15 тыс. тонн боеприпасов из складированных 42 тыс. Во второй половине июня администрация непризнанной Приднестровской республики заблокировала вывоз российских боеприпасов. Лидер Приднестровья Игорь Смирнов объяснил такую позицию ПМР тем, что Россия не выполнила обязательств по выплате Приднестровью компенсации. Согласно первоначальной договоренности, Россия обязалась в качестве компенсации списать Приднестровью $100 млн. из задолженности за российский газ, которая, с учетом пени, составляет порядка $800 млн.

В связи с тем, что процесс вывоза боеприпасов прерван, Россия чисто технически уже не сможет выполнить взятые перед ОБСЕ обязательства о завершении процесса вывода войск до конца 2003 года. В первых числах октября российский министр обороны Сергей Иванов заявил, что Россия может попросить ОБСЕ продлить сроки вывода своей военной техники из Приднестровья, так как она не смогла выполнить обязательства по вине администрации региона.

Реформирование телерадио столкнуло власть и оппозицию

Обсуждение парламентом поправок в закон об общественном телерадиовещании вызвало новую конфликтную ситуацию между коммунистическим большинством парламента и оппозиционными фракциями. Как сообщает "Инфортаг", поправки, принятые коммунистами в первом чтении, предусматривают, что существующие структуры телерадио должны быть постепенно заменены новыми, следует создать специализированные творческие группы и коллективы, центр профессиональной подготовки кадров в области телерадиожурналистики. Предстоит ввести в руководящие структуры новую должность - генерального продюсера, который должен быть одновременно и вице-председателем компании. Генеральные директора телевидения и радиовещания в дальнейшем должны будут именоваться исполнительными директорами. Проект разрешает компании открыть счета в коммерческих банках для осуществления операций по внебюджетным средствам финансирования. Вместе с тем, документ оговаривает, что "компания не может быть приватизирована или преобразована в коммерческую структуру".

Депутаты-коммунисты заявили, что поправки ускорят процесс преобразования компании в общественную организацию. Они считают, что закон об общественном телерадиовещании в действующей редакции не позволяет компании "Телерадио-Молдова" работать нормально.

Конфликт возник после того, как представители оппозиционных фракций потребовали от парламента снять обсуждение документа с повестки дня и передать его Совету Европы для изучения. Они напомнили коллегам-коммунистам, что Молдова обязалась направлять на отзыв СЕ любой документ, касающийся компании "Телерадио-Молдова".

Коммунисты считают, что, если документ призван улучшить ситуацию в компании, то нет нужды в его визировании СЕ. Представители оппозиции выразили возмущение намерением коммунистов заморозить накопленные компанией "Телерадио-Молдова" долги. Они заявили, что до этого следовало бы выяснить, "что сделали два предыдущих председателя компании, ставленники коммунистической власти, с публичными деньгами "Телерадио-Молдова".

Корреспонденты агентства "БАСА-прес" обратились с вопросами к лидерам всех трех парламентских фракций.

Интервью лидера парламентской фракции коммунистов Виктора Степанюка.

Вопрос: Почему юридические коллизии, препятствующие, по вашим словам, фактическому созданию общественной телерадиокомпании, всплыли на поверхность так поздно?

Ответ: Потому что, по сути, создание общественного института - вещь абсолютно новая для Республики Молдова. Более того, и международная практика в этом деле очень разная. В нашем законодательстве, в Гражданском кодексе этот вопрос не изложен достаточно четко. Лично я считаю, что в конечном итоге придется менять Гражданский кодекс, о чем я уже говорил с трибуны парламента. Необходимо пересмотреть Гражданский кодекс с тем, чтобы стало возможным создание такого рода институтов.

Предложенная поправка - единственная возможность решения проблем организационного порядка, с которыми сталкивается компания, в противном случае она не сможет функционировать, потому что иначе не преодолеть возникшее состояние неопределенности, когда компания перестала быть государственной, но фактически не стала и общественной. Нам, однако, следует позаботиться о сохранении интеллектуального потенциала Государственной компании "Телерадио-Молдова" и позволить сотрудникам работать под руководством и надзором Наблюдательного совета.

Вопрос: Существует такая общественная компания по телевидению и радиовещанию, опыт которой можно было бы перенять?

Ответ: Ни в одной стране нет варианта, наметившегося у нас. В одних странах есть конкретные учредители общественной компании. Там работу в этом направлении повели значительно раньше нас. У нас же возникла коллизия после принятия Гражданского кодекса, вот почему, как я уже говорил, придется внести изменения и в Гражданский кодекс - процедура, которая может продлиться месяцы. А состояние неопределенности компании не терпит отлагательств. Руководствуясь нормами нового Гражданского кодекса, решено ликвидировать государственную компанию и приступить после этого к созданию общественной компании. Такое право у парламента есть.

Вопрос: В Кишиневе есть представитель Генерального секретаря Совета Европы. Возможна ли оперативная экспертиза новой поправки?

Ответ: Думаю, возможна.

Вопрос: Согласно поправке, правительство спишет долги компании. По мнению оппозиции, неправильно, когда государство, иначе говоря - налогоплательщики, берет на себя долги, образовавшиеся по вине бывших руководителей этих учреждений...

Ответ: Возникнет совершенно новая структура, компания перестанет быть государственной, станет общественной. Естественно, новая компания должна родиться без долгов, в противном случае она не сможет функционировать, не сможет развиваться. Другое дело, что законодательство предельно ясно гласит: ликвидационная комиссия призвана изучить причины образовавшейся задолженности и при необходимости обратиться в правовые органы с требованием провести соответствующее расследование.

Интервью лидера парламентской фракции "Молдова ноастрэ" ("Наша Молдова") Дмитрия Брагиша.

Вопрос: Возглавляемая вами фракция назвала ряд мотивов, по которым вы отклоняете поправку. В частности, вы против списания долгов компании. Почему?

Ответ: После того, как парламент простит компании долги, нам, налогоплательщикам, придется "отдуваться" за финансовые нарушения, допущенные администрацией компании за последние восемнадцать месяцев. Это принципиальный вопрос. Другое дело, если бы задолженность образовалась по причине дефицита бюджетных средств. Однако в условиях, когда за последние три года бюджет компании практически удвоился, а сумма долга при этом возросла четырехкратно, невольно возникают совершенно естественные сомнения. Следовательно, вначале необходимо поручить правовым органам разобраться с так называемыми "ошибками", допущенными администрацией "Телерадио-Молдова".

Вопрос: Законодательная поправка, принятая уже в первом чтении, предполагает увольнение персонала в полном составе. Как рассматриваете вы эту ситуацию?

Ответ: Этот вопрос вообще не выносился на обсуждение, в предложенном проекте говорится о необходимости "соблюдения Трудового кодекса". Так или иначе, нормы Трудового кодекса надо соблюдать. Предложенная поправка должна иметь конкретные последствия - иными словами, долг законодателей изыскать в бюджете энную сумму денег на выходные пособия сотрудникам в связи с предстоящей ликвидацией компании. Однако мне кажется, что ликвидация компании преследует иные цели, а именно - кадровые чистки с тем, чтобы любой ценой отстранить сотрудников, отстаивающих свободу выражения на телевидении и радио, и оставить компанию в руках те, кто и впредь сохранит диктаторский стиль работы на телевидении и радиовещании.

Вопрос: Какие еще мотивы побудили вас отклонить поправку?

Ответ: Мы не можем поддержать проект закона, который ухудшает положение дел на телевидении, который скрывает недостатки в работе нынешнего и предыдущего руководства. Не могу поддержать проект закона, который проталкивается через парламент в срочном порядке и в режиме засекреченности.

Интервью лидера парламентской фракции Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки.

Вопрос: Почему фракция ХДНП не поддержала этот проект закона?

Ответ: По той простой причине, что речь идет об очередной попытке правящей партии сохранить полный контроль над компанией "Телерадио-Молдова" и использовать этот институт как инструмент манипулирования общественным мнением, как рычаг для удержания власти коммунистами. В то же время, очевидно, что за намерением списать долги компании скрывается, по сути, попытка отмыть какие-то денежные средства, утаить какие-то растраты, совершенные руководством компании за последние годы коммунистического правления. Проект преследует также продолжение кадровой политики, суть которой в избавлении от сотрудников телевидения и радио, неугодных властям. Прискорбно, что коммунистическое большинство отказывается сотрудничать с Советом Европы в порядке консультации по законопроектам и получения предварительного заключения европейских экспертов - проектам, которые затрагивают лишь область демократических институтов, а не все законодательство. Вопрос о телерадиокомпании находился и находится в центре внимания этой международной организации и четко фигурирует в обеих известных резолюциях ПАСЕ.

Вопрос: Закон, на основании которого был создан общественный институт телевидения и радио, в конечном итоге получил положительное заключение Совета Европы. Как вы считаете, можно говорить о наличии законодательных рамок, достаточно хороших для создания института, который удовлетворил бы все сегменты общества?

Ответ: Не было никакого положительного заключения Совета Европы по этому закону. Напротив, отмечалось лишь, что принят новый закон, и выражалась надежда на то, что после его вступления в силу произойдут изменения в лучшую сторону. Разумеется, изменения в лучшую сторону невозможны. Известно, что во всех пост-коммунистических странах партии этой фактуры всячески старались удержать контроль над телевидением и радио как рычаг влияния на общественное мнение, поэтому и нам приходится нелегко. Придется возобновить акции протеста, придется вновь обратиться в Совет Европы, в Европарламент - через Комитет по европейскому сотрудничеству в Республике Молдова, в котором я состою и в задачи которого также входит мониторинг демократических процессов, соблюдения европейских норм и стандартов в области функционирования демократических институтов в Республике Молдова.

Вопрос: Как, по вашему мнению, можно обеспечить доступ оппозиционных парламентских фракций, гражданского общества к общественному телевидению?

Ответ: Думаю, такого доступа не будет, если не удастся возобновить акции протеста. Без очередного проявления несогласия со стороны творческого коллектива компании "Телерадио-Молдова" никакого прогресса в этом деле не добиться. Парламентская полемика в этом случае неубедительна и, думаю, международные организации отреагируют только тогда, когда увидят, что в Республике Молдова гражданское общество возмущено злоупотреблениями правящей партии. В противном случае все останется по-прежнему.

Как сообщило агентство "Молдпрес", 23 октября парламентская группа Партии коммунистов обратилась в Совет Европы с просьбой провести экспертизу изменений в Закон об общественной национальной телерадиоорганизации Компания "Телерадио-Молдова". В адрес постоянного представителя генерального секретаря СЕ в Кишиневе Владимира Филиппова направлена просьба, не позволять политизировать процесс реформирования компании "Телерадио-Молдова".

МВФ предложил Кишиневу и Тирасполю свои услуги

В Кишиневе с шестидневным ознакомительным визитом находится исполнительный директор Международного валютного фонда Джерон Кремерс. Это второй визит высокопоставленного представителя МВФ в Республику Молдова, совершаемый накануне прибытия в Кишинев 28 октября миссии фонда.

Кремерс прибыл в Кишинев, чтобы ознакомиться с экономическим и финансовым положением страны и стратегией ее развития после приостановки финансовой программы. В декабре совет директоров МВФ должен обсудить выполнение программы финансирования Молдовы в рамках Механизма снижения уровня бедности и экономического роста (PRGF), утвержденного 15 декабря 2000 года на трехлетний срок, который истекает в декабре 2003 года. Из-за невыполнения правительством части оговоренных с фондом мероприятий, программа неоднократно приостанавливалась, так что Республика Молдова получила только три транша кредита (декабрь 2000 года, март 2001 года и июль 2002 года) на сумму примерно 37 млн. USD из общей суммы в 147 млн.USD.

Как заявил журналистам постоянный представитель МВФ в Кишиневе Эдгардо Руджиеро, фонд хотел бы, чтобы с ним консультировались, когда Кишинев и Тирасполь начнут переговоры в области экономики. МВФ озабочен двумя аспектами процесса переговоров: "Кто заплатит долг Приднестровья, который в расчете на душу населения намного выше, чем на правобережье Днестра, и какими будут налоговые отношения между администрациями различного уровня?" и "Кто и на каком уровне собирает определенные пошлины, какие расходы может нести каждый уровень управления, какие перечисления будут предусмотрены центральным правительством местным администрациям?"

По словам представителя МВФ, у нового федеративного государства должен быть один банк-эмитент и единая таможенная и налоговая система.

Руджиеро дал положительную оценку отмене освобождения от уплаты НДС в сельском хозяйстве и медицине, но считает, что доходы, которые предусмотрено получить от отмены освобождений в проекте бюджета на 2004 год, слишком оптимистичны. "Республике Молдова будет сложно справиться в нынешнем и будущем годах без внешнего финансирования, даже если ее экономическое положение уже не является кризисным. /.../ Полагаем, что правительству следовало бы отложить снижение подоходного налога с хозяйствующих субъектов, а также в случае введения единого налога в сельском хозяйстве, необходимо прежде провести тестирвание в одном или двух районах. Считаем также, что Молдова не готова к внедрению новой системы медицинского страхования с 1 января 2004 года, что повлияет через налоги на хозяйствующие субъекты, при этом еще неясно, есть ли рынок для медицинского страхования", - сказал Руджиеро.

Он считает, что молдавские власти путают борьбу с коррупцией в административной системе с уклонением от уплаты налогов в частном секторе. "Инструменты борьбы с этими двумя явлениями сильно различаются. Молдове очень сложные законы, позволяющие официальным работникам министерств, налоговых или таможенных служб действовать по своему усмотрению, сказал Эдгардо Руджиеро. ("БАСА-пресс")

Документ под кредиты ВБ снова не готов

Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности так и не была доработана, хотя с момента истечения установленного Всемирным банком срока разработки документа прошло больше месяца. Процесс участия в разработке стратегии гражданского общества запаздывает.

Отчитываясь по этому вопросу перед премьер-министром, заместитель министра экономики Вячеслав Афанасьев, назначенный постановлением правительства ответственным за разработку окончательного варианта стратегии, сообщил, что нынешний вариант документа доработан на основе отзывов, представленных всеми центральными органами публичного управления и Всемирным банком. Хотя стратегию постарались существенно улучшить в структурном отношении, Всемирный банк вновь выдвинул предложения по доработке документа.

Глава кабинета министров Василий Тарлев потребовал ускорить инициирование всенародного обсуждения и консультаций с гражданским обществом по поводу стратегии.

Директор Офиса Всемирного банка в Молдове Эдвард Браун недавно заявил, что в процессе разработки стратегии в последнее время возникли проблемы, но новый министр экономики пытается активизировать данный процесс. Банк и другие доноры "предпочли бы, чтобы фиксированный предельный срок подготовки документа не устанавливался. Это дало бы возможность правительству и всем заинтересованным сторонам разработать качественный документ".

Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности будет положена в основу Стратегии помощи для Молдовы Всемирного банка на последующие три года, а также других внешних кредиторов и доноров. Ранее было заявлено, что Кишинев надеется получить на внедрение стратегии от международных финансовых организаций концессионные кредиты на сумму свыше 200 млн.USD. ("БАСА-прес")

Молдова разочаровалась в ВТО

Договор, подписанный между Республикой Молдова и Всемирной торговой организацией в мае 2001 года, не дает всех преимуществ, которыми могла бы воспользоваться наша страна; ясно, что она не оговорила наиболее выгодные условия процесса вступления в ВТО, заявляет премьер-министр Молдовы Василий Тарлев.

По его словам, "определенные упущения в подписанном с ВТО договоре стали возможными потому, что переговоры велись в кабинетах чиновников, в переговорном процессе отсутствовала необходимая прозрачность, к нему не были подключены хозяйствующие субъекты-экспортеры".

"К сожалению, обратного пути нет, и мы должны работать в имеющихся условиях", - сказал Тарлев. Он отметил, что сейчас в ходе двусторонних переговоров по вступлению в ВТО других стран "Республика Молдова пытается максимально воспользоваться преимуществами, которые дает ей статус члена ВТО".

Республика Молдова стала полноправным членом ВТО в мае 2001 года. Ранее молдавские власти объявили, что вступление Республики Молдова в ВТО было главным достижением правительства в 2001 году.

В Молдове обнаружили новую статью экспорта

Третий форум экспортеров, прошедший в пятницу в Кишиневе, удивил. Изначально протокольное мероприятие, которое проигнорировали крупные экспортеры, неожиданно "заработало" - диалог представителей государства и бизнеса состоялся. Трудно сказать, пишет "Кишиневский обозреватель", что повлияло на это: демократичная атмосфера зала, в котором проходил форум, устало-вальяжная доступность министра экономики Мариана Лупу, демонстрировавшего готовность к диалогу и сотрудничеству, или недостаточная "заорганизованность" мероприятия.

Самым очевидным результатом форума стало открытие в Молдове новой экспортной составляющей - информационных технологий. Открытие - в том смысле, что власть в лице премьера Василия Тарлева была буквально поставлена перед фактом. Звание "Лучший экспортер года" присвоено компании "Ritlabs". Гендиректор Организации по продвижению молдавского экспорта (МЕПО) Валерий Канна объяснил выбор тем, что фирма "Ritlabs" "в самом сложном секторе конкурирует с такими компаниями, как "Microsoft", и добилась значительных результатов. И Молдова может гордиться такими компаниями".

По словам директора "Ritlabs" Сергея Демченко, по сравнению с прошлым годом объем экспорта его компании увеличился в 10 раз. "География самая обширная. Я не знаю такой страны, в которой мы не продавали бы свой продукт". Если говорить о самом продукте, то "мы можем предложить пользователям работать с электронной почтой, защищенной от вирусов. Для средних и крупных предприятий нами разработана система обмена информацией между филиалами. Эти решения апробированы, много лет они работают в наших молдавских банках, компаниях".

В следующем году компания выходит на рынок со второй, обновленной, версией почтовой программы. "Обновление заключается в расширении функциональности почтовой системы, в изменении внутренней структуры и новом направлении - защите конфиденциальной информации. То есть, те права, которые у вас есть по Конституции, в интернете должны сохраняться. Сегодня, к сожалению, это не происходит, там, где начинается виртуальная реальность, там начинаются другие законы. Наша задача - добиться того, чтобы все, что вы делаете в интернете, было предсказуемо, защищено и никто не вмешивался в вашу деятельность".

Сергей Демченко считает, что информационные технологии могут стать стратегической отраслью экономики Молдовы - если государство создаст необходимые условия. Например, за последний год в десятки раз возрос интерес к Румынии как к производителю программного обеспечения, потому что после терактов 11 сентября производство информационных технологий сместилось в Европу. Развитые в этом отношении Япония, Индия, Китай, Корея расположены достаточно далеко, и у них другие культуры, свой регион, свой интернет. А основной рынок потребления программных продуктов - это все равно Европа, Америка, "и мы гораздо понятнее для своего покупателя, мы ближе".

До сих пор производители программного обеспечения тщетно взывали к властям и пытались привлечь внимание к своему бизнесу. Во всяком случае, третий год подряд Вячеслав Кунев, директор компании "Deeplace", выступает с пламенной речью в защиту информационных технологий на форуме экспортеров, организованном МЕПО. Однако на этот раз его усилия оправдались. Пока предприниматель говорил, премьер-министр Василий Тарлев и министр экономики Мариан Лупу оживленно переговаривались, заинтересованно косясь на оратора. Во всяком случае, бизнесмен получил приглашение министра и обещание "более подробно проработать весь пакет" предложений программистов, который они уже направили в правительство. "Нам нужно будет квалифицированное экспертное содействие", - отметил Мариан Лупу.

Вячеслав Кунев считает, что информационные технологии в республике должны быть поддержаны государством: "Это фантастический потенциал. Молдова могла бы стать своеобразным интеллектуальным офшором."

В Молдове неоднократно различные иностранные компании пытались создать совместные предприятия по работе в том числе в области офшорного программирования. Очень многие из этих предприятий закрыты и переведены в Румынию. Это результат налогового бремени.

Министр связи и информации Российской Федерации Леонид Рейман в интервью агентству "Новости-Молдова" дал оценку возможностям Молдовы в области информационных технологий и перспективам сотрудничества по линии связи и информации.

- Все государства Содружества внедряют инфокоммуникационные технологии, решают одни и те же задачи. Поэтому чрезвычайно важен обмен опытом. Он не только качественно ускорит процесс решения задач, но и, что немаловажно, сократит расходы. Несомненно, очень важно и разделение обязанностей: разработанная в одном государстве та или иная программа или технология могли бы быть применены в других странах.

Так уже внедряется Программа создания информационно-маркетинговых центров, разработанная, чтобы поддержать национальных производителей. Ведь пока еще часто информация о товарах и товаропроизводителях одной страны СНГ не доступна в других странах. Этой программе было уделено приоритетное внимание. В настоящее время существуют технические и технологические решения, есть уверенность, что в ближайшее время программа будет эффективно работать.

Координационный совет по информатизации СНГ с интересом отнесся к молдавским общегосударственным базам данных физических и юридических лиц. Они получили высокую оценку специалистов в различных странах. Есть хорошая перспектива, что инициатива молдавских коллег будет поддержана всеми странами СНГ, и подобного рода системы начнут развиваться во всех странах. В России подобная работа уже идет. И здесь особенно важно, чтобы был обеспечен эффективный "стык" между базами разных стран, который позволял бы осуществлять эффективный информационный обмен. Это позволит, помимо экономического аспекта и аспекта безопасности, учесть и аспекты, связанные с временной миграцией граждан внутри СНГ.

Новая разделительная линия между Молдовой и Приднестровьем

Приднестровье обеспокоено перспективой создания новых таможенных постов на его административной границе с Молдовой. Как передал корреспондент "Инфотаг" из Тирасполя, администрацию Приднестровья настораживает количество новых таможенных постов и численность обслуживающего персонала.

Заместитель председателя таможенного комитета Приднестровья Алексей Липовцев расценил это, как "создание полноценной таможенной и экономической государственной границы, что никак не увязывается с идеями федерализации". В правительстве непризнанной ПМР считают, что одной из задач новых таможенных постов станет взимание импортных пошлин на произведенные в Приднестровье товары, если предприятия-производители не прошли перерегистрацию в Молдове и не имеют фискальных отношений с соответствующими службами в Кишиневе.

Липовцев говорит, что "приднестровская сторона будет обеспечивать адекватные меры защиты своих экономических интересов". Он не видит особого смысла в создании новых таможенных постов кроме "непонятного стремления использовать таможенные инструменты в политических играх".

Высокопоставленные представители власти Приднестровья говорят, что действия Кишинева являются вынужденными, поскольку "к созданию внутренней экономической границы их понуждает проблема пополнения государственного бюджета при отсутствии внешнего финансирования".

Ранее представители Приднестровья заявляли о том, что торгово-экономические отношения экономических агентов левого и правого берегов Днестра пошли на спад. По данным министерства экономики ПМР, в первой половине 2003 г. они не превышали 3,5% от общего объема. В таком случае ссылки на "пополнение" Молдовой бюджета за счет введения новых таможенных пунктов, по меньшей мере, малоубедительны. Приднестровье установило свои таможенные посты вдоль Днестра еще в начале 90-х годов. С тех пор осуществляется проверка всех пассажиров и грузов, которые следуют из Молдовы. Кроме того, в нынешнем году было введено взимание стопроцентной пошлины на товары, которые ввозятся из Молдовы в Приднестровье.

Газета "Днестровский курьер" озаглавила опубликованный материал на эту тему "Кишинев возводит новый барьер". Еженедельник утверждает, что Кишинев приступил к созданию полноценной таможенной границы между Молдовой и Приднестровьем. К началу ноября молдавские власти установят вдоль Днестра 19 постоянных таможенных постов. Их основной задачей станет контроль товаров, которые поступают со стороны Приднестровья. Инициативой исходила их администрации президента Воронина, и молдавское правительство тут же приняло соответствующее решение.

Официальный Кишинев воздержался от внятного комментария столь серьезного шага. Единственный аргумент - необходимость усилить контроль за импортом. Было также заявлено, что молдавские таможенники не будут применять таможенные пошлины в отношении товаров, произведенных в Приднестровье, если это подтверждено документально. Все меры экономической политики будут применяться лишь в отношении грузов, завозимых в Молдову через Приднестровье из других стран.

В Тирасполе, комментируя решение Кишинева, напоминают, что оно стало очередным этапом в той экономической политике, которую долгое время ведет молдавское руководство. Как отметил в интервью информационному агентству "Ольвия-пресс" первый заместитель министра промышленности ПМР Юрий Ганин, "это повторение решения, которое было принято Кишиневом четыре года назад. Тогда вдоль границы с Приднестровьем Молдова создала так называемые мобильные посты, которые представляли налоговые органы. Всего было 20 таких передвижных постов, при этом они работали при поддержке органов внутренних дел. И вот эти 20 передвижных постов в течение 2 лет контролировали границу с Приднестровьем. Потом, после сделанного экономического анализа и вывода о том, что эти посты приносят значительно меньший доход в бюджет Молдовы, чем их содержание, было принято решение об их отмене. Взамен были созданы стационарные фискальные посты - в меньшем количестве и с меньшими затратами на содержание. Такая ситуация у нас длилась до июля 2003 года. Наконец, в июле, когда процессы федерализации стали набирать темпы, президент Молдовы объявил, что с Приднестровьем не может быть таможенных постов. Такой режим просуществовал буквально три месяца. И вот сейчас мы видим очередной шаг, очередной крутой поворот молдавского правительства в своей внутренней экономической политике".

Итак, что означает решение Кишинева и как оно отразится на Приднестровье? На первый взгляд, говорит Ганин, экономика ПМР от этого пострадать не должна. Кишинев специально подчеркивает, что произведенные в Приднестровье товары не будут облагаться пошлиной. Оно и понятно. Молдове, казалось бы, невыгодно увеличивать для себя стоимость приднестровского импорта. Однако вот что настораживает. Теперь на новых молдавских постах вдоль Днестра наши экономические агенты должны будут предоставлять документ, который подтвердил бы приднестровское происхождение товара. Но дело в том, что сертификаты, выданные в Приднестровье, Кишинев не признает. Для того, чтобы по молдавским понятиям товар стал легитимным, его производитель должен быть зарегистрирован в Молдове. Получается эдакий капкан на перспективу.

Как отмечает Юрий Ганин, "этот факт можно расценивать с точки зрения возможных событий, которые произойдут с нового года, когда, как объявила Молдова, все приднестровские предприятия должны будут иметь постоянную регистрацию в Кишиневе. Стало быть, если наши предприятия не будут иметь такую постоянную регистрацию, то при ввозе своего товара в Молдову они не будут рассматриваться как приднестровские, и в этом случае весь товар будет облагаться импортными пошлинами или НДС. То есть это предварительный шаг, который будет побуждать наши предприятия пройти постоянную регистрацию в Молдове".

Решение молдавских властей имеет не столько экономическое, сколько политическое значение. Кишинев давно пытался изолировать Приднестровье со стороны Украины, разместив на приднестровском участке молдово-украинской границы свои таможенные посты. Для международного давления на Киев в этом вопросе Кишинев неоднократно обвинял Украину в пособничестве "приднестровским контрабандистам". Впрочем, отсутствие аргументов в пользу таких сказок привело к тому, что очень многие в Европе просто перестали обращать внимание на кишиневскую клевету. Киев отказался поддержать удушение Приднестровья. Возможно, что, не сумев заблокировать республику со стороны Украины, Кишинев в отчаянии решил усилить барьеры со своей стороны.

Как сообщил в интервью "Ольвии-пресс" Юрий Ганин, "2-3 октября в Молдове проходило заседание совместной молдо-украинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. К большому сожалению, наш представитель не присутствовал на этой встрече, поскольку приглашение от молдавской стороны мы получили в день начала работы комиссии. Но мы знаем, что там активно обсуждался вопрос о создании совместных постов вдоль границы Приднестровья - молдово-украинских совместных постов, и знаем, что никакого решения принято не было. Возможно, что планы Молдовы по устройству своих постов на приднестровском участке молдово-украинской границы потерпели крах, и Кишинев решил компенсировать его укреплением своей внутренней границы".

Впрочем, как полагают в Тирасполе, кишиневское решение сыграет скорее на пользу Приднестровья. Объявляя о создании таможенных постов по Днестру, Кишинев, называет их внутренними. Но ни в одном государстве мира нет подобной внутренней границы. В свое время сам Воронин не раз заявлял, что внутри одного государства не может быть двух таможен. Шаг за шагом усиливая экономическую блокаду Приднестровья, Молдова мотивировала это в том числе и необходимостью создания единого таможенного пространства. Теперь, если следовать молдавской логике, Кишинев признает нашу республику другим государством. Молдова фактически проводит государственную границу по Днестру.

Как отметил Юрий Ганин, "идея о создании общего таможенного и экономического пространства при таких действиях фактически разрушается. Речь идет о функционировании и существовании двух таможенных систем. Другими словами, принятое в Молдове решение свидетельствует о том, что Кишинев будет строить отношения с Приднестровьем на тех же принципах, на которых строятся отношения Молдовы и с Украиной, и с Россией, и с Германией, и с любыми другими государствами. А значит, по большому счету, Молдова все-таки видит Приднестровье соседним государством".

Все это происходит на фоне того, что во время каждой из своих поездок в Европу Воронин просит у ЕС немалые средства для обустройства общего таможенного пространства с Приднестровьем. Более того, как стало известно, Кишинев уже выпросил часть этих денег. "На прошлой неделе Еврокомиссия приняла решение о том, что Молдове будут предоставлены 3 миллиона евро для создания общего таможенного пространства и для технического оснащения таможенных постов. Получается, что с одной стороны Молдова просит деньги у Евросоюза, чтобы создать общее таможенного пространство, с другой - делает далеко идущие шаги по его разделению", пишет "Днестровский курьер".

Проводя таможенную границу по Днестру, Кишинев только подтверждает предположения многих аналитиков о хаосе в воронинской команде. Действия Кишинева становятся все более лихорадочными и нелогичными, и все больше компрометируют молдавскую власть в глазах мирового сообщества, убеждены в "Ольвия-пресс". На прошлой неделе Молдова ввела в действие второй передатчик для глушения приднестровских сотовых сетей, провоцируя Тирасполь на еще более жесткие адекватные меры. Таким образом, вместо того, чтобы искать пути разрешения телефонного кризиса, Молдова все дальше отодвигает возможность восстановления связи между двумя государствами. В вопросе с таможенной границей налицо та же ситуация.

В действиях Воронина все меньше логики и все больше свидетельства того, что молдавская власть переживает глубокий кризис, как говорят многие аналитики, "агонию режима". Очевидно, в глубине души Воронин уже понимает, что его амбиции потерпели поражение, и в панике рушит последнюю возможность удержать Приднестровье в рамках призрачной Молдавии. Каждое неуклюжее движение молдавского президента все больше отдаляет наши государства. Может случиться и так, что похороны федеративной идеи, которые устроила в Кишиневе воронинская команда, перерастут в похороны самого режима, пишет "Ольвия-пресс".